Смотрю на станцию Черлак...

Околожелезнодорожное эссе

Знак информационной продукции 6+

На изображении сверху: станция Черлак и её окрестности на топографической карте Омской области масштаба 1:200 000 (в 1 см 2 км)
Фото снизу: здание станции Черлак до ремонта; в настоящее время покрыто жёлто-серым сайдингом (фото с сайта wiki.nashtransport.ru).

1.

На карте Омской области даже для меня, географа, немало интересных и загадочных мест. Разумеется, есть хорошо знакомые и изученные районы, где даже малозаметная деталь на карте вызывает множество воспоминаний и эмоций. Но есть и такие, где вроде бы побывал, но интересующей меня сути не увидел, волнующей тайны не раскрыл…
Именно такими местами стали для меня станции и полустанки южных районов Омской области. Основное, магистральное направление от Омска до станции Иртышское я проезжал неоднократно. Так что неизведанным для себя я его назвать не могу. Но вот те участки железной дороги, которые от Иртышской расходятся на запад и на восток, к Русской Поляне (это уже недействующий участок) и на Валиханово и Карасук (рабочий участок), привлекают меня довольно давно. Информации по ним не так много, и она, как правило, довольно поверхностна.

2.

Есть на действующем участке Иртышское-Карасук крохотная станция Черлак. Когда я впервые увидел её на карте-двухкилометровке, то сильно удивился: от неё до райцентра – одноимённого рабочего посёлка Черлак минимум 40 км! А отчего же тогда такое название? Ответа на этот вопрос я пока не нашёл. Вероятно, проектировщики, размечая трассу будущей железной дороги, дали её название по ближайшему райцентру. Тем более, что станция эта – единственная на территории Черлакского района.
Вообще, немного почитав про строительство южной ветки в Омской области, я немного удивился тому, насколько интересной порой бывает история выбора названия станции. Взять, к примеру, ту же станцию Иртышское. Это главная станция на юге Омской области, самая крупная, узловая. Находится в пределах крупного рабочего посёлка Большегривское Нововаршавского района. И вот что вспоминает о происхождении её названия работник этой станции, начальник отдела кадров 32-й дистанции пути Анатолий Саввич Задерей:
«Почему станция называется «Иртышское»? Военные посмотрели на свою карту [вероятно, имеется ввиду карта Генерального штаба – прим. В.Д.]. Примерно в 80 км отсюда, в Казахстане был аул Иртышское. Он отживал свой век, разваливался. Решили: носить станции название Иртышское. Торжественное открытие железнодорожного моста через р. Иртыш весной 1961 г. фактически стало открытием этой станции…» [2, с. 3].
Тут любопытно два обстоятельства. Во-первых, название станции выбиралось военными, которые и были главными строителями на этом участке. Как рассказывает в той же статье инженер станции А.В. Роштейн, в районе Иртышской стояла воинская часть из Кокчетава [2, с. 3]. А во-вторых, название аула лишь подсказало название станции. Ведь нужно было ориентироваться на её назначение. А оно, безусловно, связано с мостом через Иртыш. Так что станция была названа не в честь, а по примеру казахского аула.
Вполне возможно, что название станции Черлак тоже давали военные, но примером для них стало название райцентра.
Проезжая я мимо станции Черлак только один раз, на поезде Рубцовск-Омск со стороны Барнаула зимой 2004 года. Помнится, в то утро я проснулся около 6 утра от глухого, но мощного гудения тепловоза. Это было в Новосибирской области на станции Карасук. На ней мощные магистральные тепловозы серии «ТЭ», именуемые в народе «пряхой» меняются на электровозы, так как дальнейший участок магистрали является электрифицированным. Вот такой мощный тепловоз как раз и стоял рядом с вагоном, в котором ехал я.
Через станцию Карасук идут все поезда, соединяющие Барнаул с Омском, так что она была мне хорошо знакома. Я всегда любуюсь ею, а особенно мощными, но не экологичными тепловозами, источающими густой жирный дым. Они обслуживают неэлектрифицированные участки железных дорог в Алтайском крае, Новосибирской области (к примеру, участок Татарская-Карасук). У нас в Омской области их можно увидеть на станции Входная, где есть открытые склады для ремонта путей.  А так же в тех местах, где ведётся такой ремонт.
В общем, в то утро я уже больше не спал и с нетерпением ожидал нашего проезда по территории Республики Казахстан. Единственная наша остановка на этом участке была на небольшой станции Валиханово. Но ничего интересного я не увидел. Станция маленькая, неприметная. К тому же вокруг намело сугробов. Заснеженные степные просторы, тянущиеся за окном, меня не впечатляли.
Дальше я ожидал станцию Черлак. Но остановки на ней не было, поезд промчался быстро, и я едва успел увидеть маленький, неприметный станционный домик, даже не прочитав название.
Вскоре поезд прошёл по мосту через скованный во льдах Иртыш и через несколько минут мы были на станции Иртышское. Начались знакомые места, и я перестал следить за дорогой.

3.

Разумеется, столь заурядные воспоминания двадцатилетней давности не стоят того, чтобы писать целое эссе. Но несколько месяцев назад я случайно наткнулся на упоминание о весьма интересной статье в газете «Черлакские вести» под названием «Остались одни лишь воспоминания» [5].
Данная статья приурочена ко Дню железнодорожника и в ней с большой теплотой рассказывается о тех временах, когда станция Черлак строилась силами двух строительно-монтажных поездов, была более крупной и значимой. Автор статьи – Г. Деркач – приехала сюда с родителями ещё в начале её строительства. Вот что она рассказывает:
«…В мае 1960 года наш отец привёз сюда свою семью… Жили мы, как и многие другие, в крытых железнодорожных вагонах…
…К концу лета построили жилые дома, школу, клуб, магазин, ФАП, водонапорную башню. В сентябре уже заселились в квартиры…».
Станция располагалась в степи, а потому «…было посажено много зелёных насаждений, развита художественная самодеятельность, в Клубе стояли бильярд, теннисный стол. Был свой хор…
…День железнодорожника всегда отмечали в лесу. Заранее проводилось освещение, работал буфет, буквально с утра гремела музыка. Все люди, принарядившись, шли на гуляние…
…На День рыбака обязательно выезжали на Иртыш, где были различные конкурсы, игры и буфет…
…В 80-е годы на станции Черлак построили два двухэтажных дома, открыли детский сад, асфальтировали дорогу. Естественно, ходили пассажирские поезда и не только до Омска. Можно было уехать в Москву, Ташкент, на курорты Кавказа…».
В «Атласе схем железных дорог СССР» 1980 года я нашёл информацию о двух поездах, ходивших из Омска через Иртышскую. Первые уже знакомый мне Омск-Рубцовск. Он шёл, соответственно и через Черлак и через другие станции до Барнаула и Рубцовска. А второй поезд – Омск-Боровое, шёл до станции Иртышской, а потом, через Русскую Поляну на Кокчетав [1, с. 15]. В Черлак он не заходил, но жители станции могли и в Боровое съездить без проблем.
2010-е годы же на станции Черлак были совсем иными: «…нет школы, - с грустью пишет Г. Деркач в своей публикации, - детского сада, клуба, ФАПа, не ходят к нам «ГАЗели», не останавливается пассажирский поезд…».
«…Но пока живы воспоминания, - завершает рассказ автор статьи, - будет жить и наша маленькая станция, вносящая свой вклад в бесперебойную работу Транссибирской магистрали».

4.

Я обожаю крохотные станции и полустанки. К примеру, когда еду по своему главному «маршруту жизни», направлению «Омск-Исилькуль», обязательно внимательно посмотрю на остановочный пункт (бывшую станцию) Кухарево. Расположен он практически в центре Камышловского Лога, древней ложбины стока, по которой когда-то текла река Камышловка. И, вроде бы, знаю, что не увижу там никогда ничего нового. А всё равно, душа просит, душа радуется приезду в родной Исилькульский район, встречающей меня этим крохотным железнодорожным объектом. То же самое и с Озером Камысловским, уже описанным мною в отдельном очерке [4].
Частенько, думая о такой станции, в голову приходят разные идеи, одна фантастичнее другой. Например, в размышлениях о станции Черлак я подумывал о возможности прокладки от неё узкоколейки в направлении озера Ульджай. Чтобы туристы, доехав поездом до станции, могли прокатиться по степи, осматривая её из окон непривычно крохотного полуоткрытого вагончика. Или идея запуска от Черлака до Омска пассажирской мотриссы, которая, наподобие автобуса, собирала бы пассажиров, опоздавших на основной электропоезд «Иртышское-Омск». Я слышал, что такое практикуется в нескольких регионах. И тогда жители станции Черлак могли бы без пересадок ездить в областной центр. Аналогичную идею можно бы было предложить и после восстановления железной дороги от Иртышской до Кокчетава через Русскую Поляну. И тогда мотрисса могла бы ходить по маршруту Черлак – Граничная». Граничная – это последняя станция на этом участке (за Русской Поляной), рядом с границей между Россией и Республикой Казахстан…
Сейчас эта ветвь перестала работать, станции заброшены, а вместо поездов эти степные просторы Омской области покоряют личные автомобили.
Что поделать – фантазии любителей железнодорожной тематики, вроде меня, далеки от реалий эксплуатации железных дорог. Но мечтать же нам никто не запрещает.

5.

Всё, что я могу сейчас – это посмотреть на станцию Черлак в Интернете. Судя по открывающимся расписаниям, жизнь на станции стала получше. От Иртышской до Камня-на-Оби в Новосибирской области ежедневно ходит пассажирский поезд, останавливающийся на станции Черлак. И до райцентра тоже есть регулярное автобусное сообщение. И ФАП, вроде как, на станции тоже возродился.
Открыв фотографии, я долго рассматриваю аккуратное, недавно отремонтированное станционное здание с большой вывеской. По Яндекс-картам [7] и космоснимкам определяю, что веер на станции включает в себя четыре пути. Ещё несколько рабочих путей расходятся на юг до каких-то инфраструктурных объектов (скорее всего, подстанции и небольшого элеватора) и заканчиваются тупиками.
Казалось бы, что особенного? Для простого человека, конечно же, ничего. Но для меня, любителя полустанков, подъездных путей, тупиков, старых вагонов, переездов и прочей неприметной железнодорожной инфраструктуры Черлак представляет большой интерес.
Во-первых, меня всегда интриговало название. Станция-«тёзка» крупного райцентра, расположенная в 40 км от него! Конечно, интересно про неё узнать!
Во-вторых, станция эта – вне основного маршрута из Омска. Таких станций немного в нашей области, но они есть. Самая известная из них, пожалуй, станция Мангут [6]. Не так давно и в любимом мною Исилькульском районе была станция Юнино, но сейчас её упразднили. А ещё не забудем исчезнувшие станции, типа Развязки или той же Граничной. Так что «станция вне маршрута электропоезда из Омска» уже сама по себе интересна. Просто потому, что побывать на ней случается едва ли не раз в жизни.
Ну и в-третьих, лично для меня это, можно сказать, вызов. Ведь я на ней до сих пор не был…
Так что смотрю я на станцию Черлак на карте, и представляю бескрайние Прииртышские степи, железнодорожные пути с немногочисленными товарными вагонами да миниатюрное, но симпатичное пристанционное здание, которое я видел на фотографии.
А ещё меня увлекает история. И история не только станции Черлак, но и всех южных железных дорог Омского региона. Сколько их было построено! Сколько оказалось брошено! А сколько ещё планировалось создать? Я глубоко убеждён, что моя архивная находка в изысканиях геолога-инженера К.М.Голубенцева, мечтавшего соединить железной дорогой озеро Эбейты с Коксенгирским угольным месторождением через райцентр Полтавку [3, с. 177-178] – лишь одна из многих подобных идей!
Одним словом, железные дороги южных районов Омской области увлекают меня не меньше, чем дороги севера. И станция Черлак – одна из самых любопытных точек на этом увлекательном и вдохновляющем пути.

Список литературы:

1. Атлас схем железных дорог СССР. / Ред. Пушкарева М.И. – М.: Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР, 1980. – 124 с.
2. Граф А., Гомозов П. К 30-летию станции Иртышское. // Целинник. – 1991. – 26 февраля. - №25 (5790). – С. 3.
3. Демешко В.Н. Идеи инженера-геолога К.М. Голубенцева по освоению природных ресурсов озера Эбейты. // Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». Вып. 24 (17). «Во имя Сибирои, во славу России!» // Под общ. ред. В.Н. Русакова. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2023. - С. 172-180.
4. Демешко В. Озеро Камысловское как топонимический реликт. // http://proza.ru/2025/10/09/1562
5. Деркач Г. Остались одни лишь воспоминания. // Черлакские вести. – 2018. – 10 августа. - №31 (10292). – С. 14.
6. Мангут в потоке лет. / Авт.-сост. Л.Д. Малькович. – Омск, 2020 – 293 с.
7. Яндекс-карты. Электронный ресурс. // https://yandex.ru/maps

Январь 2026 г.

Полный список произведений автора: http://proza.ru/avtor/demits


Рецензии