66. 29 июля 1572 года, Дмитрий Хворостинин

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

Второй воевода передового полка происходил из захудалой ветви ярославских Рюриковичей. Богатства и знатности ему не хватало, поэтому из-за системы местничества Дмитрий Иванович получал низкие должности, пробиваясь вверх по карьерной лестнице трудом и исключительно благодаря способностям.

Исполняя военную службу с 15 лет и, в основном, отражая набеги крымчаков на южных границах, воевода привлёк внимание господаря при взятии Полоцка, где он сражался в самых опасных местах и первым со своим отрядом ворвался в тамошнюю крепость. Правда любимцем Иоанна Хворостинину стать не удалось по причине родства с ярославскими князьями. Зато сразу по учреждении опричнины он был переведён в эту половину, а в 1569 году получил чин окольничего с переводом в Тулу и Калугу.

Там он продолжал отбивать набеги степняков. При походе Девлета в 1571 году он являлся третьим воеводой передового полка при Калуге. Полк не смог предотвратить переправу крымчаков и бежал аж за Москву. Лишь отряды во главе с Хворостининым участвовали в битве под Москвой когда был тяжело ранен князь Бельский. Это и спасло Дмитрия Ивановича от расправы, но Иоанн лишил его своей милости, перестал замечать. Впрочем, место своё Хворостинин сохранил и даже вырос в ранге. А от двора сейчас лучше было держаться подальше.

Воротынскому верно доложили о ходе событий. Предпочитая действовать стремительно, Дмитрий Иванович, как только узнал о вражеском прорыве, устремился в погоню. Он врезался в сторожевые части татар и разбил их. Но дальше ему пришлось столкнуться с многократно превосходящими силами противника и бежать обратно на юг. Воевода утешался тем, что, может быть, ему удалось отвлечь татар от Москвы.

Бегство не было сломя голову. Заградительные отряды вязали преследователей, поэтому Дмитрий Иванович успевал получать оперативные сведенья. Так, он узнал, что основное войско во главе с князем Воротынским находилось юго-восточнее селения Молоди, за рекой Рожайкой, где главнокомандующий развернул на удобном холме подвижную крепость из повозок и деревянных щитов. Князь хотел, чтобы по возможности Хворостинин провёл преследователей по правой стороне гуляй-города.

Туда воевода и направился, согласно возложенной задаче. Вместе со своими отрядами он пролетел по узкому коридору между укреплениями и перелеском. Когда татары последовали за ним, то с обеих сторон подверглись обстрелу из пищалей и пушек. Лишь их жалкие остатки отхлынули назад. Русичи попробовали развить наступление, но тут стали подходить многочисленные татарские полки. Пришлось укрыться в гуляй-городе.

Теперь уже, предварительно обстреливая стрелами защитников, татары пытались прорвать укрепления. Русичи отбивались, отвечали ружейными и пушечными выстрелами и периодически даже совершали вылазки, отгоняя противника. Так продолжалось до ночи, потом бой окончился.


Рецензии