Про сюжет для рок-оперы Юнона и Авось

   Григорий Иванович Шелихов (1749-1795гг) известен, как русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец. Занимался с 1775 года обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783-1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке и Северо-Восточная компания, переименованная с 1799г в Русско-Американскую компания на Аляске. Управлялось все это хозяйство из Иркутска.
    Григорий Иванович скончался в Иркутске и похоронен на территории Знаменского монастыря. Памятник на могиле установлен в 1800 году. На лицевой стороне - эпитафия Гавриила Державина, где Шелихов назван Колумбом российским. На боковой стороне, надпись, что памятник установлен вдовой Шелехова: «Поставила сие надгробие в память почтенному и добродетельному супругу горестная вдова. С пролитием горячих слез и с сокрушенным воздыханием ко Господу». Внизу на основании памятника примечательна меркантильная надпись о стоимости в 11760 рублей.
   После смерти Шелихова, через полгода после свадьбы его дочери - Анны Григорьевны (1780-1802гг), его значительное состояние и место во главе Северо-Восточной компании унаследовал зять – Николай Петрович Резанов.
Николай Петрович Резанов - обер-прокурор Сената, дипломат, путешественник, предприниматель, уполномоченного Российско-Американской компании, автор первого русско-японского словаря, стал прообразом героя лирико-драматической поэмы «Авось» Андрея Вознесенского. Поэма послужила литературной основой для рок- оперы композитора Рыбникова «Юнона и Авось» и снятых по ней телефильмов.
    Резанов родился в 28.03.1764г в Санкт-Петербурге в бедной семье коллежского советника. После его рождения отца назначили председателем гражданской палаты губернского суда в Иркутске. В детстве получил хорошее домашнее образование, выучил пять иностранных языков. В 1778 году в 14-летнем возрасте поступил на военную артиллерийскую службу.
    За статность, сноровистость и красоту переведён в Измайловский лейб-гвардии полк. В 1787 году во время поездки императрицы в Крым Николай участвовал вместе с другими молодыми офицерами гвардии в обеспечении её безопасности; тогда ему было 23 года. По неизвестной причине оставил военную службу и надолго исчез из окружения императрицы. Поступил асессором в Псковскую палату гражданского суда, где прослужил около пяти лет с жалованьем 300 рублей в год, после чего был переведён в Санкт-Петербургскую казеную палату. Через некоторое время его вызвали в Петербург и дали место начальника канцелярии в Адмиралтейств-коллегии, а затем - экзекутора Адмиралтейств-коллегии.  В 1791-1793 годах - правитель канцелярии Гавриила Романовича Державина, кабинет-секретаря Екатерины II.
    В 1794 году Резанов по поручению Платона Зубова (одного из фаворитов императрицы) отправился в Иркутск. Участвовал в инспекции деятельности компании основателя первых русских поселений в Америке Григория Ивановича Шелихова, на пятнадцатилетней дочери которого, Анне Григорьевне, женился 24 января 1795 года. При этом она получила дворянский титул, а он - хорошее приданое. Через полгода Шелихов умер, и Резанов стал совладельцем его капитала.
    Сразу после смерти Екатерины II и падения графа Зубова Резанов вернулся в Петербург. Император Павел принял его хорошо. В 1797 году Резанов был определён в Правительствующий сенат секретарём, а через месяц обер-секретарём. Ему было поручено составить «Устав о цехах», который был высочайше одобрен. Далее он учредил раскладку поземельного сбора в Петербурге и Москве и получил за эту работу орден Святой Анны 2-й степени и пенсион в 2000 рублей в год.
    После смерти 22-х летней жены, после родов второго ребенка, в 1803г Резанов подал в отставку и попросил царя (уже Александра I) отправить его послом в Японию. Совместили эту отправку со знаменитой экспедицией Ивана Федоровича Крузенштернa. К слову сказать, настоящее его имя - Адам Иоганн фон Крузенштерн. Маршрут плавания: из Кронштадта, мимо Северной Европы, через Атлантику, вокруг Южной Америки к Северной Америке и Гавайям, Камчатка, Сахалин, Япония, Китай, через Индийский океан, вокруг Африки и Европы. Два корабля «Нева» и «Надежда», были переоборудованы из купленных в Англии шлюпов. Импортозамещение придумано давно. Офицеры экспедиции утверждали, что помощник капитана Лисянский вступил в сговор с продавцом кораблей и купил старые суда, присвоив разницу в стоимости. Неясным остаётся, кто в конечном итоге оплатил стоимость экспедиции -правление РАК или государственное казначейство.
    Первая русская кругосветная экспедиция предназначалась для развития Русско-Американской компании и ею же финансировалась. Император Александр I принял несколько политических решений, одним из которых была доставка в Японию официального посольства под началом Резанова, полномочия которого не были разграничены с капитанскими. Причём из-за тесноты на борту им пришлось делить одну каюту в 6 квадратных метров на двоих. Существовало две инструкции, подписанные императором, согласно которым и Крузенштерн, и Резанов имели высшие полномочия и абсолютное руководство экспедицией. При этом инструкция капитану была составлена не военно-морским ведомством, а руководством РАК. Из-за этого в ходе плавания у Крузенштерна и офицеров кораблей неоднократно возникали ссоры и конфликты с Резановым. Вдобавок свита посла сильно стеснила команды кораблей.
    В 1804г, в Нагасаки, японский император отказал в открытии русского посольства и торговле с Россией по причине жесткой изоляционистской политики. Резанов наговорил кучу дерзостей и угроз. Конфликт с трудом замяли, но посла наградили золотой табакеркой с бриллиантами. «Надежда» вернулась в Петропавловск, где Резанов получил новые директивы и расстался с экспедицией.
    К слову сказать, после отъезда Резанова моральный климат на борту «Надежды» не улучшился, если офицеры и учёные перессорились все. В этих условиях с 5 июля по 29 августа 1805 года было произведено исследование Сахалина. Из-за разногласий и чрезмерной осторожности не было получено чётких доказательств, является ли Сахалин островом или полуостровом и не подтвердили наличие Татарского пролива.
    Затем Резанов, согласно директивам, прибыл на Аляску с инспекцией, где застал русскую колонию в ужасном состоянии. Поселенцы просто вымирали с голоду, так как продукты им доставлялись через всю Сибирь в Охотск и далее морем. На это уходили месяцы, и они приходили испорченными.
   Резанов купил у купца Джона Вульфа судно «Юнона», полное продуктов и отдал их поселенцам. Но до весны этих продуктов не хватило бы, поэтому Резанов приказал построить ещё одно судно, «Авось». После постройки отправил эти два судна на юг, в Калифорнию, за провиантом, а также, чтобы установить торговые отношения с испанцами, которым в то время принадлежала Калифорния.
    Испания была союзницей Наполеона и отношения с русскими не приветствовались. Однако Резанов за шесть недель пребывания совершенно покорил губернатора Верхней Калифорнии Хосе Арильягу и коменданта форта Сан-Франциско. В это время он познакомился с пятнадцатилетней Консепсьон Аргуэльо (Кончитой) - дочерью коменданта Сан-Франциско. Через некоторое время он сделал ей предложение руки и сердца. Ему было 42 года. Как следует из его докладов, он не выглядел человеком, потерявшим голову от любви. Корабельный врач считал, что у него какие-то дипломатические виды.
    Свидетели событий считали, что и со стороны Кончиты было больше расчёта, чем страсти. Резанов постоянно внушал ей мысль о шикарной жизни в России при императорском дворе. И вскоре она только и мечтала стать женой русского камергера. Родители возили её на исповедь, убеждали к отказу, но решимость её в конце концов всех успокоила. И решили оставить решение о браке православного и католички за римским престолом, но согласились помолвить молодых.
После этого на «Юнону» стали привозить продукты в таком количестве, что некуда было уже грузить.
    Сразу после обручения Резанов отправился назад. Он рассчитывал просить ходатайства императора перед папой Римским о согласии на брак с католичкой. По его расчётам, на это должно было уйти два года. Кончита заверила его, что будет ждать.
    11 июня 1806 года Резанов покинул Калифорнию, увозя для русской колонии на Аляске 2156 пудов пшеницы, 351 пуд ячменя, 560 пудов бобовых. Через месяц корабли прибыли в Ново-Архангельск. Перед отъездом в Петербург Резанов оставил инструкцию Главному правителю русских колоний в Америке Баранову А.А. с идеей создания аграрного поселения в Северной Калифорнии для снабжения Аляски продовольствием. Такое поселение, Форт Росс было основано в 1812 году и просуществовало до 1841 года.
    В сентябре 1806 года Резанов добрался до Охотска. Начиналась осенняя распутица, и ехать дальше было нельзя. Но он отправился по «многотрудному пути верховою ездою». Перебираясь через реки, из-за тонкого льда несколько раз падал в воду. Несколько ночей пришлось провести прямо на снегу. В итоге сильно простудился и пролежал в горячке и беспамятстве 12 дней. Как только очнулся, снова пустился в путь. По дороге потерял сознание, упал с лошади и сильно ударился головой. Его довезли до Красноярска, где 1 марта 1807 года он умер. Резанов был похоронен на кладбище Вознесенского собора.
    Кончита осталась верна Резанову. Согласно легенде, она больше года ходила каждое утро на мыс, садилась на камни и смотрела на океан. Сейчас на этом месте опора моста «Золотые ворота». В 1808 году она узнала о смерти Резанова из письма А. А. Баранова, посланного её отцу. Однако выйти замуж больше не пыталась. В конце жизни ушла в монастырь, где умерла в 1857 году. Похоронена недалеко от Сан-Франциско.
    В 2000 году в Красноярске на предполагаемом месте захоронения Резанова на Троицком кладбище поставили памятник - белый крест, на одной стороне которого написано «Камергер Николай Петрович Резанов. 1764—1807. Я тебя никогда не увижу», а на другой: «Мария де ла Консепсьон Марцела Аргуэлло. 1791—1857. Я тебя никогда не забуду».
    Шериф города Монтерей развеял над могилой горсть земли с могилы Кончиты. Обратно увёз горсть красноярской земли — для Кончиты.
Экспедиция Крузенштерна завершилась в 1806г, вернувшись в Кронштадт. Из уходивших 265 человек вернулось только 18…
    Крузенштерн, купив имение в Эстляндии, зажил жизнью помещика и занялся литературным творчеством по описанию кругосветного плавания. Однажды весной, возвращаясь из Ревеля в кибитке, Крузенштерн едва не утонул в ручье, когда повозка проломила хрупкий лёд. Великий мореплаватель и его репутация были спасены местными крестьянами.


Рецензии