Две тысячи двадцать шестой
Мы наблюдаем вживую картину заката империи - то, что западные люди не видели в подобном масштабе со времен Рима. Конечно, после Рима возвысились и загнили Испанская и Британская, Российская и Австрийская, но это были в некотором роде локальные события, хотя и крайне важные для сотен миллионов людей. Похоже, то, что мы видим сейчас – крах всего западного миропорядка, доминировавшего на шарике примерно с 16 века.
Цивилизация Рима базируется и может базироваться лишь на том, что все вокруг должно быть подчинено воле гегемона, а Карфаген должан быть разрушен. Все разговоры о моральных принципах, порядке, равноправном сотрудничестве и т.п. - лишь дымовая завеса вокруг элементарных принципов: “Разделяй и властвуй” , “Горе побежденным”, или, выражаясь совсем уж русским языком : “Я начальник- ты дурак”.
Я не знаю, где были мозги у Горбачева и компании, когда они решали, что Америка способна видеть в России что-то вроде друга, товарища и полноправного партнера. Подозреваю, мозгов у них не было вообще. Россия Штатам такой же товарищ, как тамбовский волк. С точки зрения США наша страна – бензоколонка с ракетами, и для того, чтобы всем было совсем хорошо, ее надо сделать бензоколонкой без ракет. В этом даже нет ничего личного – это простая имперская логика, которой Штаты руководствовались на всем своем героическом пути от варварства к упадку.
Дорога Рима хорошо задокументировна, и ее многократное повторение в разных масштабах в разные эпохи свидельствует лишь о том, что история никогда никого ничему не научила, и что – если глупость по словам Эйнштейна – повтрять те же самые действия в надежде, что все выйдет по-другому – глупость людей бескочечна, или же, сформулировав то же самое несколько по-иному – управляющие человеком силы куда сильнее разума.
В империи непрерывно растущая концентрация власти и денег в руках немогих и очень немногих приводит в конечном итоге к тому, что система идет под откос, ибо ее первоначальный успех в конечном итоге основан не на голой власти, но на общем интересе. Когда ростовщичество и грабеж вместо улучшения производства и технического прогресса становятся основой процветания правящего слоя – это начало конца. Рак. Какое-то время раковые клетки могут жировать и размножаться, пожирая все больше ресурсов организма, но после четвертой стадии больной организм вынесут вместе с опухолью вперед ногами... И эта последняя четвертая стадия явно на подходе, а возможно уже и тут.
**
В последние три десятка лет опухоль финансовой системы высасывает все больше ресурсов. Вклад промышленного производства США в валовой национальный продукт упал с 16 процентов в 97 году до 10 процентов сейчас – для Мексики эта цифра в два раза больше, а для Китая -в два с половиной. Спекуляция стала доминирующим фактором получения дохода верхушкой общества, а государство превратилось в машину, которая обеспечивает подобное положение вещей, систематически забирая у малоимущих для того, чтобы отдать богачам все большую часть производимого. В 50-х американский работяга мог скопить в одиночку на домик в пригороде лет за пять, пока жена выращивала розочки на клумбе – сегодня вероятность заработать на собственное жилье сдвигается в область городской легенды. В 85 году средняя цена дома была в 3,5 раза выше среднего годового дохода семьи, сейчас – в пять. В “среднем доходе” , однако, постоянно увеличивается доля тех, кто получает от много бабала до непристойно много. Хотя валовой нацпродукт на человека, пересчитанный на инфляцию, вырос с 85 года на 60 процентов, медианный доход (то есть доход человека, больше (и меньше ) которого зарабатывает ровно половина рабсилы) поднялся за то же время на 15 процентов, и фактически не рос с конца 90-х. Если в 48 году на одну работающую женщину приходилось трое работающих мужчин, то сегодня разница стала маргинальной – 7 мужчин на 6 женщин. С учетом всех этих факторов выстроить дом без ипотеки – то есть тридцатилетного кормления финансовых пиявок собственной кровушкой – стало для простого человека фактически нереально. Это происходит не потому, что строить дома стало труднее, но потому, что системе выгодно, чтобы жители занимались чем угодно кроме строительства доступных жилищ: разносили пиццу, впаривали соседям наркотики, торговали сувенирами “Хелло китти”, пудрили друг другу мозги тренингами личностного роста, или на крайний случай сидели бы на пособии по безработице... Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось...
Экономисты с нарастающей тревогой говорят о скором кризисе, который обещает бить рекорды. Биржа из механизма финансирования промышленности все более становится ареной неприкрытой спекуляции – акции из источника дохода за счет дивидентов превращаются в род фантиков, цена которых определяется не реальной потребительской ценностью, но согласием коллекционеров относительно того, почем тот или иной экземпляр. Особенные опасеня вызыват ситуация с ИИ, хайп относительно которого вполне вероятно не соответствует реальному выхлопу от новых технологий. Знатоки припоминают буйное цветение акций радио перед Великой Депрессией и радужные надежды на будущее интернета, вылившиеся в “крах доткомов” 2000-го.
Государство в последнее время бессовестно залезало в долги, в результате чего лишь федеральные обязательства США достигли 38 триллионов и их обслуживание, то есть выплаты по процентам составляют примерно четверть бюджета, сиречь государственного дохода. Каждый год правительство берет в долг все больше лишь для того, чтобы свести концы с концами. Если взять аналогию с семьей, при годовом доходе в пятьдесят тысяч долларов, она должна 380 тысяч – заработок за восемь лет, ежегодно одалживает 20 тысяч и выплачивает десять в качестве процентов по прошлым займам. Глядя на такие балансы любой бухгалтер скажет, что семейство на верном пути к проблемам – вопрос лишь когда кредиторы решат, что пора выселять семейку из халупы и загонять на аукционе их “Крайслер” 2005 года выпуска. Если в 2008 году пузырь был главным образом на рынке недвижимости, то сейчас такие надулись сразу в нескольких местах – акции, гособлигации, банки – и схлопывание любого может привести к тому, что начнут лопаться остальные – и тогда государство не сумеет удержать ситуацию под контролем. Наиболее сообразительные люди системы наподобие Баффета, или Маска не только заняты тем, чтобы подстелить соломку под собственный зад, но и откровенно предупреждают остальных о том, что их ждет, если они не будут шевелиться. Парадокс состоит том, что если народ действительно массово зашелевится в том направлении, которое подсказывают миллиардеры, система слетит с катушек немедленно.
**
Из силы, которая организовывала развитие, элита Империи все более превращается в паразитический нарост, пьющий соки нации. Чтобы больной организм не пытался уничтожть опухоль, болезнь запускает по кровеносной системе идеологические токсины. Из преимущественно механизма просвещения школа и СМИ все более вырождаются в механизм отупления и штамповки послушных винтиков системы, озабоченных мемасиками, мангой и футболом, живущих в мире сказок и идеологических мантр, не способных и не желающих разбираться в реальном устройстве природы и общества. Средний интеллектуальный коэффициент населения Запада рос почти весь 20 век. В двадцать первом он начал падать, и быстрее всего среди молодежи. “Постправда” и прочий Оруэлл давно сделались ходячей монетой политического и медийного дискурса. В Штатах традиционно сильна Первая поправка, благодаря которой пять процентов интеллектуалов могут безнаказанно бухтеть по углам, ибо остальные 95 процентов населения столь же традиционно не интересуется ничем, кроме американского футбола под пивасик по выходным (если речь идет о сильной половине общества), либо посещения ближайшего торгового центра (если речь о прекрасной его половине). В Европе, однако, даже разрешенное в Штатах, может запросто попасть под статью о “разжигании ненависти”, либо “экстремизме”.
То, что на языке более прогрессивных эпох называлось “упадком нравов”, становится новой нормальностью. Ожирение называют “позитивным отношением к телу”, извращения – “сексуальной свободой”, легализуются и продвигаются наркотики, растут коррупция и преступность. Все менее поощряется научный, инженерный и художественный импульс – физики превращаются в “ботанов”, философы во “фриков”, мерой “творчества” становится полученное автором бабло. Население из активного двигателя прогресса делается аморфной питательной средой для паразитов из верхушки, белковой массой, которой ничего не надо кроме бесплатного хотдога и дешевой соцсети – “хлеба и зрелищ”.
**
Империя должна “нести бремя белого человека” вовне - иначе она не работает – в противном случае она не империя. Штаты поднялись на двух мировых войнах. Доллар стал мировой резервной валютой – американцы сумели убедить арабов, что нефть торгуется лишь на доллары. Поначалу зеленого можно было обменивать на золото по твердому курсу 35 баксов за унцию. Европейцы, однако, начали чересчур активно менять бумагу на желтый металл, и в 72 году Никсону пришлось отпустить валюту в свободное плавание, отцепив от привязки к драгметаллу. Сейчас унция стоит 4200 – за последие два года она подорожала вдвое – что между прочим тоже навевает...
Как бы то ни было, после Второй Мировой Штаты делали что хотели, лишь маленько побаиваясь советской “Кузькиной матери”. После перестройки и этот страх исчез. Они бодро печатали бумагу, обменивали ее на ближневосточную нефть, японскую электронику и китайский ширпотреб, строили авианосцы и жили припеваючи. Если кто-нибудь считал, что обойдется без американского доллара, авинаосцы приводили нахала в чувство. За последние 30 лет (с начала 90-х) очередь на демократизацию включала десяток жаждущих: Ирак, Сомали, Гаити, Афганистан, Йемен, Сирия, Югославия, Ливия... Ну и по мелочи... Плоды демократизации ясно видны в таких местах, как Ливия, к примеру. Страна с самым высоким уровнем жизни в Африке после свержения гнусного диктатора Каддафи с его амазонками-телохранительницами превратилась в арену непрерывной гражданской войны. Демократизированный от Саддама Ирак тоже ничем не блещет в смысле уровня жизни и гражданских свобод - зато исправно снабжает дряхлую империю дизтопливом.
За последние 20 лет Запад утратил безоговорочное научно-техническое и промышленное превосходство. Лучшие электромобили сейчас делают в Китае. БРИКС обогнал по промышленному производству “семерку”, а Китай – Штаты. Новое оружие ставит под вопрос полезность авиации, флота и танков. Конфликт на Украине и двенадцатидневная война Израиля с Ираном показали, что демократизировать кого-то поодиночке - как это произошло в Ираке, Ливии, или Югославии – становится все сложнее.
**
Целью украинского конфликта ни в коем случае не было “включать Украину в семью цивилизованных народов”. Украина как полноправная и конкурентоспособная страна, точно так же, как и Россия, никому в этой семье даром не нужна. Украинский конфликт разожгли с целью как можно сильнее ослабить обе славянские нации, в идеале раздробить Россию на куски (так называемая “деколонизация”) и сделать из нее что-то вроде Сибирских Эмиратов. Расчет был на то, что зубодробительные санкции и поражения на фронтах приведут к бунту российского населения, свержению правительства и установлению марионеточного режима. Этот расчет самым непристойным образом пошел накось.
Показательна смена риторики. В начале конфликта Байден заявлял, что Россия уже проиграла, ВНП упадет на 50 процентов, рубль превратится в “rubble” - обломки, Путина будут судить как военного преступника, Россия заплатит контрибуцию, а Украину станут поддерживать сколько будет надо для победы. Потом разговоры от “поддерживать сколько надо” сместились на “сколько можем”. Потом пришел Трамп и начал говорить, что вообще залезать в конфликт было ошибкой старого маразматика Байдена, надо мириться и преращать кровопролитие. Сейчас американский президент вовсю пытается убедить Зеленского и европейцев, что Донбасс надо сдать, а от членства в НАТО отказаться. Такие разговоры последним – “как нож козлу” – европейские элиты чересчур много поставили на успех украинской авантюры, и ее провал скорее всего будет стоить им власти, а Зеленскому и Ко возможно еще и жизни.
Украина лишь сплотила соперников Штатов, и становится все яснее, что эпоха “американского мира”, “порядка, основанного на правилах” – где правила устанавливает гегемон – и он же наблюдает за их исполнением – приходит к концу. Трамп сейчас открыто заявляет, что международный закон ему не писан, и он в своих действиях руководствуется лишь собственной совестью и непревзойденными моральными устоями. И на деле демонстрирует эти моральные устои, бомбя Иран, похищая президента Венесуэлы, и отжимая у союзника по НАТО Дании Гренландию. От последнего номера даже у привыкших ко всему европейцев медленно отпадает вставная челюсть.
НАТО основывалось на идее, что европейцы в духе отношений вассал - сюзерен обязуются слушаться начальника, а начальник обязуется наводить порядок и обеспечивать в случае чего защиту. Украина показла, что сюзерен больше не дееспособен – и в таких условиях Штатам не остается иного выхода, как сказать старому миру: “Сорри, ребята, но дальше ваша защита – это ваши проблемы. Отныне каждый за себя.” Понятно, что подобные заявления у давно отвыкших что-то решать за себя европейских политиков вызывают нешуточеую головную боль во всех местах организма.
**
Надежд на то, что нынешняя ситуация как-нибудь “сама по себе рассосется” нет почти никаких. Крупнейший общемировой экономический кризис очевидным образом на подходе. Потеря Западом превосходства перед лицом БРИКС также видна невооруженным взглядом. Противостояние “Запад против остальных” может теперь до определенного момента лишь нарастать – пока не разрешится сломом всей старой системы равновесия и установлением новой. Ближний Восток вероятнее всего на пороге большой региональной войны, которая запросто может перерасти и в глобальный конфликт с ограниченным – или не очень – применением ядерного оружия. Если Иран обрушит на Израиль значительную часть своего ракетного запаса, у евреев по-видимому не останется иного выхода, чем применить по Тегерану собственный, либо штатовский ядерный арсенал. Какой ящик Пандоры после этого откроется предсказать крайне трудно. Ситуция все больше напоминает старую шуточку про гарем, где понятно, что будут, но неясно когда и как... Но что теперь уже скоро, понятно тоже.
Свидетельство о публикации №226012202128