Человек сердце или разум?

В «Книге мёртвых» описана сцена суда Осириса: сердце умершего взвешивают против пера богини Маат (истины). Если оно перевешивает, душа исчезает. «Сердце — свидетель деяний. Оно не лжёт, ибо есть частица Ра», — гласит папирус Ани (ок. 1250 г. до н.э.).

И в истории (и до нее) был пройден очень долгий путь - от египетских представлений о сердце как вместилище души до современных теорий нейропластичности.

Параллельно интересно было внимать тому, как философы разных эпох объясняли природу ума, и о том как эти идеи повлияли на наше восприятие себя и мира. Каждая эпоха отражала своё понимание «топлива», питающего мысль.

Древний Египет – это разум как весы Маат, при том, что египтяне считали сердце (иб) центром сознания, а мозг той бесполезной массой, которую выбрасывали при мумификации.

Следующий шаг в древности и распознании разумного – Античность. Драйвер древне-цивилизационного понимания разума - стремление к гармонии с космическим порядком, где логос выступает против мифа. Главный их прорыв — рождение логоса (разума) как универсального закона.

Познание — не анализ, а ритуальное воссоздание истины через обряды и иероглифы. Но не только праздное любопытство, а любомудрие Пифагора, и как писал Аристотель: «Люди начали философствовать, чтобы избавиться от незнания».

Греки перенесли разум из сердца в мозг. Алкмеон Кротонский (V в. до н.э.) заявил, что «мозг — орган мышления». Платон: Разум (нус) — божественная искра, связывающая душу с миром идей.

Аристотель: «Разумное начало» (;;;;;;;;;;) отличает человека от животных, позволяя постигать причины явлений. Философы древности писали об идеальном строе для людей – политии, когда править будут философы, идеальные люди с точки зрения как духа, так и тела.

Как писал Мартин Хайдеггер: «Мышление — это благодарность. Ответ на зов Бытия». И тогда истинный двигатель разума возможно, — не страх или голод, а благоговение перед тайной, заставляющее нас, как неандертальцев у погребального костра, задавать вопросы без ответов.

Парадокс в том, что Демокрит, утверждавший, что всё состоит из атомов верил, что разум — «огонь, который нельзя разделить». Как он это видел и понимал? Это – загадка, и мы к ней еще вернемся, но решим, что драйвер разума — это удивление (;;;;;;;).

Далее, в линейной прогрессии - Средневековье, и оно разум как свеча Бога.
Хотя здесь следует выделить и отметить маргинальную приверженность к историзму философского способа мышления, рассматривающего научные или религиозные учения о происхождении разума человека.

Христианские философы соединили античный логос с библейским откровением.
Августин Блаженный видел в разуме свечу, зажжённую Творцом для постижения истины: «Внутренний человек освещён Истиной, которая есть Сам Бог». Фома Аквинский в «Сумме теологии» добавил: разум и вера — два крыла, возносящие душу к Богу.

Роджер Бэкон (XIII в.) настаивал: эксперимент, а не молитва — ключ к познанию. «Переходящий» драйвер разума - стремление к спасению. И даже сомнение (как у Пьера Абеляра) вело к вере через диалектику. В возрастающей натуралистической парадигме Нового времени именно в среде философов начинает распространяться идея эволюции, предполагающая учение об иерархическом устроении вселенной и градации видов и объясняющая происхождение человека из природы» (С. 40).

Кант: «Критика чистого разума» (1781) — ум конструирует реальность через категории пространства и времени. Его драйвер разума сменяет революционный Прогресс Дидро и Вольтера, видевших в разуме оружие против суеверий. В тот же период, «Романтики» (Гёте, Шеллинг) восстали против этого, вернувшись к идее разума как творческой силы природы.

Разум, по И. Канту, возвышается над инстинктом пола. Затем он, преодолевая рассудочность, «устремляется в будущее» и, наконец, «последний шаг, который сделал разум, полностью возвышающий человека над уровнем животного, выразился в понимании (хотя лишь смутном) человеком того, что он, собственно, и является целью природы и ничто живущее на земле не может с ним в этом соперничать».
Просвещение - разум как механика.

Мышление — процесс, выходящий за пределы черепа, вплетённый в сеть жизни. Нейронаука (Дэниел Деннет): Сознание — «иллюзия, созданная мозгом». Драйвер разума: сегодня это выживание в Антропоцене. Человек не остается удовлетворенным тем, что ему дает природа, труд, техника, ум позволяет ему получить власть и думать над тем, как взять у природы необходимое, изменять окружающую среду, победить природу, в том, числе и свое для каждого фундаментальное начало.

XVIII век превратил разум в машину. Сначала, Декарт заявил: «Я мыслю, следовательно, существую» — отделив сознание от тела. Его дуализм рухнул под напором материализма, в котором Ламетри: «Человек-машина» (1747) — мысли суть вибрации нейронов.

И. Кант пишет о первоначалах человека, которые создает природа, и поддерживается им в следовании заповедям Божьим, но в условиях, когда «…посредством медленно «просыпающегося» разума «человек обнаружил в себе способность избирать образ жизни по своему усмотрению и не быть, подобно другим животным, связанным с одним единственным жизненным порядком.

Вот уж действительно, - поиск движущих сил разум а — древнейшая загадка, которую человечество пытается последовательно решить от быта через мифы, религию и науку.
Для современности обозначим - разум в эпоху кризиса. XX-XXI вв. раздробили единый образ разума, а именно, экзистенциализм (Сартр) и Разум предстает ныне как абсурдная попытка найти смысл в хаосе. Можно посмотреть и найти объяснение в «Экологии разума» Грегори Бейтсона.


Рецензии