Эти лёгкие строчки

Читаю и перечитываю с каким-то душевным трепетом новый сборник стихотворений Светланы Комогорцевой (Топорковой) «Над нами кружит осень» ( Ярославль, 2017 год). Выстроен он несколько необычно. Открывается сборник большой подборкой высказываний о стихотворениях Светланы пациентов Ярославского госпиталя ветеранов. Это удивительная подборка! Люди пишут о благотворном влиянии на их души стихов Светланы. Каждый из них видит в этих стихах что-то своё, родное, то, что помогает в борьбе с трудностями жизни и болезнями.

Мне никогда ещё не приходилось встречать сборник стихов с таким большим количеством отзывов о них. Практически целый раздел! И название у раздела необыкновенное: «У Светланы душа без морщин» – очень точная метафора, придуманная журналистом Татьяной Гурьевой. Хотел бы от себя ещё и добавить, что не только душа Светланы, но и все её стихи тоже без морщин. Попробуйте найти в её стихах какую-нибудь шероховатость, занозинку, царапинку, нестыковочку в рифме. Не трудитесь напрасно!

В аннотации к сборнику сообщается, что книжка эта – размышления автора о женском счастье, любви и близких людях. Сборничек мы читали вместе с супругой. Она у меня очень строгий ценитель лирики. А тут была в восхищении, не могла оторваться от книжки. «А вот это стихотворение про нас с тобой, – говорит. – Пожалуй, лучше и не скажешь». «Конечно, про нас», – согласился я. Так мы оценили стихотворение «Осенние наши печали». Так и хочется процитировать его полностью, но ограничусь только одним четверостишием:

Сидим вечерами за чаем,
Неспешный ведём разговор –
Мы возраст осенний встречаем,
Не веря в него до сих пор.

Чем же так привлекательна лирика Светланы Комогорцевой? На мой взгляд, она привлекательна своей простотой, а с ней и доступностью для любого читателя. Простота эта во всём: и выборе темы стихотворения, и в его построении, а главное – в языке. Не зря же говорят, что простота – признак таланта. Уметь написать просто, понятно каждому и в то же время душевно и привлекательно – не всем, даже большим поэтам, дано. А у Светланы каждое стихотворение в этой книжке такое. Ей это дано! Она сама это видит, понимает и чувствует, утверждая в одном из своих стихотворений, что давно замечает «в глазах своих мудрость».

В стихах Светланы вы не найдёте сложных оборотов речи, каких-то выдуманных словесных вывертов, над которыми надо сидеть и сидеть, разгадывая, о чём это автор хотел сказать.

Каждое её стихотворение грамматически отточено так, что читается легко и свободно, слова льются, как песня, язык чистейший, без словесного мусора, вроде неологизмов, иностранных слов и интернетных штампов. Это – настоящий русский язык, язык классической литературы, которым писали и  Пушкин, и Лермонтов, и Некрасов, и Есенин, и все русские поэты-классики.

Простота и доступность языка всё-таки не исключают использования разнообразных речевых украшений. В стихах Светланы все они практически не заметны, как бы естественно вливаются в текст, органично сочетаются с ним, служат не только для украшения, но и для более точного и полного раскрытия темы и идеи стихотворения.

Не могу не привести в пример начало стихотворения «С тобой всегда, как на вулкане». Оно сплошь состоит из сравнений. Но удивительно легко и смело  эти сравнения раскрывают главную мысль стихотворения – отношения между влюблёнными близкими людьми:

С тобой всегда, как на вулкане,
Или в безвыходном пике.
То ты, как шлюпка  в океане,
То – как соломинка в реке.

Или вот ещё один оригинальный речевой оборот из стихотворения «Канитель» (о начале весны и весенних заботах):

К солнцу выкатил апрель детские коляски.

Это очень яркая метафора. Но как она точна, ясна и понятна каждому читающему!

А чуть выше в этом же стихотворении апрель ещё больше очеловечен. Он сначала «прикоснулся к нам… тёплою ладонью». А потом «ясным глазом подмигнул. Взгляд лукавый, острый». Ну, чем ни человек-хитрюга!

Яркими, необычными сравнительными оборотами наполнено почти каждое стихотворение сборника: «день натянут, как струна», «вёсны, словно птицы, пролетают», «память, как давно прочитанный роман», «весна шальная, как девчонка», грозди рябины, «словно угли из огня», «букет огромных жёлтых роз, как солнце тёплое в ладонях», «жизнь моя – сплошные ожиданья», «уходят годы, что весной вода»…

Дальше и дальше, больше и больше размышляя о стихотворениях Светланы, понимаешь, что не только простотой и доступностью они овладевают душой читателя, покоряют её. Многим, в том числе и мне, они близки по содержанию. Обоюдная счастливая поздняя любовь – это главная тема основного раздела сборника. Название этого раздела вынесено и в заголовок всей книжки – «Над нами кружит осень». Все стихотворения здесь – исповедь исстрадавшейся женской души. Это – крик души! Крик то ли от боли, то ли от счастья, которое после долгих лет страданий наконец-то пришло. Оно рядом. В него пока даже и не верится. Надёжное ли оно? Вот и страдает женская душа, вот и мается:

То поёт душа от счастья,
То, усталая, грустит.
(«Настроение»)
Так мне в счастье хочется поверить,
Только я боюсь его спугнуть.
(«Поздняя любовь»).
А у меня опять болит душа,
И сердце отчего-то часто плачет.
Перебираю в мыслях не спеша
Всё, что могло бы в жизни быть иначе.
(«А у меня опять болит душа»).
Болит душа – она устала,
Всё в жизни так переплелось.
(«Найти пытаюсь равновесие»).
Болит моя душа и мается,
И я не знаю, как мне быть…
(«Обида»)

Открывает раздел стихотворение «Я – женщина», которое, по-моему, не только личное. В нём я узнаю обобщённый образ всех русских женщин. Они – «начало всех начал», деловые, сильные, любящие, «исполненные страсти», верные. Они борются за своё счастье и, в конце концов, побеждают в этой борьбе. «Можно счастливой быть только вдвоём» – утверждает поэтесса в стихотворении «Женское счастье – оно многогранно». Несколько глубже выражена эта мысль в стихотворении «И в шестьдесят – волнение в груди»:

Всё нам под силу, всё переживём:
Давление, инсульты и инфаркты.
Намного легче жить, когда – вдвоём,
И стариться вдвоём не страшно как-то…

Стихотворения «Медовый месяц», «Молодожёны», «Ещё не вечер», «Говорят, мы – красивая пара», «Запоздалое счастье», «Глоток счастья» и многие другие воспринимаются как радостный эпилог после всех страданий, сомнений, разочарований и душевных мук исстрадавшейся женской души. Завершает подборку стихотворений о поздней любви и женском счастье итоговое, своего рода, глубоко философское «Размышление о счастье». А в нём есть вот такие строчки:

Жизнь – это сложный перекрёсток,
Где правил нет. А значит в ней
Счастливой быть – совсем непросто,
Любимой быть – ещё трудней.

Как права поэтесса! Своё счастье человек создаёт сам, своим трудом, умом, через «побелевшие виски» и проверки судьбой на прочность.

В третьем разделе сборника, который называется «Душевный разговор», представлены стихи, на мой взгляд, не только исключительно душевные, но и откровенно талантливые. С кем же и о чём ведёт разговор по душам поэтесса? Такой разговор, прежде всего, о поэзии, о стихах и строчках, которые дают поэтессе «питательные соки». Они для неё, как колодец, утоляющий жажду. В них она исповедуется, очищает свою душу. В строчках она находит спасение, когда «жизнь становится обузой».

Тему поэзии, своё отношение к ней и к действительности не обошёл ни один из больших русских поэтов. У Светланы Комогорцевой так же, как и у них, ярко проявляется чёткая гражданская позиция по отношению к некоторым негативным явлениям нашей жизни. За душу берут строчки стихотворения «Умирает деревня у всех на виду»:

Словно смерч здесь прошёл,
Или хуже – война,
Унося всё живое с собой.
И не может спасти деревеньки страна –
Так и гибнут одна за другой...

Откровенно сказано и очень современно!
Весомо и полноценно звучит в этом разделе тема патриотизма, любви к своей Родине, в том числе и малой, к своим родным и близким. Здесь хотел бы подчеркнуть, что заметно, как поэтесса совершенствуется в своём творчестве, ищет новые формы выражения мысли, новые подходы к теме. Стихотворения «Сыграй, отец», «Протез», «Дом за поворотом» и ряд других опубликованы были ещё в предыдущем сборнике «И на камнях растут цветы». Но в каком-то неполном, усечённом виде. А в сборнике «Над нами кружит осень» они дополнены свежими строфами, поэтическими уточнениями, расширены и «заиграли» совершенно по-новому.

Для священной всем нам темы Великой Отечественной войны Светлана находит, казалось бы, самые простые, обыденные слова. Но, когда читаешь, мурашки бегут по коже и никак их не остановить.

Солдаты не уходят в никуда,
Они – в сердцах навеки вместе с нами.
И вот они опять, через года,
Идут с родными стройными рядами.
(«Бессмертный полк»).
Стою у танка. Давит в сердце боль.
Плывут над ратным полем облака,
Как души тех, что выстояли бой
И в небеса шагнули на века.
(«На Прохоровском поле …»)
.
Свежо и нежно, просто и до удивления талантливо, с неподдельной любовью пишет Светлана о своей малой родине («где б ни была я, чувствую повсюду – меня края родимые зовут»), о маме которой «на свете нет дороже», об отце, под гармонь которого «давно не пела».

А от песен, что теперь поют,
Вся душа моя окаменела –

так выражает она своё критическое отношение к современному попсовому бездуховному искусству.
А как легко читаются строчки об обстановке в русском деревенском доме, в доме у мамы:

Висит на кухне календарь.
Щи на плите пыхтят, фырчат.
Портрет с прищуром Ильича
Стоит на полке возле книг –
Он к месту этому привык.
Герань цветёт на всех окошках,
В углу отцовская гармошка.
Голик приткнулся у крылечка…

При чтении этих строчек меня не покидает мысль, что всё это я уже видел, что это всё мне очень хорошо знакомо. Это же обстановка дома, где прошло моё детство! И у нас в доме всегда календарь на кухне висел, и печка топилась, и портрет Ленина на стенке рядом с этажерочкой с книгами красовался, и голик всегда на  крылечке  стоял. Удивительно! Забайкалье и Центр России – как далеки они друг от друга! И как одинаково жили и там и тут люди! Всё очень зримо и детально описала поэтесса. Даже голик (веник без листьев) не забыла. Сейчас многие городские жители, да немало и деревенских, особенно молодёжи, и названия такого никогда не слыхивали.

Посвящая стихи своему сыну, Светлана использует необычные сравнения. Сын для неё «кровиночка», «яркий свет в окошке». И это придаёт стихотворению исключительную сердечность и задушевность.

Мне до слёз жалко старую берёзу, которую спилил хозяйский сын, в одну минуту лишив её последних сил. Пятьдесят лет она простояла перед домом, многое видела и пережила, влюблённых укрывала от «посторонних лишних глаз». И вот оказалась никому не нужной.

Стекали ручейками слёзы,
Беззвучно падая в песок…
А ребятишки с той берёзы
В бутылки собирали сок.
(«Берёза»).

В шестистрочном стихотворении известного русского поэта начала Х1Х века А.К.Толстого раненная секирой берёза должна ожить с весной. А в стихотворении нашей поэтессы образ берёзы человечнее, глубже, шире и неизмеримо трагичнее.

Книга неплохо оформлена. Обложка, выполненная Людмилой Изотовой и дизайнером макета Михаилом Колобовым, вполне соответствует содержанию книги. Чёрный силуэт женщины, обдуваемый ветром, на пожелтевшем осеннем лугу на фоне яркого солнца – конечно же, это символ бабьего лета, обобщённый образ всех женщин, к которым «вторая молодость вернулась». Мы смотрим на женщину против солнца, поэтому не видим ни детали одежды, ни черты лица. Только силуэт.

Тексты ряда стихов сопровождают фотографии автора книги, а также очень выразительные высокохудожественные графические работы Татьяны Скуратовой и Людмилы Изотовой.

Не скудеет талантами наша некрасовская земля. Свидетельство тому – новая книга Светланы Комогорцевой. Почитайте лёгкие строчки её стихов, отдохните с ними, поплачьте, если надо, и успокойте душу.


Рецензии