Ч. 29 Воруют и на дне морском
Место крушения корабля «Zuytdrop» объявили под государственной охраной. Музей Западной Австралии нанял сторожа, чтобы тот вёл наблюдение и не допускал посторонних к месту крушения парусника.
Сторожу дали автомобильный фургон, который поставили на вершине скалы. Два раза в день он должен был докладывать дежурному в музее об обстановке. Желающих получить такую замечательную должность нашлось с избытком, но только до той поры, пока однажды фургон не подожгли.
В музее решили, что одному человеку находиться там опасно, и наблюдение прекратили. Доверились природе: защищают огромные волны, разбивающиеся о скалы. Осмотр места решили проводить периодически.
Посещение этого места согласно Закону Содружества об исторических кораблекрушениях 1976 года и Закону о подводном культурном наследии 2018 года требует разрешения, оно находится под регулярным наблюдением.
Через пять лет организовали рискованную морскую экспедицию к останкам корабля в составе профессиональных дайверов под руководством Майкла Маккарти и главного водолаза музея Джеффа Кимптона.
Те с изумлением увидели, что «ковёр из серебряных монет» в месте крушения бесследно исчез. Экспедиции удалось найти лишь несколько монет и артефактов, которые не представляли интереса для охотников за сокровищами.
В 1996 году Филлип Плейфорд, тот самый геолог, который обнаружил место крушения, опубликовал книгу «Ковер из серебра. Обломки «Zuytdrop».
Он писал: «Одна из главных загадок «Zuytdrop»: кто разграбил сокровища и существуют ли они до сих пор? Поджигатель, сжегший фургон, почти наверняка является тем же человеком, который ограбил затонувший корабль».
3 февраля 1735 года два голландских корабля Ост-Индской компании «Vliegenthart» и «Anna Catherina» отправились из Раммекенса в Батавию. На обоих кораблях находилось значительное количество изделий из золота и серебра, а также другие товары.
Их сопровождало лоцманское судно «Mercurius» для провода по опасному фарватеру. Сначала командиры кораблей пережидали плохую погоду, но потом решили продолжить путь.
Гибельное сочетание налетевшего с северо-востока шторма, весеннего прилива и ошибки лоцмана привели к тому, что оба корабля наскочили на мель.
Корпуса кораблей разломились и затонули. Из 461 человека на кораблях (моряков, солдат, торговцев) в бушующих волнах не спасся никто.
Когда шторм унялся, место крушения «Vliegenthart» обнаружил британский спасатель Джеймс Бушнел. По контракту с Голландской Ост-Индской компанией с помощью подводного колокола он смог поднять только несколько пушек.
Но другие работы оказались безуспешными. Голландцы поставили в месте крушения сторожевой корабль, чтобы не допустить мародёров, прежде всего англичан, которые принялись ловить рыбу в этом районе.
После катастрофы волны выбрасывали на пляжи бочки с пивом, маслом и дженевером (традиционным голландским и бельгийским можжевеловым крепким алкогольным напитком).
Хотя попытки поднять груз с кораблей оказались безрезультатными, после них осталась секретная карта, созданная картографом Абрахамом Аниасом с указанием расположения затонувших судов и информацией о глубине моря в этом районе.
Эту карту спустя 250 лет обнаружил в архиве профессор Гюнтер Шилер, который работал в историческом картографическом отделе университета в Утрехте.
Шилер обратился к двум широко известным искателям сокровищ Джону Роузу и Рексу Коуэну за помощью в найме судна для исследования. В 1979 году они получили концессию от нидерландского правительства.
Руководил работами Рекс Коуэн, бывший лондонский адвокат, сменивший свою профессию юриста на авантюрный поиск сокровищ. Водолазы работали летом в течение трёх лет.
Останки «Vliegenthart» почти полностью занесло илом. Их обнаружили с помощью магнитометра в 1981 году.
В следующем году англо-голландская команда совместно с учёными из Амстердамского музея приступила к поиску и подъёму артефактов.
Работа шла очень медленно из-за плохой видимости и трудных условий подводного плавания.
Им удалось поднять бронзовую пушку, несколько чашек из китайского фарфора, прекрасную коллекцию изделий из тонкого баварского стекла, 200 бутылок французского и немецкого белого и красного вина, а также сотни испанских серебряных монет и несколько золотых голландских монет.
После того как они окончили сезон, туда наведались мародёры, которые похитили неизвестное количество драгоценностей и артефактов.
В 1983 году совместная экспедиция расчистила это место от песка и ила, нанесённых штормами, убрала бесчисленное множество рыбацких сетей и нашла то, что снится искателям сокровищ – сундук с золотом и серебром.
Когда они убрали остатки верёвок и материи, в которую был завёрнут сундук и открыли крышку, то не поверили своим глазам: в сундуке лежало более 2000 мексиканских серебряных монет и ровно 2000 золотых дукатов, отчеканенных в 1729 году.
Эти монеты никогда не были в обращении, что ещё больше увеличивало их ценность. Второй сундук был разбит на морском дне, и его содержимое было поднято частично.
В 1992 году они нашли ещё один неповреждённый сундук с точно таким же содержимым. Из судового манифеста следовало, что на корабле было несколько таких сундуков.
Водолазы обнаружили и несколько небольших ящиков с крупными голландскими серебряными монетами, известными как «дукатоны». Это явно была контрабанда. Все монеты находились в отличном состоянии.
Планировалось найти и второе погибшее судно, но пока в печати об этом молчат.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №226012301093
Шторма меня сопровождают,
ветром гоним я по морям.
Как долго? Лет я не считаю,
и уж давно не знаю сам.
Не мог бы счесть никто на свете
все земли, что открыты мной...
Нагнали страхов так что мозг мой отказывается управлять речевым аппаратом в попытке присоединиться к твоим добрым комментаторам.
Однако,с дружеским приветом
Виктор
Виктор Гранин 29.01.2026 14:55 Заявить о нарушении
Рад за тебя, мой друг!
Владимир Врубель 29.01.2026 18:37 Заявить о нарушении
И всего-то это был транформер из подобия стеновых панелей рифлёного железа, со складского вида воротами.
Исполнялось на ненашем языка. Вероятно это был немецкий. Для таких как я меломанов по сторонам сцены в первых ложах были установлены телемониторы, демонстрирующие субтитры.
Но зрение моё таково, что в очках что без них прочесть я мог только малую часть текста, однако достаточную чтобы понять о чём страдают персонажи.
Но музыка, но оркестр, но арии, но хор! Это великолепно.
Когда задник, наконец открылся, являя вид светлых пространств, куда чёрным силуэтом уходили от нас, взявшись за руки мощный Голландец и грациозная Сентия – зрительный зал взорвался овациями.
Друг мой, представляю тебе на видео как моя грациозка обратилась в юную восторженную пионерку. Ради этого стоило барже бить себя о скалы вагнеровского гения.
http://disk.yandex.ru/i/gJXSj9wFfQBT9g
Виктор Гранин 31.01.2026 08:35 Заявить о нарушении
Это был настоящий праздник, запоминающийся надолго. Мне понравился и театр. Хорошо понимаю чувства зрителей, которые аплодировали стоя.
В Кёльне билеты очень дорогие.
Владимир Врубель 31.01.2026 11:26 Заявить о нарушении