Осёл и Лев

(притча о превратностях судьбы)

Тигр невзлюбил Осла. Раньше он о нём  и не думал. Просто ; не догадывался, что в мире существует Осёл. Поэтому, как к нему относиться - плохо или хорошо ; Тигр ещё не знал.

Но нежданно-негаданно Осёл издалёка привёз в арбе Льва.

Лев в саванне был царём. Вот и в тайге он сразу стал царём. Тигра сверг ; и в опалу его.  Поступил с ним  по обычаю. Так, как все делали со своими соперниками в те далёкие незапамятные времена. Цари конкурентов куда подальше ссылали. Лишь бы не рядом с престолом и не на глазах у простого зверья.

Полосатый скоро смирился, что на трон претендовать не может и ушёл из тенистого леса сам. Поселился на опушке лесного царства.

Со временем привык, что летом ; под лучами палящего солнца он, осенью - от дождя холодного нет спасения ему, а зимой ; от метели снежной негде укрыться.

Лев в благодарность за услугу взял Осла под опеку. Свою личную защиту в случае крайнем обещал  ему предоставить. А пока устроил его жить к Человеку. На прощание сказал:

;Хорошую службу ты мне сослужил, Осёл, вот и я определю тебя в надёжные руки. Человек позаботится о тебе и оценит твоё трудолюбие по достоинству.

Так Осёл, сильный и выносливый, стал Человеку  служить. Верой и правдой. Да больно добродушным и легковерным был.
А Тигр так и бродил вокруг тайги. Думал-размышлял, как Осла со света извести. Просто съесть его нельзя ; сам Лев Ослу опора и подмога.  Однакож жизни спокойной Ослу не давал.

Однажды обманом заманил его на опушку леса, где сам обитал - к заброшенному колодцу. Приманил Осла поближе к глубокому источнику и спрашивает его загадочно:

; А ты знаешь, Осёл, что этот колодец умеет разговаривать?
 
Осёл с интересом глядит на Тигра и  головой  мотает:

; Нет, не знаю. Удивительно мне это.

Тигр с загадочным видом подзывает Осла:

; Подойди поближе и послушай.

Тигр наглядности ради к колодцу подскакивает, морду в него сунул и кричит:

; Привет!

Колодец гулко отвечает:

; Приве-е-е-ет.

Осёл в недоумении длинными ресницами захлопал и ушами от удивления в разные стороны заводил.

; Хочешь, сам попробуй, - предложил Тигр Ослу.

       От колодца отскочил ; место своё Ослу уступает.

Осёл молчит. Нерешительно к таинственному месту  приблизился и опустил голову в жерло колодца. Тигр ; прыг, к ослу сзади подскочил и, не мешкая, спихнул простака на дно заброшенной ямины. Довольный, что счёты с Ослом свести случай всё же представился, Тигр широко зевнул и лениво, важно жмурясь, удалился.

Осёл ещё пока летел сверху до низу испугался. Осознал, что в западню угодил, от безысходности уже со дна высохшего источника блажит на всю округу ;о помощи просит. Человек, хозяин несчастного, заслышал рёв своего Осла. Прибежал выручать верного помощника. Увидел, что произошло, ситуацию оценил и затылок почесал. Промолвил с грустью:

; Нет, одному Осла мне не достать – слишком колодец глубок. Скорее сам туда свалишься, прежде чем животину оттуда вызволишь.

Позвал соседей в помощь. Собрались. Постояли, потолклись около, посовещались и все сообща решили, что колодец лучше закопать (неровён час, кто ещё в него провалится), а заодно и Осла засыпать. «Куплю себе нового Осла, ; печально подумал Человек, ; а с этим придётся расстаться».

Осёл ревел, ревел и вдруг замолк. Люди без слов яму землёй забрасывали ;жалко животное. А через время голова осла ушастая на поверхности вдруг появилась. Вскоре же и весь он сам снаружи очутился. Он землю ту, что сверху прилетала копытами притаптывал и так - шаг за шагом ; постепенно поднимался всё выше и выше. Вот и спасся.

Только жизнь Осла ещё горше стала. Тигр словно нарочно преследовал его. Всякий раз, как покидал Осёл свой тёплый и безопасный хлев, то рядом ; случайно ли? ; оказывался Тигр. Осёл один - беззащитный, уязвимый. Тот и бил его по морде без опаски.  Ударит и с улыбкой спрашивает:

; Ты почему, Осёл, опять без шляпы?

Долго ли так продолжалось, коротко ли только однажды побрёл Осёл ко Льву:

; Ты же самый главный и сильный в лесу. Помоги мне
от унижений Тигра избавиться.  Он бьёт меня по морде при каждой встрече и спрашивает, почему я не ношу шляпу. А видимся мы с ним каждый день. Почему он бьёт меня и какую шляпу мне следует надевать..? Я думаю: Тигр не может мне простить, что в лес наш я тебя привёз …

Лев ухмыльнулся задумчиво и напрягся: «Не может тигр не знать - Осёл под защитой моей. Что же Тигр задумал вести борьбу со мной через него? Не может со мной в открытую борьбу вести так на Осле отыгрывается? Не удумал ли чего хитрого?» - вопрошал он самого себя мысленно. А Ослу пообещал, что решит его проблему.

Призвал к себе Тигра.

; Что за шляпу ты требуешь, чтобы носил Осёл и зачем Ослу шляпа?

Тигр помялся от неожиданности, что такой вопрос мог возникнуть в голове у царя зверей и объяснил решительно с ухмылочкой:

; Больно морда у Осла глупая – вот и решил я, что в шляпе он будет выглядеть солиднее. А вообще, ; признался наконец тигр, – это просто повод, чтобы его по морде ударить. Больно уж у него морда глупая.

Так Лев убедился, что никакого злого умысла против него самого у Тигра не было и произнёс умиротворённо:

; Ты бы причину какую поуважительнее нашёл, что ли… Например, попросил бы его  принести яблоко: если бы он принёс жёлтое яблоко, то ты бы ему сказал, что надо было принести красное яблоко и тогда бы  дал ему по морде. И
наоборот…

; Хорошая идея, как я сам не мог до этого додуматься, ; принял совет Тигр и с готовностью применить его в жизни незамедлительно направился к Ослу.

Случай встретиться с Ослом представился ему лишь через день.

И Тигр, довольный собой, в сладком предвкушении предстоящего удовлетворения от радости ударить Осла по морде ещё раз, попросил его принести ему яблоко. Тот, ни о чём не догадываясь, посмотрел на своего обидчика недоумённо. Не ожидал Осёл, что Тигр вдруг к нему вежливо может обратиться. Вот он от неожиданности, что просьба прозвучала в столь доброжелательном тоне и спросил Тигра:

; Красное или жёлтое?

Тогда тигр пробормотал раздражённо: «Он ещё спрашивает: “красное или жёлтое"!» и ударил Осла по морде. А уходя прорычал:

; Почему бы тебе шляпу не надеть, Осёл!?

С тех пор Тигр уж больше никогда себя раздумьями не обременял, когда хотел кого обидеть.


Рецензии