Моя Саша. Глава 21 декабря 2025 года

21 декабря 2025 года


Солнце зашло полчаса назад, но темнота сгуститься ещё не успела. Для дня зимнего солнцестояния было достаточно светло. А ведь когда-то мы переводили стрелки часов – весной вперёд, а осенью назад. Те зимы не были такими мрачными по утрам, но вечером темнело на целый час раньше, и это угнетало. А сейчас семнадцать пятнадцать, и совсем не темно, правда?

С неба падал лёгкий мокрый снег, который на земле почти не задерживался. Незадолго до выхода из дома я передумал идти к остановке и далее вдоль трассы; повернул на станцию, намереваясь повторить традиционный маршрут. Почему-то я был уверен, что точно встречу Сашу.

Перрон, дорожка вдоль путей, посадки. Всё настолько привычно, что я мог бы пройти здесь с закрытыми глазами. Но если раньше это вызывало тоску, то теперь я словно попал на праздник. Возможно, всё дело в контрасте города и деревни, да и когда постоянно живёшь в одном месте, то не ценишь его преимуществ.

А вот и дорога на Старую Костюковку. Поле засыпало снегом, хотя на дороге он весьма охотно таял. Я достал телефон и сделал несколько фотографий. Увы, время суток уже не позволяло вести полноценную съёмку – ограничения камеры...

Я убрал смартфон в карман и буквально закружился на месте. Мои чувства обострились: дорога через поле, деревья и ближайшие дома – всё было настолько контрастным, что просто дух захватывало. Вдобавок ко всему в воздухе витали запахи дыма и свежести. Необычный день! А может, дело в том, что я отвык от всего этого?..

И как я не заметил, что снег уже перестал падать с неба? По моим расчётам, Саша должна была появиться с минуты на минуты. Ну как же такая прогулка и без подруги? Хотя... Бывало по-разному.

Я глянул на часы, прикинул расстояние и возможное время в пути. Хорошо бы добраться до ёлки, да и на автобус успеть, а значит, лучше ускориться. В одиночку это сделать не составляло особого труда – ходил я очень быстро.

Сегодня пришлось воспользоваться очками, причём не ради улучшения видимости, а для того, чтобы снег не летел в глаза. Расстояние до ручья, после которого начиналась главная деревенская улица, стремительно сокращалось. На велосипеде, конечно, быстрее, но я не жалел, что уже закрыл сезон.

Впереди показалась тёмная фигура, и я по привычке прищурился. Точно девушка, но не моя – Саша повыше будет.

«Может, Вика? – подумал я, но тут же отказался от этой версии – причёска слишком светлая. – Гуляет или кого-то ждёт».

Перед поворотом я замешкался. Мне нравилась соседняя улица, но сегодня там наверняка мокро, грязно и скользко. Лучше дальше да по асфальту...

Пройдя пару сотен метров на север, я повернул на улицу Ленина. Удивительно: мне нравилось гулять не меньше, чем кататься на велосипеде, а в данный момент я ощущал себя будто бы в кабине тепловоза, в которой так пока и не побывал.

Сзади послышался вздох, и я круто обернулся.

– Саша?

Ответа не последовало. Но я же явно слышал, как она вздохнула?

К счастью, рядом не было людей, которые могли засвидетельствовать моё замешательство. Мне оставалось только так же вздохнуть и продолжать свой путь. Спустя несколько секунд я ускорился до прежнего темпа.

– За тобой не угнаться.

На этот раз я просто повернул голову влево и увидел Сашу.

– Привет.

Однако шаг я не сбавил.

– Привет, – ответила она. – Ты всё решаешь в последний момент. Ты же хотел идти вдоль трассы и дальше через озеро.
– Передумал, – бросил я, оглядывая её. Сегодня моя подруга оделась в чёрное, но цвет был каким-то блеклым, выцветшим.

Саша в ответ разглядывала меня. Мы встретились глазами, её взгляд скользнул по очкам, задержался на моей растительности на лице; она хмыкнула, но ничего не сказала. А потом... взяла меня за руку.

– Чтобы не потерялась, – пояснила девушка и улыбнулась.

Я чувствовал себя немного неловко, но вспомнил, как Саша и в самом деле столько раз терялась по дороге даже в лучшие времена. А сейчас связь будто бы ослабла, хотя у нас и получалось видеться почти регулярно.

– Десять лет, – пробормотал я. – Мы уже другие.

Девушка кивнула.

Наша история официально началась без недели десять лет назад, хотя фактически гораздо раньше. Мне понадобилось достаточно много времени, чтобы осознать, кто такая Саша и как много значит она для меня. Но сейчас её роль, казалось, сильно снизилась. Значило ли это, что я повзрослел, а может, дело в том, что я стал женатым человеком? Но, пожалуй, я продолжал бояться того, что Саша когда-нибудь предложит нам завершить... Отношения? Дружбу? Как это назвать?

– Исключительно дружеские отношения, – ответила подруга на не заданный вслух вопрос, мы с ней встретились глазами, и она улыбнулась.

Я ощущал рукой тепло своей девушки.

***

До Костюковки мы дошли без приключений. Саша не пропадала, хотя, думаю, если бы не руки, то мы бы точно потерялись. Несколько раз, когда я задумывался, то упускал девушку из виду, во всяком случае, периферийным зрением я её не наблюдал.

– Ты здесь? – спросил я с некоторым недоверием, боясь повернуть голову. Это сложно описать: чувствовать руку своей подруги, но в то же время не видеть её!
– Здесь, не переживай, – тут же ответила она.
– Точно? – усомнился я.
– В целом да, – призналась Саша, и в подтверждение своих слов появилась в поле моего зрения.

Я глубоко вздохнул и успокоился.

***

Костюковка пролетела на одном дыхании. Изначально я собирался встретиться с другой подругой – Машей, которая по моей просьбе привезла из Мозыря местный сбитень, но девушка внезапно заболела.

– На площадь, а потом на остановку? – на всякий случай уточнил я.
– Да, как обычно, – ответила Саша.

Но по пути пришлось немного перестроить маршрут. Мы прошли мимо последнего деревянного барака, в котором ещё жили люди. Он выглядел заброшенным, но окна светились, как и лампы возле обоих подъездов.

Небольшая прогулка по аллее, и мы вышли к главной площади посёлка. Свет фонарей не полностью разгонял темноту, но я всё же сфотографировал ёлку. Она, как и прежде, была настоящей, хотя мне очень не нравилась идея вырубки живых елей. За столько лет можно было посадить на этом самом месте небольшую ёлочку, которая по прошествии определённого времени радовала бы всех. Но годы шли, а ничего не менялось.

«По крайней мере, в Костюковке всё стабильно».

– Э, – смущённо проговорил я. – Мне нужно ненадолго отлучиться в парк. Может, ты...
– Я подожду тебя, – кивнула Саша. – Не прощаемся.

***

Идя через чащу, я то и дело поглядывал на часы. Чтобы успеть на автобус, следовало поторопиться, хотя едва заметная дорожка не позволяла набрать максимальную скорость. После того, как на своеобразном перекрёстке я свернул на тропинку к озеру, в моей голове промелькнули мысли о Саше. Может, следовало вернуться ко входу в парк? Или девушка догадается, что я направился к озеру, и встретит меня там? Или…

– Я здесь, – негромко проговорила Саша. – Как чувствовала, что ты не вернёшься через площадь.
– Спасибо, – я благодарно посмотрел на неё, и мы снова взялись за руки.

Несмотря на спешку, когда мы оказались возле пруда, я невольно замедлил шаг. Водоём имел официальное название – Смолянка, но мне оно не нравилось, и я его окрестил Костюковским Озером. Но больше всего расстраивала дорожка: никакого покрытия, а то, что было протоптано несколькими поколениями местных жителей, после первого же дождя превращалось в грязную кашу.

– Кажется, она тут будет и через тысячу лет, – пробормотал я, высматривая наиболее сухие места под ногами.
– Согласна, – кивнула Саша. Плохое состояние дорожки её не волновало в принципе, чем девушка и отличалась от всех моих знакомых.

Последние минуты буквально утекали, хотя порой мне даже хотелось опоздать на автобус. Конечно, в таком случае мне пришлось бы идти среди луж и грязи полтора километра вдоль трассы, но зато вместе с Сашей.

До остановки оставалось всего несколько десятков метров, как в прямой видимости показался автобус. Я сразу понял, что настала пора прощаться, хотя раньше мы доходили буквально до калитки моего дома.

Саша отпустила мою руку и ободряюще улыбнулась:

– Пока.


21-24 декабря 2025, Ерёмино, Гомель, Шведская Горка;
20-23 января 2026, Гомель (значительная редактура).


Рецензии