Цугцванг загнанного зверя

«Опыт и история учат тому, что люди и правительства никогда ничему не учились из истории и не действовали по принципам, выведенным из неё» (Георг В.Ф. Гегель, немецкий философ).

Впрочем, оную закономерность Гегель подметил не первым и не последним, что ставит на повестку дня вопрос: а нужны ли вообще человечеству опыт и история?

Думаю, ответ здесь у каждого свой, и не только лишь у каждого персонально, но и у каждого правительства, что в прошлом, что в будущем.

Про будущее предлагаю повременить, а поговорить про настоящее, через призму недалёкого прошлого, которое выплывет само собой, ибо не обойтись.

Итак, 2026-й год от Рождества Христова и что он нам показывает. А показывает он нам, что опыт и история из недавнего прошлого почти никого ничему не учат (далее по тексту), хотя и дают кричащие подсказки. Например, подсказку о том, как оно там всё было в недавнем прошлом, а именно, позднем СССР накануне его развала. А чтобы провести параллель, традиционно применим аналогию, чтобы почувствовать разницу и, возможно, кое-что спрогнозировать, авось прокатит (а если не прокатит, то так тому и быть). И постараемся обойтись без конспирологии и теориях заговора, о которых все и так знают, хотя и никогда в лицо не видели.

Так вот, чтобы не усложнять аналогию, проведём её практически по прямым линиям:

1. Советский Союз – это четыре зоны (в хорошем смысле, естественно):
- зона стержневой страны-территории – Российская Федерация;
- зона контроля – 14 союзных республик;
- зона безопасности – Варшавский договор;
- зона влияния – страны, выбравшие условно социалистический путь развития.

2. Запад – также четыре зоны, хотя и с достаточной долей условности:
- зона стержня – США;
- зона контроля – все страны Латинской Америки и Канада (фактически всё западное полушарие),
- зона безопасности – НАТО;
- зона влияния – страны, относительно удачно взявшие на вооружение западную модель демократии и расположенные в разных частях света (например, Япония, Ю.Корея, Израиль, Австралия и пр.).

Двигаемся далее и рассмотрим, что и как произошло с СССР.

На рубеже 80-90-х Советский Союз приказал долго жить. Процесс произошёл достаточно быстро и относительно мирно, то есть, без катастрофических катаклизмов не только внутри, но и вовне. Подчеркну и повторю: процесс произошёл относительно мирно и, не считая периферийных конфликтов внутри зоны контроля и зоны безопасности (частично и в зоне влияния), стержень Союза устоял без гражданской войны, сохранив свою собственную территорию, очерченную административными границами, ставшими государственными.

В течение десятилетия новая Россия истово пыталась взять на вооружение западную модель демократии и включиться в процесс глобализации по западным лекалам. Поскольку страна была наводнена «правильными» советниками, имевшими кабинеты во всех нужных министерствах и ведомствах, всё пошло так, как пошло и главным лозунгом стал сакраментальный и, одновременно, риторический слоган: «зачем производить то, что можно купить». В результате, многие нужные и ненужные производства были пущены под нож, а на их месте вырастали либо пустыри, либо торговые центры, наполненные под завязку импортом, закупленным на валютную выручку от продажи в основном сырья и, максимум, полуфабрикатов.

Отрезвление пришло достаточно быстро, ибо 10 лет – это не срок, а миг, хотя и окрашенный для многих в трагические краски. На рубеже веков медленно, но верно, а главное – планово, страна начала вновь возрождать производственную базу, причём, именно многоотраслевую: что-то, утерянное безвозвратно, строить заново, что-то восстанавливать, а что-то создавать с нуля.

Здесь стоит отметить, что, при всех недостатках, сам Советский Союз – это была самодостаточная система с отдельной технологической зоной, производившая всё: от спичек до базовых продуктов питания, от иголок до космических кораблей, от тепловой и атомной электрогенерации до тепла в каждом доме, от стрелкового до ядерного оружия и т.д. То есть, в случае полной изоляции, каковым лишь отдалённо был «железный занавес», ни голода, ни холода гражданам не грозило, ибо даже при дефиците продуктов, вызванном, прежде всего, несовершенными системами распределения и логистики, в холодильниках у населения было всё, ну, или почти всё (я там полжизни жил, мёд-пиво пил, так что, мне рассказывать другого не надо).

Возможно (тут я не утверждаю), при наличии грамотного распределения всей продукции, исключающего затоваривание в одном месте и дефицит в другом, а также более тщательной работы над качеством продукции, без тотальных приписок и обмана, развал бы не случился или случился бы много позже – но это так себе утешение. Тем не менее, что касается соревнования с западным миром, то шло оно исключительно по производственным показателям на душу населения (об этом ниже). Кроме того, что важно, короткий период в 10 лет позволил во многом сохраниться научным и производственным кадрам, даже при условии того, что огромное их количество эмигрировало за рубеж.

Таким образом, констатируем: Россия унаследовала от Советского Союза, прежде всего, традицию самодостаточности, которую также относительно быстро, несмотря на нанесённый ущерб, начала возрождать и восстанавливать, выбросив из страны всех советников и учителей демократии и «универсальных» ценностей. Разумеется, что всё происходило под прикрытием своего собственного ядерного зонтика, не позволившего провернуть показательный югославский сценарий. При всех плюсах и минусах, подчеркнём то фундаментальное, что было в Союзе и что унаследовала новая Россия безотносительно к государственно-общественному устройству (это просто другая тема) – стремление жить на свои на базе собственного производственного потенциала практически во всех сферах человеческой деятельности. Плохо ли, хорошо ли – это тоже неважно, я лишь выделяю фундаментальный, базовый потенциал, с которым можно спорить, но это бессмысленно, ибо любой здравомыслящий россиянин, даже слабо разбирающийся в политике и экономике, но любящий свою страну, скажет: это хорошо и правильно. Точка.

А теперь, наконец, перемещаемся к нашим западным соседям, которые и рядом, и за океаном одновременно – тот самый, ещё недавно коллективный, а сейчас, скорее, уже (или пока) просто совокупный Запад.

Заметили, как незримо (или зримо?), всего за несколько считаных лет, произошёл скачок от коллективного к совокупному? А ведь это не просто игра слов, а иллюстрация процесса распада, который ещё не достиг финала, но уже зримо к нему движется. Предсказывать здесь сроки и, главное, рисовать картину распада – дело пустое, никто этого точно не знает. К тому же, в современном мире, где художников пруд пруди, которые нарисуют победу из любого поражения и представят распад в виде простого переформатирования в новое глобальное образование, прогнозировать такое просто нелепо, а попасть в небо пальцем – не наш метод, так что, давайте просто посмотрим на процесс, его проявления и, главное, попытаемся рассмотреть фундамент, на котором стоит вся западная конструкция и как это проявляется внутри и вовне, не забывая про заявленную аналогию.

Помните слоган «зачем самим производить то, что можно купить». К этому я бы ещё добавил: «зачем производить дорого, если можно производить дёшево».

Так вот, означенные два слогана, медленно, но верно, а, главное, планово, привели к тому, что Запад и, прежде всего, стержневая страна США, остались фактически без производственной базы. Напомню: во времена соревнования систем, когда всё шло по линии производства, регулярно публиковались сводки о произведённой массовой продукции: стали, чугуна, проката, мяса, яиц, молока и т.д. на душу населения, а вовсе не про индексы биржи, финансовые услуги и прочий бредовый виртуал. Сегодня же всё свелось к малопонятному номинальному ВВП, в том числе на душу населения, что вообще никак не отражает реальную ситуацию «на земле». Собственно, всё закономерно – это просто позволяет скрыть катастрофу с производственной базой и больше ничего. Хорошо хоть сегодня всё чаще переходят к ВВП по паритету покупательной способности (ППС), о чём я писал ещё 8 лет назад. Ещё бы выкинуть услуги, особенно задвоенные, и совсем убрать финансовые манипуляции вместе с мыльными пузырями, оставив лишь производство и прямые услуги, связанные с производственными циклами, было бы совсем хорошо. Ну, почти.

А теперь, учитывая спорадические попытки Трампа вернуть производственную базу в США (что как раз подчёркивает её отсутствие), констатируем: переформатирование Запада с переходом от коллективного в совокупный (что уже случилось), а затем, с учётом нарастания внутренних конфликтов на базе затаившегося сепаратизма, в процесс распада – это практически неизбежность. Весь исторический опыт говорит, как об этом, так и о том, что спираль истории никогда не повторяется полностью, а лишь напоминает о своём существовании. Тем более, что позднесоветские (послебрежневские) руководители поразительно напоминают нам, кто о деменции, кто о своей недальновидности и ограниченности, даже если в своей массе есть разница в возрасте не в нашу пользу: зрелось личности, на самом деле, редко коррелируется с возрастом, а лишь с уровнем интеллекта и способностью думать и, главное, принимать решения на много ходов вперёд.

Так уж получилось, что о зрелости позднесоветских руководителей говорить не приходится, точно также, по аналогии, ничего подобного нельзя сказать и о западных лидерах – это всё какое-то сборище фриков, как будто выращенных в одной пробирке. Но не буду здесь копаться в их белье, лишь подчеркну: ментальная аналогия на поверхности, также, как повальное непонимание не только процессов, но и их последствий, как будто не было ни веками внутриевропейских войн, ни развалов европейских империй, ни мировых войн, ни войн Запада (коллективного, кстати) с Россией и чем это заканчивалось.

Тем не менее, не всё то, что написано выше – главное, ибо к нему мы только приближаемся. Так вот, в отличие от СССР, развал которого не привёл к внешней агрессии, а всё произошло мирно (пусть и относительно), сейчас мы воочию наблюдаем взрывной рост агрессивности Запада по всем направлениям. То есть, получается такая картина маслом: процесс развала Запада провоцирует жёсткую проекцию агрессии вовне, что имеет своё чёткое название – поиск внешнего врага. Так всегда бывает в том случае, когда следует тщательно замаскировать внутренние проблемы и найти внешний катализатор для своего объединения. То, что при этом причины путаются со следствием – это почти осознанное действие, хотя и мало управляемого конкретными людьми: так система сама себя защищает, чтобы выжить.

В результате мы пришли к тому, что необходимым и достаточным условием выживаемости Запада (хотя бы совокупного) является наличие большого и сильного внешнего врага. Пока таким врагом выбрана Россия, но есть нюанс: периодически место России занимает Китай и другие враги поменьше (Иран, Венесуэла…). Более того, постепенно приходит осознание, что с Россией Запад вряд ли справится, ибо может заплатить неподъёмную цену в виде своего исчезновения, потому и начали смещаться акценты, что никак не должно нас успокаивать, а лишь стимулировать продолжать готовиться к худшему. Но что остаётся неизменным, так это упомянутое необходимое и достаточное – система из этой западни выпрыгнуть не даст.

Остаётся нерешённой одна задача и неразгаданной одна загадка: почему развал запада идёт не по мирной траектории, как это было с СССР, а с взрывной агрессией вовне? Полагаю, ответ кроется в разной фундаментальной базе, о которой выше сказано достаточно подробно:

- СССР имел свой стержень в виде страны, имеющей многолетние традиции самодостаточности и сумевшей на этой базе сохранить и возродить свой производственный потенциал, не попав в долговую петлю (удавку, западню, пирамиду – нужное подчеркнуть).
- Запад имеет страну-стержень, плавно и планово потерявшую за десятилетия свою мощную производственную базу, которую, осознав, пытается вернуть, но ему катастрофически не хватает времени, потому и хватается за то, что ближе лежит, в том числе у своих многолетних союзников, усиливая внутренние противоречия. Усугубляет ситуацию долговая петля (удавка, западня, пирамида – нужное подчеркнуть), избавиться от которой нормальным способом уже невозможно, а только лишь проверенным – большой войной с взрывным ростом ВПК. Это как раз тот опыт, который они усвоили хорошо. Ничего другого, как то: попытка заместить выпадающие ресурсы «зелёной» энергетикой, не сработало, что уже очевидно. Последние колонии удержать не получается, неколониальные связи рвутся, что резко сузило ресурсную базу. По сути, цугцванг, но крайне опасный, из серии загнанного зверя, почуявшего смерть, потому терять ему нечего, особенно примкнувшим лимитрофам.

P.S.
Война, большая, фактически неизбежна. Точно также, как неизбежны попытки Запада развязать её где-нибудь подальше от себя. И это, похоже, уже не Россия, с которой придётся договариваться (потому США и тягучие переговоры затеяли, чтобы выиграть время), а также пытаться перетянуть на свою сторону – дружить против. Европейские вассалы тоже, похоже, поняли, что пора разговаривать, по-крайней мере, голоса всё громче.

Полагаю, ничего у них не выйдет, плавали – знаем, вся история и весь наш опыт говорят о том, что хуже, чем конфликт с Западом может быть только дружба с ним. И исторический опыт мы этот усвоили хорошо. А поскольку воевать с нами им же дороже, остаётся к войне готовиться, чтобы она не случилась.

Всем остальным – удачи, ибо такова селяви, надо было раньше думать о своих стульях в выборе союзников. Сейчас шар на вашей стороне, выбирайте. Вот КНДР выбрала, потому и в безопасности.

Александр Дубровский

в MAX Спокойно Z Маша


Рецензии
Не думаю, что будет большая война. Сейчас это попытки Трампа сделать Америку снова великой. Но ничего у него не получится. Сама капиталистическая система экономического развития пришла в тупик. С этим ничего сделать нельзя. Единственный выход в кооперации и во взаимодействии государств друг с другом, а не в захвате все новых территорий и энергетических носителей. Надо не воевать друг с другом, а совместно работать над поиском альтернативных источников энергии, ведь запасов нефти и газа не хватит на 100 лет. Если государства объединятся, это будет другая, более высокая ступень развития экономики, тогда не нужны будут оружие и армии.

Ольга Зайцева 7   23.01.2026 17:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.