64. Весна-20 числа июля 1572 года, Девлет I

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

Предложение по огромной дани было очень заманчивым, однако отказываться от Казани и Астрахани никто в Крыму не собирался. С точки зрения хана и его вельмож проигравший долженствовал расплачиваться безо всяких условий. Возмутительное предложение Иоанна вызывало подлинный гнев. Всё сильнее проявлялось желание как следует проучить московитского правителя.

-Зачем бесконечно выпрашивать татарские юрты Итиля, если можно отторгнуть их ещё одним походом? - вопрошали мурзы и беки.

В их словах имелся резон. Хотя Иоанн принимал крымских послов неподалёку от своей сожжённой столицы, Девлет из многочисленных и достоверных источников знал, что он теперь живёт в северном городе возле Ливонии и там же концентрирует основные военные силы, оставив защитников Оки без приемлемой поддержки.

-Береговая стража урусов растянута тонкой линией от Коломны до Калуги, а то и до верховьев Угры, - рассуждал хан вместе с ближниками. - Устроив отвлекающий манёвр и сконцентрировав в одной или нескольких точках армию, мы легко прорвёмся во внутреннюю Московию.

Началась тщательная подготовка к походу. Воинство Девлета помимо татар, ногайцев и черкессов пополнили 7 000 османов-пехотинцев. Они были очень кстати, так как при них находилась тяжёлая артиллерия, которой так не хватало в прошлое нашествие. Наличие пушек на порядок увеличивало аппетиты Девлета и его военачальников. С их помощью можно было захватывать город за городом. Теперь крымская верхушка задумала не только отторгнуть от Московской Урусии Казань и Астрахань, но и расчленить её саму на отдельные улусы, какими они являлись 150-300 лет назад и оставить в каждом центре даругу-баскак для собирания дани. Москве следовало платить самому хану, граду Владимиру — ханскому наследнику, Суздаль отдавался старшему племяннику, Звенигород и Рязань — другим родственникам и вельможам, жить с далёкого Новгорода соглашался ногайский бий Мансурового юрта Дивей-мурза...

-Всё возвращается на круги своя! - торжествовал Девлет. - Когда-то мой пращур, Бату-Саин, всю Урусию покорил. Мне предстоит повторить его подвиг и также прославиться в памяти потомков! - он уже напрочь забыл, как лет тринадцать назад пребывал в твёрдой уверенности, что Московская Урусия вслед за Казанью и Астраханью поглотит его юрт, после чего сгинут все ордынские ханства, а его имя покроется презрением и позором.

Очередным ураганом бросились степные народы во главе с крымчаками на земли Московии. Они нигде не останавливались, миновали Тулу и вышли к Оке по обеим сторонам от Серпухова.

-Пусть турецкие пушки поливают этот город огнём, - приказал Девлет, - а мои войска пробуют перейти реку в нескольких местах. Очевидные броды оставьте в покое, там нас наверняка будут ожидать ловушки. Требуйте от проводников и перебежчиков показать другие переправы. Через них мы и станем пробиваться.


Рецензии