62. Лето-осень 1571 года, Девлет I

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

“Жгу и пустошу всё из-за Казани и Астрахани, а всего света богатства примеряю к праху, надеясь на величие божие. Я пришёл на тебя, город твой сжёг, хотел венца твоего и головы. Но ты не пришёл и против нас не стал, а ещё хвалишься, что де московский правитель! Был бы в тебе стыд и дородство, так ты против нас и стал. Хочешь с нами в дружбе быть, так отдай наши юрты — Казань и Астрахань! А захочешь казной и деньгами всесветное богатство нам давать — не возьму! И не забывай — дороги твоего господарства я видел и знаю!»

Такие слова велел передать Иоанну Девлет ещё при отступлении обратно в степи. С триумфом вернулся он на полуостров. Уруские пленники снова наполнили опустевшие карманы крымчаков, а в далёком казанском крае взбунтовались против власти Москвы черемисы да местные татары.

Отчёт о грандиозной победе хан отправил в Варшаву и Константинополь. Девлет хотел натравить сигизмундовы народы на Московию и прекратить дружественные переговоры султана Селима с Иоанном, надеясь, что его провокации возымеют действие и Иоанн станет ещё сговорчивее и быстрее отдаст итильские юрты. Ответ московского правителя пришёл в конце июня.

«Ты в грамоте пишешь о войне, и если я об этом тоже стану писать, то к доброму делу не придём! Если ты сердишься за отказ по Казани и Астрахани, то мы Астрахань хотим тебе уступить, только быстрее этому делу статься нельзя. Для него должны прибыть к нам твои послы, а гонцами такого великого дела не сотворить. До тех пор бы ты пожаловал, дал сроки и земли нашей не воевал!»

-Советую передать твоему господину, - сурово сказал Девлет московскому послу Василию Нагому, - чтобы он не старался тянуть время! Знаю я эту хитрость! Говорит об отдаче мне Астрахани, а сам верно и не помышляет о том!

-Что ты, великий царь! - отвечал Нагой. - Никакого обмана, отдадим Астрахань одному из сыновей твоих. Только нельзя ли моему господарю самому выбрать, кому именно? И нельзя ли при нём, как в Касимове, боярина нашего оставить? Да чтобы русских людей не обижали там и дорогу не закрывали.

-Ишь, сколько условий мне ставите! - воскликнул хан. - Впрочем, я подумаю над ними. Только знайте: без Казани Астрахань не приму! А если вздумаете водить меня за нос, то я ведь могу и повторить свой поход!

От осеннего налёта он решил отказаться. Во-первых, последний поход обеспечил благополучие юрта на год вперёд и сподвигнуть крымских багатуров снова сесть на коней не удалось даже казанской партии. А во-вторых, следующий набег с большой долей вероятности не повторил бы успеха и мог перечеркнуть все плоды предыдущего. Во всех отношениях в боевых действиях лучше было бы держать паузу.

Конечно, Девлет видел хитрость Иоанна: никакую Астрахань тот не хотел отдавать! Тем не менее, хан всё-таки отправил посольство к правителю Московии в слабой надежде на то, что Иоанн проявит слабину. Сам же Девлет начал думать над тем, как сделать будущий поход под стать прежнему.

-Следует нанести Московии такой удар, чтобы она была не в силах удержать контроль над Казанью! - говорил хан. - Тогда Иоанн потеряет и Астрахань!


Рецензии