60. Март-II декада мая 1571 года, Девлет I

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

Хотя Астраханский поход закончился так, как желал хан, его итогом значилось поражение. Чтобы поскорее смыть этот позор и сбить с Иоанна спесь, крымчаки тревожили южные области Московской Урусии весной и осенью 1570 года.

Нынешней весной престарелый Девлет собирался лично возглавить очередное нападение. Помимо политики им двигали также экономические мотивы. Уже несколько лет он не получал дани от Сигизмунда и приличных подарков от Иоанна. Возместить убытки должны были пленники, которых с вожделением ждал невольничий рынок Кафы.

-Рязанщину мы отоварили в прошлый раз, - сказал Девлет. - Вряд ли сейчас там много людишек. Пограбим те земли, что находятся западнее.

Вместе с крымчаками в поход на Московскую Урусию отправилось два ногайских юрта и дружественная половина черкессов. Как обычно войско разделилось на несколько частей и пошло по разным дорогам. Лишь в конце пути части сблизились, после чего стали громить окрестности, избегая хорошо укреплённых городов.

В верхнем правобережье Оки добычи тоже не хватало. Идти на Рязанщину было глупо и опасно из-за находящихся неподалёку главных сил московитов, поэтому Девлет велел переправляться на левобережье. Предполагалось добрать ясыря и уходить в степи.

Но практически сразу после переправы к хану привели перебежчика, который заявил:

-Ты можешь легко дойти до самой Москвы, ведь у царя Иоанна нет большого войска. Многие части он отправил к Ливонии, вернуться быстро они не в состоянии. А береговая служба рассредоточена от Калуги до Коломны и для того, чтобы собраться в кулак ей требуется время.

Вскоре Девлету доставили ещё несколько перебежчиков с такими же сведеньями. Один из них, именем Кудеяр Тишенков, брался проводить татар по тем дорогам, где не имелось уруских полков. В случае неудачи он готов был отвечать своей головой.

Все перебежчики являлись служилыми людьми. Это порождало у хана и мурз естественные подозрения в том, что их могут заманить в ловушку. Тишенкову сотоварищи устроили жёсткий допрос по поводу их мотивов. Перебежчики рассказали, что Иоанн недоволен полевой службой, на которой они состояли, устроил жестокую чистку рядов, поэтому они, страшась попасть на плаху, предпочли перейти на крымскую сторону.

Параллельно допросу татары работали с самостоятельно добытыми языками. Те подтверждали слова перебежчиков. У Девлета и его окружения загорались глаза от одной только мысли напасть на центральные земли Московии. В первый и пока последний раз такое удавалось 50 лет назад девлетову дяде — хану Мухаммеду. Тогда он вместе с казанским родичем дошёл до стен Кремля и разграбил московские окрестности. В плен попало огромное количество неверных, а иоаннов отец выслал большую дань.

-Веди нас к Москве! - велел Девлет Кудеяру Тишенкову после совета с мурзами. - Да не вздумай хитрить!

Предатель довёл крымчаков до реки Угры, где они совершили переправу. Дорога на Москву была открыта.


Рецензии