Стеша

   Стеша ехала к сестре, испытывая  смешанные чувства неловкости и любопытства: как-то встретит  Маша из-за серьезной размолвки после покупки квартиры, хорошо ли живется детям, не болеют ли они, не скучают ли по ней. Ей очень хотелось увидеть прежнюю Машу, обнять и  поцеловать ее, пошептаться о сокровенном, ведь они родные сестры. Но разговор по телефону перед поездкой предполагал: кажется, все будет по-прежнему - пустые взгляды, ничего не значащие вопросы и ответы,  надутые губы. Стеша не поехала бы, но ее неудержимо влекло в ее  семью, она хотела увидеть малышей, таких смешных, веселых карапузов. С грустью сознавая, что у нее никогда не  будет детей, она тянулась к ним всей душой. И в те часы, которые проводила у сестры, ей хорошо было с ними, она любила подержать на руках озорного мальчишку, поговорить, нарочно шепелявя, с девочкой, которая то и дело повторяла, подражая взрослым: «Я казяла! Я кому казяла!». 
                Х   Х
    Жизнь Стеши не строилась по общепринятым канонам женского бытия: повзрослела, отучилась, вышла замуж, обзавелась семьей. И все потому, что она с детства была не в меру самостоятельной, рационально решая внутри семьи бытовые проблемы не хуже взрослых. У нее быстро развивался проникновенный от природы ум,  формировалась способность понимать окружающий мир во всех его сложных проявлениях. И самое  главное, Стеша рано стала сопереживать за близких и друзей, которые нуждались в помощи и поддержке, А если сталкивалась с трудностями, то  никогда не искала участия со стороны, до всего доходила сама. И так уж получилось, что в семье на ее воспитание тратили время мало,можно сказать, по остаточному принципу.
 
   Другое дело сестра Маша, которую мать держала возле себя. Не из-за физических  недостатков, ребенком она росла вполне здоровым, а все потому, что  нуждалась в постоянной опеке. Или лучше сказать, мать сама поставила себя в такое положение, когда у дочери с трудом развивались самые необходимые для самостоятельной жизни рецепторы самостоятельности.

   Стеша закончила школу с отличием, тогда как ее сестра хромала по ряду дисциплин, чем повергала мать  в уныние. По поводу будущей профессии Стеша даже не задумывалась, твердо решив стать энергетиком. А Маша опять же мучительно долго искала себе подходящее учебное заведение,и лишь с той целью, чтобы не опростоволоситься там. Конечно, мать была рядом, но что она могла  сделать  для нее с восьмиклассным образованием,  она даже не могла сидеть с ней за  одним учебным столом.
 
    Шли годы. Мать иногда бросала косые взгляд на старшую дочь, которая была всегда подтянутой, собранной, внимательной, но тут же переключалась на младшую, как на слабого,  беззащитного  ребенка, требующего особого участия,помощи и любви. Это не обижало  Стешу. Она привыкла к тому, что даже  за стол ее забывали приглашать, считая,что она сама знает к нему дорогу. Однако семья была вынуждена прислушиваться к ней,дававшей дельные советы и наставления.
 
 - Откуда  что берется,- как бы между прочим замечала мать, но в то же время была вынуждена признать, что старшая говорила все по делу.
 - А я люблю проводить свободное время среди взрослых.  У них и учусь уму разуму,- отвечала Стеша.

   Эта привычка - черпать знания из окружающей среды — здорово помогла ей в самостоятельной жизни, особенно когда надо было не приспосабливаться к чему-то или кому-то,  а вести свою партию в  нелегких  жизненных играх, в которых вместо шаха и  мата выставлялись  на кону репутация и авторитет. После учебы Стеша устроилась  по специальности на завод,изумляя начальство своими познаниями в энергетике. А уж той настойчивостью, с какой она отстаивала свои профессиональные позиции, иногда приводила старших товарищей в шок. Сестра  же ходила вокруг да около, заставляя  нервничать мать. В итоге получилось так, что Стеша стала работать экспертом в крупной энергетической кампании, обеспечив себя в материальном плане, что позволило оказывать щедрую помощь семье. Сестра же подвизалась в посредственной торговой кампании консультантом.

   И все было бы ничего,  но Стеша неудачно вышла замуж. Ее избранник оказался форменным пройдохой. Прожив несколько лет за счет Стеши, он купил себе машину и был таков. Жалела ли об утрате законной половины Стеша? Скорее всего нет, чем да. Деньги для нее не играли большой роли. А терпеть возле себя человека,который дальше своего кошелька ничего не видит, унизительно.  Маша тоже вышла замуж, родила двух малышей. Вскоре семья съехала из родительского гнездовья в новую квартиру, приобретенную по ипотеке. В след за ней последовала и мать, призванная нянчить малышей,помогать по хозяйству,  делиться пенсионным доходами. Молодая семья остро нуждалась в материальных  средствах: Маша зарабатывала не так много, чем требовалось исходя из жизненных  обстоятельств, не затруднял себя поисками высокооплачиваемой работы и муж, изнеженный  своей любящей мамашей, как единственный сын, не меньше,чем ее сестра. Как и мать, Стеша не оставалась в стороне от забот по содержанию молодой семьи. Она не  считала, сколько отваливала на эти цели ежемесячно,Зарплата позволяла, а обо всем остальном как-то не хотелось думать. Да и жила она бабушкиным поверьем,что все в семье должно быть общим. Особенно ей запомнился рассказ, как во времена коллективизации крестьянин собрал вокруг себя восемнадцать  детей, оставшихся сиротами. Мужик он был зажиточный, а с трудностями помогали справляться родные, соседи. Однако новая власть наложила на него ярлык кулака и разорила вчистую. Дети пошли по миру, а самого сослали невесть куда. Разве могла она позволить себе, чтобы семья сестры скатилась в нищету. Матери  она регулярно отдавала деньги и на пропитание, и на покупку крупных вещей. Так, в Машиной квартире появился современный холодильник, цветной телевизор, микроволновка.

 - А ты как же сама-то?- волновалась  мать.
 - Ничего, не бедствую. А у  Маши дети,- убежденно говорила Стеша.
 
   Со временем Стеша выросла в коллективе до крупного, уважаемого эксперта. Ее фотография была установлена на Доске Почета. Передовика производства  ценили и за профессиональные качества, и за общительность, и за бескорыстие. В мужской кампании Стеша была своим человеком, иногда даже представители сильного пола не замечали, с кем они имеют дело.  Разговаривали с ней на повышенных тонах, пытаясь отстоять, якобы, профессиональные позиции, а на самом деле   игнорируя правила и нормы электромонтажных работ, что, конечно же,как эксперт, она решительно отвергала.  Стеша легко утирала нос махровым производственникам, это льстило ее самолюбию.

 - Как же вы не понимаете, что любой промах может поставить под удар нефтяные и газовые промыслы,- говорила Стеша.
 - Подумаешь,на два-три метра отступил от проекта,- отмахивался лихой мастер.
 - В случае чего,- наставительно продолжала эксперт,- это два, три года тюрьмы.
 - Вот оно что!- восклицал мастер.- Ты, что ли,сажать будешь?
 - Найдутся другие. А ты не ставь под удар рабочие судьбы.

   Рабочий день она всегда завершала с глубоким чувством исполненного долга, а домой шла умиротворенная и спокойная.  Там ее ждали родные и близкие,с кем она бескорыстно делилась всеми материальными благами.
 
   Неизвестно,  сколько еще бы так продолжалось, если бы она однажды, случайно не встретила одноклассника Ромку. Посидели в сквере на лавочке, поговорили. Оказалось,что одноклассник один-одинешенек, с женой развелся, живет у матери, благо квартира у нее двухкомнатная. На стороне растет дочка, которой он платит алименты.

 - Поди, вредные привычки мешают жить, как все живут?- поинтересовалась Стеша.
 - Не пью,не курю.  Впрочем, спотыкаюсь об одну, рыбак я заядлый,- с усмешкой сказал Ромка. 
   Расстались, чтобы назавтра снова встретиться в это же время и на этом же месте, а потом пойти к ней домой.

     Для того, чтобы понять друг друга двум молодым людям, не обремененным семьями, много   не надо. Про любовь не было сказано ни слова. Но вот та искренность, с которой они поведали об одиночестве, соединила их судьбы  сильнее романтических чувств. Жизнь складывается не из поцелуев, ахов и вздохов, а из конкретных условий человеческого бытия. Правда. Ромка хотел было возразить, что он простой рабочий мебельной шарашки и зарабатывает не так уж и много, на что Стеша отреагировала  с улыбкой:

 - Ничего, рыбой откупишься.
 
   Вдвоем в постели их застукала мать. Она в общем то легко восприняла выходку дочери, не восемнадцать лет же ей. «Подумаешь, натешатся  и разлетятся в разные стороны»- думалось ей. Сложности и семейные скандалы начались позже,когда стало ясно, что у Стеши все это более чем серьезно. Благородный гнев Маши,болезненные всхлипывания матери, недовольное бурчание родных — тетей и дядей. Все вместе они пытались вернуть в лоно семьи заблудшую   дочь  и племянницу. Однако на первые же их выпады  Стеша спокойной возразила:

 - А что я сделала такого?
 - Как что? Тебе мало одного проходимца, нашла другого. Поди  лапотник, бессребреник, пьяница, с пафосом говорили родные.
 - Водку не пьет,  не курит, работает мебельщиком.
 - Гроши,чаю, получает,- резюмировала мать.
 - Да, зарплата невеликая. И он в разводе с женой, платит алименты, помогает дочери, присматривает за престарелой матерью. А еще он рыбак заядлый. Рыбой меня кормить будет,- съехидничала напоследок Стеша.
 - Жить собираетесь в моей квартире? Или жилье снимите?- Не унималась мать.
 - Зачем  же снимать. Я квартиру куплю.
 -На  какие  шиши?
 - Ты,мама, мою долю от квартиры отдашь. Есть у меня кое-что в заначке. А остальное по ходу.- наступала Стеша.
   Стеша решила купить квартиру! Эта новость, больше чем остальные, разразилась как гром среди ясного неба. Рушились семейные мечты о благополучии и материальном достатке. Стеша больше не будет считаться с интересами сестры и матери. Она будет расходовать свои средства на другие цели.
 - Не знала, что ты такая,- с обидой сказала Маша.
 - Какая такая?
 - Эгоистка.  Впрочем,никто не заставлял тебя помогать мне. Я тебе ничем не обязана.
 - Ты и маме ничем не обязана. День и ночь она гнет спину на тебя, отдает тебе последние копейки.
 - Мы  живем с ней вместе. И не тебе судить нас.
 - Я и не собираюсь. А вот мою  долю, что заложена в квартире, отдайте. Так  я быстрее обзаведусь жильем.
 - Что? И как тебе не стыдно говорить об этом? Это наше, семейное. Кого прикормила? Проходимца! Смотри,как бы он не облапошил тебя.
 - А это уже не ваше дело. Сама разберусь.

  Отношения обострялись с каждым днем. Стеше было жаль мать, которая нет,не разрывалась на части,а тяготела к слабому ребенку, и тем самым взваливала на себя непосильный воз  бытовых и материальных проблем. Она даже не задумывалась над тем, а что будет с ней,когда Маша встанет на ноги,дети вырастут и надобность в ее помощи и поддержке  отпадет.

   В самом деле, Стеша запросила у судьбы самую малость -тихого семейного счастья. Встречаясь с Ромкой, она поняла, что ей нужен этот человек по определению: он мужчина,  на которого можно опереться, который согреет, успокоит и  защитит ее. Она большего не получит от семьи, хотя и не откажется от нее. Со временем разрешаться все проблемы и она снова, как  старшая дочь, в любую  минуту придет на помочь и выручку родным и близким.
                Х    Х
   Автобус остановился. Это была конечная остановка. Стеша сошла на перрон, огляделась. Что же  она хотела?  Ах, да. Посидеть и подумать, прежде чем пойти в гости к Маше.
 
   Да, через год все треволнения остались позади. Она с Ромкой жила в благоустроенной квартире в новом доме. Кажется, в  жизни ей только этого и не доставало. Ромка работал, как и прежде, в мебельной шарашке. По выходным он пропадал на рыбалке, приходил весь мокрый, но довольный, всегда с богатым уловом. От него хорошо пахло речкой и рыбой. Помывшись и закусив чем бог послал, он заваливался на диван, А  Стеша ложилась рядом. И начинались бесконечные разговоры. Ей было хорошо с  ним, таким сильным и уверенным в себе.
 
 - Неужели тебе никогда не надоест эта рыбалка? - спрашивала она Ромку.
 - Нет. Я больной, чокнутый. И потом,я же должен восполнить дефицит своих бюджетных средств.
 - Об этом ни слова. Я никогда тебя не попрекну,что у тебя маленькая зарплата. Больше того, хочу, чтобы ты дальше помогал своей дочери и маме.
 - Ладно. Договорились.
 - Но в магазины будем ходить  вместе. Я не обязана таскать сумки  и авоськи. Я женщина слабая.
 - Да, слабая,- с иронией отозвался Ромка.- До меня доходят слухи,как ты расправляешься на работе с мужиками.
 - Они у меня еще не то получат за самоуправство. Да,знаешь,меня отправляют в командировку на Дальний Восток.  А потом я,  наверно, махну на север. Ждать будешь?
 - Куда я от тебя денусь. Я твой.

   С тем  и засыпали. Стеша просыпалась утром и видела, как  Ромка, поставив на плиту чайник, занимается зарядкой. Особенно он ей нравился, когда делал шпагат. Молодец! И вообще прекрасное утро! Видели бы Маша и мать,  понимали бы, что ее прежняя жизнь в семье  была прелюдией к жизни. А настоящая вот она, кипятит чайник,делает зарядку, пробуждает ее к новым свершениям. Сейчас она переступит порог квартиры младшей сестры, встретится с малышами,отведет с ними душу,поговорит с мамой. И будет надеется, что ее в конце концов поймут и поддержат.


Рецензии