Падение Вавилона

 

Вавилон Великий был в своё время мировой державой, как впоследствии Мидо-Персия, Греция, Рим. Могущество Вавилона было так велико, что его сравнили с золотой головой на теле всего мира. Особенно упрочил положение Вавилона царь Навуходоносор. В частности, уничтожив Иерусалим и приведя иудейский народ к себе на родину в качестве рабов, Навуходоносор возвысился сам и возвысил свою страну.

Оставив в развалинах храм Божий, возведённый царём Соломоном, Навуходоносор привёз оттуда и поместил в капище (место поклонения языческим божкам) золотые и серебряные сосуды. Эта великолепная храмовая утварь не могла использоваться ни в каком другом назначении - только во время храмовых Божьих служений. Даже язычник Навуходоносор понимал это. Зато не хотел ничего понимать и знать его сын Валтасар, оставшийся после отца своего одним из правителей мировой державы (вторым был Набонид).

Валтасар дни и ночи проводил в пьянстве и разврате: видимо, считал, что его высокое положение в этом мире праха и суеты незыблемо и вечно. Но пророчества, данные ещё Навуходоносору в вещем сне, уже исполнялись: подымалось царство, которое должно было сменить Вавилон на арене Истории.

Валтасар в силу ограниченности ума и безмерной надменности даже и не задумывался над такими вопросами. А ведь он знал о великом пророке Данииле - очень старом мудреце, доживающем отпущенные ему годы при царском дворце. Навуходоносор в дни своего правления высоко ценил способности Даниила, который был его личным советником. Вот как раз Даниил-то и истолковал пророческий сон, приснившийся Навуходоносору. Обо всём этом Валтасар знал. Но не придавал значения: его привлекало бездумно-разгульное времяпрепровождение, а не размышления о великом.

Так было и в ночь перед падением Вавилона. Царь пьянствовал и предавался разнузданным оргиям вместе с тысячей друзей при участии множества жён и наложниц. Вино лилось рекой; женщины "обслуживали" всех желающих. И хотя за стенами города звенело оружие мидо-персидского войска, Валтасара это не волновало. Длительная осада Вавилона вражеской армией под предводительством Кира уже стала привычной для вавилонян.

Ни царь Валтасар, ни жители Вавилона не боялись врагов: они знали, что их город неприступен. Столица мировой державы, краса и гордость огромной страны Вавилон был так сильно укреплён, что историки по сей день гадают, каким способом можно было без какой-либо техники, одними руками возвести такие могучие оборонительные сооружения? Крепостные стены имели ширину, достаточную, чтобы по ним могли промчаться четыре колесницы в один ряд! Нерушимо стояли стены, защищая город, как скалы, и никакие стенобитные орудия не могли нанести им ни малейшего урона.
Ещё одной причиной спокойствия царя, его приближённых и всего населения были охраняющие их глубокие воды Ефрата - реки, не позволявшей врагу ворваться в Вавилон. Полноводный Ефрат казался настолько неодолимой преградой, что городские ворота не особенно-то и стереглись: враг всё равно не смог бы подойти поближе. 

Вот и в последнюю ночь не подозревающий о близком конце царь Валтасар, уже не зная, чем ещё потешить себя и гостей, приказал принести священные золотые и серебряные сосуды и стал пить из них вино сам, и его вельможи, и его жёны и наложницы. Славили они при этом не Бога, а своих идолов, изваянных из золота-серебра да из меди-железа.

И вдруг перед их глазами появилась кисть человеческой руки, ставшая писать на белёной известью стене: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН.
С царём от ужаса происходило что-то страшное: его била крупная дрожь; от внезапной слабости он чуть не падал; колени его стучали одно об другое; лицо кривили судороги.
На дикий крик царя сбежались не присутствовавшие на пиршестве домочадцы, в числе которых была и царица. Узнав, что находившееся в зале мудрецы не в силах растолковать значение загадочной надписи на стене, царица посоветовала царю пригласить пророка Даниила.

В то время как происходили эти события роковой для Вавилона ночи, царь Кир осуществлял свои планы. Под покровом темноты тысячи воинов и рабов по царскому приказу рыли каналы, отводящие воды Ефрата. Разом обмелевшая река позволила персам прорваться в беспечно спящий город, открыть все основные железные ворота - и войска Кира затопили Вавилон, мгновенно подавляя любое сопротивление.

Даниил ещё произносил слова Божьего приговора Валтасару: "Ты взвешен на весах и найден очень лёгким. Разделено царство твоё и дано мидянам и персам", а высший суд уже совершался. Словно воды Ефрата, текли по Вавилону мидо-персидские войска. И вскоре царский дворец запылал, как маяк на море. Валтасар был убит в эту ночь. Мидянин Дарий 62-х лет от роду принял царство. Началась новая историческая эпоха... 


Рецензии