Анатомия предательства 3
Многих ветеранов и сотрудников силовых ведомств до сих пор мучает вопрос: как могло случиться, что отлаженный механизм Комитета государственной безопасности СССР рухнул, словно карточный домик? Чтобы найти ответ, необходимо обратиться к истокам и пристально взглянуть на личность Вадима Викторовича Бакатина, которому было суждено стать последним главой КГБ.
Назначенный Горбачевым М.С. в трагическом августе 1991 года, Бакатин прошел долгий путь, прежде чем оказался на вершине советской спецслужбы. Родившись 6 ноября 1937 года в шахтерском городе Киселевске Новосибирской области, в семье горного инженера и врача-хирурга, он получил образование инженера-строителя в Новосибирском институте и начал трудовую деятельность в Кузбассе, пройдя путь от мастера до главного инженера на крупных стройках. Впоследствии, окончив Академию общественных наук при ЦК КПСС, Бакатин погрузился в партийную работу, занимая посты секретаря Кемеровского горкома и обкома КПСС.
Судьбоносной для Бакатина стала встреча с Егором Лигачевым, заведующим Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС. С этого знакомства начался его стремительный взлет. Переезд в Москву, должность инспектора ЦК КПСС, затем первого секретаря Кировского обкома – все свидетельствовало о доверии партийной верхушки. В 1986 году Бакатин стал членом ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР.
В период с 1988 по 1990 год Бакатин возглавлял МВД СССР, получив звание генерал-лейтенанта внутренней службы. На этом посту он проводил политику, представлявшуюся как «децентрализация и демократизация», но на деле, обернувшуюся либерализацией общества и ослаблением силовых структур. Передача значительных полномочий органам МВД союзных республик, рассекречивание статистики преступности и разрушение агентурной сети существенно затруднили борьбу с растущей организованной преступностью. Парадоксально, но именно «излишняя демократичность» стоила Бакатину поста главы МВД. Отказ применять силу против протестующих в Прибалтике и разгонять демонстрацию на Красной площади вызвали гнев Горбачева, хотя и не лишили доверия. В 1990 году Бакатин В.В. вошел в состав Президентского совета и Совета безопасности при Президенте СССР.
В июне 1991 года Бакатин баллотировался на пост Президента РСФСР, выступая за сохранение СССР и постепенный переход к рыночной экономике. Но его политическая карьера достигла апогея в августе 1991 года, когда, после провала ГКЧП, он был назначен председателем КГБ СССР.
Именно на него была возложена задача реорганизации и реформирования ведомства, по сути – демонтажа. Бакатин провел «чистку» рядов КГБ, избавившись от сторонников ГКЧП и спровоцировав уход многих профессионалов. Ведомство было разделено на ряд независимых структур, созданных на базе управлений КГБ. Войска спецназначения были переданы Советской армии, внешняя разведка (СВР) под руководством Евгения Примакова превратилась в самостоятельное ведомство, а 9-е управление КГБ, отвечавшее за охрану первых лиц государства, перешло в непосредственное подчинение президенту СССР. Комплекс управлений, отвечавших за правительственную связь, шифровку и радиоэлектронную разведку, был выделен в Комитет правительственной связи при Президенте СССР (будущее ФАПСИ), а Пограничные войска обрели самостоятельность.
Эта «реформа» нанесла сокрушительный удар по потенциалу КГБ в противодействии развалу СССР. Система государственной безопасности была фактически уничтожена. После ликвидации общесоюзного КГБ Бакатин возглавил Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), вскоре упраздненную указом Ельцина.
Оправдывая свои действия, Бакатин утверждал, что его вариант реорганизации КГБ был направлен на реформы, а не на разрушение. Однако факты свидетельствуют об обратном: КГБ был не просто «реформирован», а разгромлен, его функции распылены по различным спецслужбам.
Но самым скандальным и неоднозначным эпизодом в деятельности Бакатина стала передача американскому послу Джеймсу Коллинзу совершенно секретных схем прослушки нового комплекса зданий посольства США в Москве. Этот акт «доброй воли» вызвал шквал критики и обвинений в предательстве.
По словам руководителя Агентства федеральной безопасности РСФСР В.В.Иваненко, это решение Бакатин принял, не посоветовавшись с профессионалами. И, хотя, он утверждал, что согласовал этот шаг с президентами СССР и РСФСР, для сотрудников КГБ это стало ударом. Бакатин оправдывался тем, что американцам и так все было известно, но, как утверждает Иваненко, использованная в посольстве технология была совершенно новой, а элементы звукопроводящей системы были замурованы в кирпичах, полученных от зарубежных поставщиков.
Чем он, Бактин, отличается от ряда предателей в погонах? Ущерб от предательства перебежчиков спецслужб большой, но он восполним и после каждого предательства система восстанавливалась. Здесь последствия предательства иные. Знал ли он о последствиях своей деятельности на посту председателя КГБ? Конечно, знал и шел по пути разрушения.
Является ли он одним из разрушителей СССР? Вадим Бакатин, ведомый идеями «сближения с Западом» и «перестройки», стал, осознанно или нет, орудием в руках команды Горбачева, способствуя разрушению СССР. Его действия обернулись геополитической катастрофой, ввергнув народ в пучину разрухи и деградации, омрачив гибелью миллионов и потерей былого величия. Великий Советский Союз, оплот и надежда, был повержен, а Русский мир оказался в тени западной «рыночной» модели, скованный узами полуколониальной зависимости.
Как могла случиться подобная метаморфоза? Что это – роковая глупость или осознанное предательство? Анализируя произошедшее, приходит понимание: речь идет о величайшем предательстве в истории страны. Не зная многих фактов, большинство граждан бывшего СССР считают, что распад СССР - это подвиг руководителей, поспособствовавших этому. Но мы, то знаем…
Свидетельство о публикации №226012301973