***

Я назвал статью "Фатум и история" первым значимым философским достижением Ницше. Это не надо понимать в том смысле, что статья эта обогатила человечество какими-то глубокими оригинальными мыслями - такая задача 16-летнему школяру была явно не по плечу. Статья эта значима как пролог к его будущим философским поискам..
Ницше в эту пору еще очень далек от того, чтобы "философствовать молотом". Он пишет достаточно робко,как бы с оглядкой на школьное начальство и почтенных обывателей из Наумбурга. ВЫсказав что-то прямо и решительно, спешит ослабить впечатление осторожными оговорками. Он рассуждает в статье о двух силах, действующих в истории: фатуме и свободе. Казалось бы, они исключают друг друга:там, где все фатально предопределено, нет свободы; там, где есть свобода, предопределено далеко не все. Но Ницше уверен, что эти две силы не упраздняют друг друга, и их таинственным взаимодействием определяется ход истории. Он вообще сомневается в существовании подлинных противоположностей: возможно, добро - это лишь самое утонченное проявление зла, а свобода воли - это высшая потенция фатума.
Историю мира он считает историей материи, но подчеркивает, что на более высокой ступени познания это понятие теряет свой смысл: все движется к некому океану всеединства, в котором исчезают все особенности и различия. Человек, рассуждает он, от рождения обусловлен своими физиологическими свойствами, общественным положением своей семьи, исторической ситуацией, традициями своей страны. Этим, по сути, предопределена его судьба. НО фаталист, безоговорочно принявший свою судьбу, становится свободным, поскольку его воля полностью сливается с фатумом. Он, несомненно, счастливей того, кто судорожно бьется в сковавших его цепях, не в силах их разорвать. И все-такт подлинной свободы человечество достигло бы только тогда, когда каким-то непостижимым образом смогло бы полностью упразднить свое прошлое. Тогда люди уподобились бы богам, играющим, как дети, мирами, а прошлое им показалось бы тягостным сном, бесследно растаявшим при пробуждении.
Если бы не эта статья, можно было бы предположить, что будущее Ницше действительно в значительной мере предопределено: он сделает отличную академическую карьеру, приобретет известность в узком кругу своих ученых коллег, каждой своей публикацией в респектабельных научных журналах будет подтверждать, что известность он приобрел вполне заслуженно, воспитает множество дельных просвещенных учеников и после смерти будет так же быстро и основательно позабыт, как и большинство уважаемых добросовестных профессоров.
Но это статья намекала на то, что "маленький пастор" и "примус де прима" - это только вершина айсберга, чья подводная часть существенно отличается от той, что возвышается у всех на виду.


Рецензии