Учитель. Часть 4
На следующий день в школе, которая была напротив полуземлянки Иволги, ждали учителя Чайка, прекрасная девочка с рыжими волосами, одетая в светло-серое платье, Воробей со светлыми волосами, одетый в серую футболку и полосатые шорты, Синица с золотыми волосами, одетая во всё жёлтое, Ласточка, прекрасная и милая девочка с русыми волосами в синей футболке и белой юбке, Стриж, мальчик с русыми волосами, одетый в синюю футболку и белые брюки, и Сапсан, белокурый мальчик, одетый в красную жилетку и зелёные шорты. Школа была просторной, с большими окнами, в ней было много книг и пустых свитков, но не было ни одной свечи. Ребята ждали учителя, сидя на полу по-турецки, со счётами, папирусом, чернилами и перьями. Сама школа была такой же полуземлянкой, как и дом Иволги.
- Я же сказал, что вы меня никогда не догоните! - хвастался Сапсан.
- Так с тобой бегать не интересно! Мы это уже пятьдесят раз проходили! Ты ведь всегда всех догонишь и первый прибежишь! - возразила Чайка. - Скоро тебе вообще в соревнованиях запретят участвовать!
- Только где учитель? - волновался Стриж.
И стоило ему это сказать, как пришёл сам Грач. На этот раз он был в чёрных рубашке, брюках и кепке, которые дала ему Иволга, не сказав, где их взяла. Кепку при входе он снял.
- Мир вам всем от Грача.
Природа-Мать решила поздравить ребят с такой встречей жаркой, приятной погодой и лёгким ветерком.
- С нами сам Грач! Тебе мир от Чайки, - Чайка очень была рада видеть учителя, которого на Аррете хорошо знают.
- Тебе мир от Сапсана.
- Тебе мир от Воробья.
- Тебе мир от Синицы.
- Тебе мир от Ласточки.
- Тебе мир от Стрижа.
- "Свет во тьме" мы уже прочли, арифметику выучили...
И Грач взял папирус и перо и попросил ребят сосчитать сумму чисел от одного до ста. Результат был готов за двадцать секунд. Грач был удивлён:
- Так быстро?! - и он, увидев правильный ответ, дал следующую задачу:
- В первый день в коробку положили один камень, во второй день - ещё один камень, а начиная с третьего клали столько камней, сколько было вчера и позавчера. Сколько оказалось камней на двадцатый день?
Через восемь минут был готов ответ: 10946 камней. Грач слышал, как ребята щёлкают косточками, и видел, как многие сбиваются и начинают считать заново, но задачу решили все.
- "Свет во тьме" мы тоже прочли, - хвастался Сапсан.
- Пересказывай давай, мой друг, - строго ответил Грач.
- В начале был Разум, и Разум есть у Природы-Матери, и Природа-Мать есть этот Разум. И были шесть элементов: Природа-Мать, время, дух, свет, пустота и материя. Все пять миров вечны, из ничего что-либо произойти не может, но жизнь появилась благодаря Природе-Матери, которая для этого создала души. Сначала была богиня Истина, затем - её лучшая подруга Футура и Ангелы. Затем был свет, окруживший все три мира. В то время, как наука постоянно изменяется, богиня Истина постоянна более всего сущего. И лишь после этого появилась жизнь, но только на Аррете. Земля и Малхэл, небольшой клочок земли, окружённый бесконечным Морем, до которого нельзя касаться, оставались пусты. Сначала появились растения, затем - животные. А люди появились на Аррете тогда, когда жизнь появилась и в Малхэле, и на Земле. Первые люди зло узнали от красного Дракона Рассудка, который совратил Сава, потомка Праула в двенадцатом поколении. Рассудок изначально был невинной шуткой Футуры, но смог познать зло и отвернулся от Природы-Матери.
Через минуту отличник продолжил отвечать:
- Человек есмь существо духовное, добродетельное, совершившее жесточайшую Ошибку. Ошибка породила Моральный Туман, который породил страдание. От страдания избавит лишь Всемирный Покой, который мы должны впустить сами. Для этого нам дана Ахимса: она поможет нам построить Великое Царство Всемирного Покоя, которое и будет концом страдания. Не может одно зло наказать другое зло. Не может грешник судить грешника. Зло и грех - это "минус", а добро - "плюс". Когда зло и добро встречаются, зло умирает, ибо есмь ошибка и болезнь, а добро - врач, исцеляющий болезнь. Воздавая злом за зло, мы к Добру не придём. Зло принесено главной негативной силой - Моральным Туманом, а добро исцеляет и созидает, ибо принесено главной положительной силой - Всемирным Покоем. Зло разрушает наш мир. А когда одна истроия кончается, тотчас же начинается другая. И так Природа-Мать делает по Любви Своей. Мы всегда избираем хорошее, а хорошее - это "плюс". Но что нас заставляет избирать "минус"? Только Моральный Туман. Но надо следовать за Всемирным Покоем, и тогда все будет спасены.
- А эти слова ты откуда взял?
- Последнюю главу твоего "Света во тьме" наизусть выучил, - И Сапсан продолжил:
- Нельзя в сильную жару замёрзнуть воде. Не может после ночи настать вечер. Нельзя сделать небо зелёным. Рыба не может летать подобно птице. Ребёнок не может быть старше своих родителей. Часть не может быть больше целого. Нельзя дать то, что не берут. Не может после ночи не настать утро. Нельзя вернуться в прошлое. И против этого не пойдёшь. Это - Закон Природы-Матери и очень небольшая заготовка огромной монографии. Но Он очень прост. Этот мир создан не людьми. Мир вечен, как и Природа-Мать, и Её Разум. Лишь Она Одна может быть объективной и беспристрастной. Надо лишь довериться Ей. Она дала Закон Свой по Любви Своей. Отверг Её Закон - отверг Её Любовь. А ребёнок не может жить без своей матери. Никто не может изменить Этот Закон. Даже наши князья не способны на это. Ибо в Начале был Разум, и Разум есть у Природы-Матери, и Природа-Мать есть этот Разум.
- А как ты до этой веры дошёл? - спросила Синица.
- Сначала долго наблюдал за жизнью в Малхэле, мрачном потустороннем мире, маленьком клочке земли, откуда меня прогнали за это учение. Это было ужасно: нравы их настолько дикие, что они ненавидят Природу-Мать и Ангелов за то, что у них есть зло. Жители единственного города Мизополиса ненавидят Деревню, из которой всё и завозят, а мне пришлось покинуть этот злой мир после того, как я отверг весь их вздор. Не спасаются, ибо не верят, и не верят, ибо не спасаются. Замкнутый круг. А после побега я отправился сюда, на Аррет, где меня приняли, поверили мне и так были спасены. А ещё там проблемы с логикой: в том мире постоянно путают сказанное, услышанное и понятое, а потом удивляются, что им тяжело донести мысль друг до друга.
- А логики у нас ещё не было, - вслух подумал Воробей.
И Грач взял папирус и перо и начал свою лекцию:
- Плохо, что у вас до меня уроков логики не было. Без логики нельзя понять, добрый или злой поступок совершён, нельзя строить планы на день, нельзя понять, что одеть перед выходом на улицу, не посмотрев в окно, - Грач записал эту мысль. - Однако логика помочь нам не способна, если не будет чувственного познания: слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса, - Грач вновь взял перо и записал эти слова. - Слепой не прочтёт "Свет во тьме", а глухой не услышит, как эту книгу читают. Никакая логика не поможет слепому увидеть цвет одежды, а глухому - услышать игру на дудке. Но тот, кто не умеет правильно думать, к правде не придёт.
- Это как? - Стриж был удивлён.
- Легко. Этому как раз логика и учит. Но она не поможет тому, кто плохо смотрит и плохо слушает. Можно видеть и не смотреть, а можно смотреть и не видеть. Можно слышать и не слушать, а можно слушать и не слышать, - Грач записал и эту мысль на свитке.
- Это как может быть? - удивился Сапсан.
- Смотреть - значит обратить внимание на то, что хочешь увидеть. Слушать - значит обращать внимание на то, что хочешь слышать, - Грач записал и это. - Также нежелательно думать о другом по себе, ибо у него свои жизненный опыт, ценности, стремления и т.п. Это - самая распространённая и самая естественная ошибка в нашем мышлении. Можно быть одним, казаться другим и при этом не причинять вреда.
Последнее ребят очень удивило.
После занятий Грач вернулся к Иволге.
- Мир тебе. Как день прошёл?
- И вам мир. Чудесно, легко и радостно, - и Грач положил на стол свой свиток.
Иволга раскрыла его и начала читать.
- Трактат какой-то? - спросила Амата.
- Заготовка книги по логике, - ответил Грач.
И Амата пошла во двор, развела костёр и начала жарить картошку. Это Грача порадовало, он такого давно не ел. После ужина Амата вспомнила про Форта, мастера порядковедения в местном храме:
- А ты знаешь, что ты на Иволге можешь жениться?
Грач был удивлён.
- Тридцать монет я вам дам на это дело. Всё равно тебе где-то надо жить. А так будет даже лучше.
Грач, разумеется, был рад жениться на лучшей подруге.
- Завтра, в день отдыха, пойдёте к Форту, и он вас поженит.
- А где его храм?
- На другом конце посёлка. Идти туда десять минут.
Следующим утром Иволга под кроватью нашла тридцать монет.
- Это вам на свадьбу в местном храме, - пояснила Амата.
- Спасибо, моя дорогая.
И два друга, взяв деньги, пошли к мастеру Форту. Его храм представлял собой небольшое одноэтажное деревянное здание с серой входной дверью, на которой была изображена зелёная буква X, перечёркнутая слева направо ровно посередине. Это был немолодой лысый мужчина с бородой, в белой шерстяной жилетке и длинных чёрных брюках.
- Мир вам от Форта.
- Тебе мир от Иволги и Грача.
- Что вас привело ко мне в столь ранний час?
- Пожениться хотели бы, - Иволга подала тридцать монет.
- Грач, Иволга, является ли ваше желание вступить в брак искренним и обоюдным?
- Да.
- Да.
- Понимаете ли вы, что такое семья, что это - ответственность, поддержка, забота, доверие, а не только любовь?
- Да.
- Да.
- Объявляю вас мужем и женой, - улыбнулся Форт.
Природа-Мать решила поздравить друзей ясной, тёплой, тихой и чудесной погодой. По пути домой друзья встретили Чайку:
- Мир вам.
- И тебе мир.
- Поздравляю вас.
- Спасибо. Кто про свадьбу рассказал?
- К Амате сегодня утром заходила, спрашивала про вас.
- Понятно.
- Раньше тебя мы здесь не видели.
- Я на Земле был, оттуда меня Иволга прямо с креста забрала.
- Ужасно.
- Да это заповедник греха какой-то... Отвергли они меня, а я не могу заставить дикарей жить разумно.
И ребята оказались у полуземлянки их бывшего учителя Брила, пожилого мужчины с седыми волосами и костылями, одетого в белую рубашку и синие брюки. Последнее время он вёл почти монастырский образ жизни: он начал поститься примерно год назад, когда овдовел, раздал многие вещи и лишнюю по его мнению мебель, у него нет даже часов и календаря, лишь кровать, сундук и стол. А его двор был совсем пуст, там были одни сорняки.
- Мир тебе от Чайки, Иволги и Грача.
- И вам мир от Брила. А Грач здесь откуда взялся?
- Я его с Земли привела. Там его чуть не убили.
- Это ужасно было. Эти дикари просили меня проповедовать, там какой-то Койот говорил, что придёт знакомое ему "божество" и спасёт их деревню от бед и страданий. И меня приняли за него (я не знал, что оно по легендам должно быть похоже на меня), но никто не ожидал, что я приду спасти от зла всех, а не только один посёлок. И из-за неправдоподобности учения Койота меня попытались на кресте распять. Кроме этого, их религиозная нетерпимость дошла до разрушения деревень, которые не приняли этот вздор.
- ОНИ С УМА СОШЛИ?!
- Слабо сказано это.
- А зачем ты туда ходил?
- На Землю? Случайно там родился. Их дикий нрав мне был тогда неизвестнен.
- А школа моя цела? Всё хорошо там?
- Теперь мне пришлось тебя заменить.
- Спасибо, мой хороший! А то я уже начал за ребят волноваться.
- Всё хорошо с нами, - успокаивает Брила Чайка. - Мессия нас логикой увлёк. Теперь время летит незаметно. А ты как без нас живёшь?
- Плохо, плохо. Совсем ходить не могу. Всё время с костылями. Стар я уже, мои дни почти сочтены. Может быть, через несколько веков встретимся.
- Но друг друга, быть может, не узнаем, - предположила Иволга.
- А где твоя чёрная шапка с бантиком?
- Волчья голова эта?
- Да.
- На Земле потерял, когда меня забирала Иволга. А ты её помнишь?
- Я многое помню, - ответил Брил.
И в этот момент пришла Синица, держа в левой руке авоську с десятком яиц, чищеной картошкой и хлебом.
- Мир вам всем.
- И тебе мир, моя милая.
И Синица положила авоську на единственный стол.
- Спасибо тебе, моя милая! Иди, обниму тебя! - Брил был рад, что о нём заботится Синица, которая любила его, как родного отца.
- А вы праздновать свадьбу собираетесь? - внезапно поинтересовалась Чайка.
- А кто у нас поженился? - с улыбкой спросил Брил.
- Грач и Иволга.
- Поздравляю! - с неподдельной радостью ответили Синица и Брил.
- А мы даже и не думали об этом...
- Плохо, плохо, - вслух подумала Синица.
- Я уже много думал о том, за кого тебя можно выдать. Амата мне про это говорила. Ещё с того момента, как ты заканчивала школу.
- Если бы не Грач, возможно, мне пришлось бы занять твоё место, - с грустью предположила Иволга. - Однако я бы не смогла рассказывать так, как он.
Свидетельство о публикации №226012300880