Старые с молодыми
***
Дайте мне спелый плод с зелёным —
Свежими листьями, растущими на солнце;
Как в тропических краях,
Где круглый год лето.
***
Меня тревожат перемены, происходящие в обществе. В то время как многие восхваляют дух времени и рисуют передо мной картину грядущих улучшений, открывающих широкие и заманчивые перспективы в почти наступающем будущем Стремясь к духовному и нравственному совершенству, я не могу не оглядываться на прошлое. Было время, когда старость и младенчество, зрелость и юность шли по жизненному пути рука об руку; когда сила молодых конечностей помогала немощи стариков, а радость юности оживляла седину. Но теперь сын оставил отца одного, а дочь обогнала мать в гонке. Красота и сила отделились от дряхлости и слабости. Виноградная лоза отделилась от своей естественной опоры, а плющ перестал обвивать дуб.
Молодые и пожилые люди всё чаще склонны разделять свои удовольствия в зависимости от возраста. Те развлечения, которыми раньше наслаждались и те, и другие, теперь разделены. Это зло слишком серьёзного характера, чтобы не замечать его, не оплакивать и не осуждать. Легко вернуться в те времена, когда родители были счастливее со своими детьми, а дети были более достойными и полезными для родителей[116] чем сейчас. Прошло совсем немного времени с тех пор, как стариков и молодых можно было увидеть вместе на весёлых танцах и играх. И почему же всё изменилось? Почему мы видим, что за несколько лет старики перестали развлекаться вместе с молодыми? Может быть, они считают, что их дети получат больше пользы от их развлечений, чем если бы они сами присутствовали? Если у вас сложилось такое впечатление, то это прискорбно. Разумеется, они не могли пойти на такой шаг, который навредил бы характеру их детей. Ведь молодым нужны наставления и советы старших, а старшим — воодушевление и жизнерадостность молодых. юность. Сколько одиноких вечеров было бы оживлено, сколько мрачных видений будущего развеялось бы и сколько часов уныния и отчаяния было бы проведено впустую, если бы отцы не отставали от своих сыновей, а матери — от своих дочерей в невинных радостях жизни. Мне кажется, в этом и заключается главный секрет счастья для молодых и старых. Для стариков, которые слишком склонны зацикливаться на славе прошлого и не видеть ничего прекрасного в настоящем; и для молодых, которые слишком ярко и безвкусно освещают настоящее и будущее. Природа не задумывала этого. Пока существует жизнь, она хочет, чтобы мы невинно наслаждались ею. И барьер, который по какой-то необъяснимой случайности возник между молодыми и старыми, вызывает глубокое сожаление. Но как его устранить? Как нам вернуться в старые добрые времена, когда все веселились, танцевали и радовались встрече священника и его дьякона, отца и его ребёнка, мужа и его жены?
Было бы несложно проследить прямую связь с прекращением[117] из-за того, что молодёжь стала чаще участвовать в их развлечениях, значительно возросло количество юношеских излишеств всех видов. Лишённые советов, ограничений и примеров старших и опытных, они постепенно переняли обычаи, которые были почти неизвестны в прошлые годы. Когда они были под присмотром родителей, часы, проведённые за развлечениями, были уместны. Дочери находились под присмотром матерей, а сыновья руководствовались мудростью отцов. Дома стали счастливее, общество — добродетельнее, а мир в целом — богаче благодаря такой рассудительности таможня. Теперь мы слышим жалобы на то, что сыновья сбились с пути, дочери ведут себя неосмотрительно, а семьи опозорены. Но разве можно сомневаться в том, что, если бы мы повсеместно сопровождали наших детей в тех развлечениях, которым они должны разумно предаваться, многие из этих бед были бы предотвращены? Значит, с этого и нужно начинать реформу. Не жалуйтесь на то, что ваш сын поздно возвращается домой, если бы вы могли быть с ним, чтобы привести его к камину в положенный час. Не жалуйтесь на то, что ваша дочь вступила в неподходящую или несвоевременную связь, если бы Забота матери могла бы уберечь его от зла. Юность собьется с пути без защиты возраста. И это вопиющий грех, что эти старомодные моральные ограничения были сняты. Что, спрашиваю, может быть вашего объекта таким образом, оставляя своих детей на свою сторону? Любят ли они вас от этого лучше? Их нравы более сговорчив—их поведение более уважительно, а дома? Не является ли это скорее обратным случаем? Разве они не доставляют вам больше хлопот дома? Разве они не несут каждый день новые и бесполезные расходы из-за того, что им позволяют принимать законы и планировать[118] для себя? Безрассудство — отличительная черта юности. Но, позволяя им самим управлять своей жизнью, вы многое теряете, проводя чёткую границу между их удовольствиями и своими. Ваши годы короче, а счастья меньше. Ваши дети мертвы для вас, хотя живы для себя. Ваши симпатии не связаны с их симпатиями на протяжении всей жизни. И поэтому, несмотря на то, что вы окружены детьми, вы уходите в могилу бездетным, несчастным и угрюмым. Тогда, я говорю, реформируйте, реформируйте немедленно. Уничтожьте эту классификацию удовольствий для младших и старших. Присоединяйтесь к своим детям в танце, песне и игре. Наслаждайтесь вместе с ними всеми безобидными радостями и развлечениями. Как можно чаще окружайте себя весёлыми лицами молодых. Учите их своим примером быть счастливыми, как разумные существа, и наслаждаться жизнью, не злоупотребляя ею. Пусть спелый плод соседствует с зелёным, цветок — с бутоном, зелёный лист — с увядающим, а виноградная лоза — со своей естественной опорой.
Покажите спелый плод с зелёными —
свежими листьями, переплетающимися с кожурой;
как в тропическом климате,
гармонично сочетающимися в любое время года.
Свидетельство о публикации №226012300974