Безразличие к учебе

Автор: Джордж У. Лайт.

Мы узнаём только то, что искренне хотим узнать. Все люди обладают почти одинаковым фондом первичных идей; особенно одинаков их моральный фонд. Разница между людьми заключается в том, что одни совершенствуют этот фонд, а другие пренебрегают им.

Дегерандо.
В наши дни не требуется никаких аргументов, чтобы доказать, что все люди, какими бы ни были их способности, обладают врождённой способностью добиваться значительных успехов в каком-либо полезном деле. Принципы нашего правительства основаны на этом и возлагают на каждого человека серьёзную моральную обязанность[135] Он должен использовать себя по максимуму, чтобы суметь нести возложенную на него ответственность. Протестантский принцип, согласно которому все люди имеют право самостоятельно судить о вопросах, связанных с религией, основан на том же принципе. Даже принципы торговли, которые, как предполагается, должен знать каждый, требуют немалых интеллектуальных усилий, чтобы понять их и применить в полной мере. Тесная связь между искусством и наукой убедительно доказывает, что те, кто занимается одним из них, должны быть знакомы с другим. Мы осознаём Распространено мнение, что изучение наук не является необходимым для большинства людей, занятых в различных сферах деятельности. Но эта узкая точка зрения быстро устаревает. Развитие SteamПо крайней мере, это вскоре убедит самых недоверчивых в том, что сокращение человеческого труда свидетельствует о том, что большая часть человечества предназначена для чего-то большего, чем просто работа на станках. Юридическая и медицинская науки связаны с практикой юриста и врача не больше, чем механическая и сельскохозяйственная науки — с работой механика и фермера. То же самое можно сказать и о других науках, например о политической экономии в её применении к коммерческим делам. В соответствии с духом этих взглядов предоставляются возможности для обучения. Возможности и средства для самообразования расширяются беспрецедентными темпами.

Однако, несмотря на всеобщее признание рассматриваемой истины, немало людей, которые считают, что развитие их ума не имеет большого значения, пытаются оправдаться, скромно признаваясь, что у них нет врождённой склонности к[136] учиться — то, чему они не могут научиться. Но трудно понять, как они могут быть настолько слепы к ресурсам, которые есть внутри них, в свете, который проливает на них этот день цивилизации. Где они себя воображают? Находятся ли они в каком-то тёмном царстве, отрезанном от всех пробуждающих душу влияний безграничной вселенной, влачащем существование, столь же безнадёжное, сколь и деградировавшее?— или же они обитают среди великолепного творения, не имея ни познания, чтобы разгадать его божественные тайны, ни сердца, чтобы проникнуться его вдохновением? Один из них Всё это должно быть правдой, если мы можем судить по их собственному языку. Если они обладают высокими душевными способностями и ничего не делают для их развития, то не может быть, чтобы они жили в мире, принадлежащем величественной империи Бога. Над ними не может светить солнце, заливая землю своей славой и даря новую жизнь и красоту всему живому. Вечер не может явить им мириады звёзд, горящих святым сиянием за небесными облаками. Они не могут увидеть горы, вздымающиеся к небесам; зелёные долины, усыпанные цветы земли, улыбающиеся вокруг них. Они не слышат гимна, доносящегося из глубин океана. Они не видят молний, сверкающих в широком пространстве, и не слышат грохота небесной артиллерии, сотрясающей небосвод, как будто она готова разрушить сами основы вселенной. Если бы они могли видеть и слышать это, если бы их разум был открыт для самых благородных объектов созерцания, а сердца были восприимчивы к самым возвышенным порывам, они бы задумались о земле, по которой ступают, о прекрасных вещах, в таком изобилии разбросанных вокруг них, о солнце и вечно горящих звёздах[137] над ними. И они не остановятся на этом. Они будут исследовать тайны своей собственной природы. Они заглянули бы в чудеса той высшей жизни, где солнце вечного царства горит в своих высоких сводах, где реки жизни текут с вечных гор, и где чистые духи земли будем вечно сиять, как звезды.

Но, как бы парадоксально это ни звучало, эти люди действительно обитают в великой Божьей вселенной и действительно обладают неисчерпаемым разумом. Они были вынуждены погасить ярчайшее пламя и не дать наполниться чистейшим источникам своего существования, чтобы опуститься до того состояния, на которое они жалуются. Творец не обрекал их на такое унижение. По правде говоря, они ничего не знают о себе. Они не понимают своего отношения к творению, которое их окружает. Они не осознают великую цель, к которой должны стремиться все их труды. Они тратят впустую те часы, которые могли бы посвятить возвышению своего существа, на занятия, которые делают их невосприимчивыми к великолепию вселенной, в которой они обитают, и к возвышенной судьбе, для которой они были созданы. Они отрицают, что являются творением Бога.


Рецензии