Дайджест 2021 После ковида
Без помощи медицины не обойтись. И вот уже опытная медсестра точными движениями отбирает у меня кровь из вены и увозит её на исследования. К концу дня я получаю по почте результаты, а ещё через день врач с удовлетворением заключает, что легкая стадия ковида уже позади и мой отнюдь не молодой организм набирает антитела. Подвожу итог: «Как всякий порядочный человек могу заявить, что переболел ковидом».
У Фазиля Искандера, неожиданно для себя нахожу объяснение популярности стихов Смелякова: они коротки и, значит, естественны: «Истина не может быть длинной». И ещё одна реплика чрезвычайно привлекла мое внимание: «Великой максимой моей юности было: не дать себя унизить ни перед кем и не дать никого унизить в моем присутствии».
Все стало на свои места. И книги, которые помогли мне выздороветь, вновь устроились на полках.
Февраль
27 февраля 2021 года Британия простилась с ветераном 2-й мировой войны почетным полковником Томом Муром. Он успел отпраздновать свой 100-летний юбилей. Церемония прощания включила в себя почетный караул, вынос тела, салют, пролет самолёта времен прошедшей войны С-47 «Дакота».
Военная служба бывшего танкиста «капитана Тома» - шутливое прозвище среди родных и близких – длилась без малого четыре года, с 1941 по 1944. Отмечен четырьмя медалями, которые носил с гордостью и постоянством.
Но подлинную славу и почетное звание «Рыцарь - бакалавр» он заслужил деятельностью по сбору средств в поддержку здравоохранения страны в период борьбы с напастью короновируса: британские медики получили из его рук около 33 млн фунтов стерлингов.
Его дочь Ханна в прощальном слове сказала: «Ты всегда говорил, что нужно делать всё возможное, чтобы идти вперед…. Ты можешь уйти, но твоё послание и дух останутся живы».
Март
Революция – это разрушение уклада жизни во имя, казалось бы, обновления. Но: сначала разрушение, потом уже созидание, «помеченное» этим разрушением. А помните, чем черт шельму метит? Когда это революционные обновления помогали обывателю жить и справляться со своими жизненными проблемами? Никогда. Все сводилось лишь к обещаниям лучшего будущего, которое постоянно откладывалось во времени. «Перемен, мы ждем перемен!» - по сути дела и всё духовное наследие революции.
Революции несложно окрасить в любой цвет и обвинить посторонние силы в её инициировании и финансовом обеспечении. То есть некто посягает на наше благополучие и стабильность. Не важно кто и на какую стабильность, но посягает! Это враги - значит, надо любыми средствами защищаться.
Но диктатура игнорирует законы; значит и приказ теряет свою изначальную значимость акта, обусловленного законом. Это весьма важное обстоятельство: напомню, что «Назначение врагов или просто козлов отпущения причинами всех бед» - один из признаков фашизма. А нынешняя власть страны ежедневно и без устали ищет и обозначает врагов по собственному усмотрению.
Апрель
Надежда Мандельштам: «Подумать только, что у нас могла быть обыкновенная жизнь с разбитыми сердцами, скандалами и разводами. Есть же на свете безумцы, которые не знают, что именно это и есть нормальная человеческая жизнь и к ней надо всеми силами стремиться. Чего только не отдашь за такую драму!»
А поэзия загадочна свойством увидеть будущее и не фокусировать на этом внимания самого поэта. И всё для самой малости – поэт должен быть всегда прав и безогляден в своих поисках вдохновения и любви:
«Любовь, а тем более физическое влечение, как известно правотой не регулируется. То, что происходит между участниками любви, разрыва или даже гибели, никакому суду не подлежит» (О. Мандельштам).
Поэт как бы свободен, хотя свобода его иного порядка, чем свобода простого обывателя. Это его стихия, хотя стихия отнюдь не гарантирует спокойствия достигнутого уровня. Этот уровень тяжело достигается и очень легко утрачивается. В отличие от того же обывателя, который прочно удерживается на покоренных высотах.
Надежда Мандельштам: «Без лжи я не выжила бы в наши страшные дни. Я и лгала всю жизнь – студентам, на службе, добрым знакомым, которым не вполне доверяла, а таких было большинство. И никто при этом не верил – это была обычная ложь нашей эпохи, нечто вроде стереотипичной вежливости. Этой лжи я не стыжусь!»
Сама ложь становится привычной, повседневной, отчасти защитной. Почти что жизненной чертой; лишь огромный образовательный и нравственный заряд, полученный в глубоком детстве от родителей, помогает впоследствии, уже в новейшие времена избавиться от этой напасти. Вопрос лишь один: все ли захотели избавиться от лжи? Что-то непохоже! Сколько раз замечал – тебе не верят именно в тот момент, когда ты говоришь правду.
Сентябрь
Козьма Петрович Прутков, светоч доморощенной философии и, между прочим, не какой-нибудь, а совершенно статский советник, почти что генерал, предупреждал: «если в клетке слона прочтешь надпись «буйвол», не верь глазам своим». Точно также он мог бы, но не успел обратиться к обывателю с предупреждением «Услышав нечто удивительное от неизвестного тебе лица, не бери на веру, но тщательно проверь»!
Вот такое утверждение: «В общественном парижском туалете, есть надписи на русском языке!» Скажи -ну, так ли сложно сгонять в Париж и убедиться в этом лично? Если есть такие выражения – то и хорошо, правда торжествует! Но если нет – ты разве не знаешь, что надо сделать для того, чтобы наша взяла? Знаешь – то-то!
Декабрь
Только в смутные времена понимаешь, из чего состоит мещанское счастье:
1. Покой, где-то легко пересекающийся со стабильностью государства – это, когда можно спокойно, мирно, хотя и несколько скудно встретить Рождество за столом с друзьями, а до этого пройти по магазинам и выбрать подарки ближним;
2. Уверенность – когда твой завтрашний день будет, по крайней мере, ничуть не хуже вчерашнего. Пока ты силен и бодр – работай, а в старости взирай философски на чужие страсти, зная, что твой кусок пищи мимо тебя не пронесут и дома тепло и привычно;
Вот и думается: а нельзя было избежать единства и борьбы противоположностей? Не ставить народ перед выбором, в котором ему всё равно ничего не светит.
Выражение «Реальность не соответствует действительности» - разделяю; постараюсь запомнить для дальнейшего употребления.
«Ты меня уважаешь?» Этот вопрос куда безобиднее предыдущих. Мы все, без исключения, знаем обстоятельства, при которых он задается. Его и формулировать излишне – он сам материализуется в подходящий момент: «Была бы водка…»
Плохо другое – в отличие от советского времени, «совка» с его подлым пломбиром, обсудить этот вопрос, дано, увы, далеко не всем. Кухонных посиделок больше нет, маленькие забегаловки и пивные сильно изменились. В семейном кругу этот вопрос неуместен - атмосфера, понимаешь, не та! Больше всего нынче мешает обилие, причем в разной степени: у кого много, тот уединяется, кому не хватает, тот в постоянном поиске. Тем и другим некогда. И лишь немногие могут себе это позволить.
Свидетельство о публикации №226012501505