Охота на эфедру

Неужели сегодня не перевелись охотники за растениями?  Совсем недавно они были не мене знамениты, чем охотники на львов.  Они должны были находить свою добычу в местах, где не ступала нога человека, но добычу охотники за растениями не убивали, живыми привозили в ботанические сады и добычей были не львы, а орхидеи.

Однажды  решили и мы в гимназии стать охотниками за растениями. Почему нет? И в руках у нас была секретная карта Николая Балацкого, известного краеведа. На карте  одинокой красной точкой горела на Шипунихе  встреча его с редким растением и короткая справка – спешите, иначе опоздаете, скалу, место встречи,  уже превращают в карьер. Скалу мы нашли. Не так уж много скал на Шипунихе похожих на средневековые замки. Именно на таких речках выходят из глубин Земли привратники Алтая, камни древнего Салаира. И было там все, чтобы затруднить нашу охоту: отвесные стены, падающие в воду, пороги и даже маленький водопад. И скала стояла на другой стороне реки, дорог, конечно, не было и перебраться можно было только по скользким камням. Стояла осень, бурная река обмелела,  и появились кое-где верхушки крупных камней. Это конечно, не спортзал в гимназии, но ребята справились и в ледяную воду не упали. Охота шла по всем правилам, цепью, но редкой растение мы обнаружили только на  вершине последней скалы, уже затронутой карьером. И вот она,  кузьмичева трава.

На самом деле это была  не трава  Кузьмича,  страстного любителя лекарственных растений.  Жил он за Камнем в позапрошлом веке на Волге. Там эфедры совсем другие, почти домашние, их можно было в аптеке купить. И эфедра не трава, а кустарничек, многолетние одревесневшие  ветви ее, похожие на сосну, едва поднимаются от земли. Что это за эфедра в нашей области до сих пор спорят ботаники, однако, в Красной книге области она из немногих голосеменных растений.  Известно только, что все эфедры древние. Они появились на свет во времена динозавров, когда и материков еще не было, точнее материк был один, а когда он разделился, попали эфедры во все части света. Динозавры вымерли, а эфедра живет и даже пытается подражать цветковым растениям. Хвоинки ее не листья, листья почти не видны, крошечные чешуйки, а плоды тоже не настоящие, но птицы  едят степную малину с плодами, похожими на красные ягоды, и разносят их по скалам. Ребята все хвойники пересчитали, оказалось их менее полусотни, а вот какие они, мужские или женские, можно узнать только весной.

Конечно первым нашу эфедру увидел участник Великой Северной Экспедиции Иоганн Гмелин.  Именно он, пройдя от Камня до Байкала, разделил Сибирь на две части: унылую,  равнинную западную и радостную, горную восточную. Научное имя навсегда получила эфедра от участника первой экспедиции ботаников на Алтай Карла Мейера. Двести лет назад профессор Дерптского университета Ледебур приехал на Алтай, чтобы рассказать о неведомой Земле своим коллегам. С собой он взял двух учеников – Бунге и Мейера. Ученики работали самостоятельно. Бунге изучил восток, дошел до Телецкого озера, Мейеру достался  юг, озеро Зайсан и киргизская степь. Ледебур вернулся в Германию, создавать свои «Флоры», а Мейер стал до самой смерти директором Ботанического сада в столице. Здесь, в тишине столичного гербария, он перебирал собранные сокровища и понял , что наше эфедра необыкновенная, дал ей имя, но не смог сделать  обыкновенной. Хотя наша эфедра встречается и в Китае и в Монголии, везде она редка.
Динозавры вымерли, затерянные острова в джунглях, может, еще сохранились и еще сохранились редкие растения, может быть, они ждут нас на скалах Шипунихи, но ребята возвращались в гимназию с улыбкой на устах и один гербарный лист эфедры пополнил коллекцию нашего экологического музея.  Славная была охота.


Рецензии
Обидно мне, что у нас в школе не было такого учителя!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   25.01.2026 12:53     Заявить о нарушении