Если нет под рукой булыжника, то подойдет и череп

Сегодня, когда тротуары, вместо привычного асфальта, массово стали покрывать каменной плиткой, кажется, что других материалов и не было никогда. Между тем - это не так. В древних русских городах мостить тротуары и мостовые начали еще в Х-ом веке. Обычно материалом для этого тогда служили бревна или круглые чурбачки (леса поблизости было еще много), но применялись и другие более экзотические подручные материалы. Так, например, использовались кости коров и лошадей, благо в хозяйствах этих животных хватало.
Дорожные рабочие сегодня нередко натыкаются при реконструкции улиц в старых городах на целые пласты разных костей крупного рогатого скота. Их еще первые археологи, не долго раздумывая, ассоциировали с жертвоприношениями богу Велесу - покровителю скотоводства. Однако, потом уже стало очевидно, что эти груды останков животных к языческим капищам никакого отношения не имеют. Их назначение оказалось чисто практическим, когда-то эти черепа и прочие кости служили покрытием для древних тротуаров. Хорошо известно, что в древности кости животных считались отличным, а главное дешевым и прочным строительным материалом. Нередко на Руси ими мостили и улицы, о чем свидетельствуют многие археологические находки.
Так, Соборная площадь средневекового Новгорода была замощена хорошо подогнанными друг к другу коровьими челюстями. При раскопках в Московском Кремле археологи обнаружили усадьбу ХII-го века двор, которой был вымощен челюстями крупного рогатого скота. Причем, столь оригинальный материал для дорожного покрытия использовался еще в недалеком прошлом даже в нашей столице. Известный московский коллекционер А.П.Бахрушин в своих записках сообщает такой любопытный факт.
В начале 1870-х годов он по какой-то надобности забрел на одну из московских окраин, в Ямскую-Коломенскую слободу. Позади церкви святых Флора и Лавра он увидел необычный тротуар, весь сделанный из одинакового размера бычьих и лошадиных костей. «Правда, - пишет он, - тротуар был узок, не шире 1 1/4 аршина, и не длинен, сажень 10-12, но очень оригинален, кости были прилажены одна к другой хорошо, плотно, правильно, и ходить было по нему очень удобно...»
Евгений ИВАНОВ


Рецензии