Три Грации - Троица
(часть 4 - 2)
Три Грации и Троица. Единство этих образов и ранее не было тайной, но и не приветствовалось. Не зря же даже спустя полвека после гибели поэта запрещали – замалчивали пушкинский мадригал.
Не веровал я троице доныне
Мне бог тройной казался все мудрен,
Но вижу Вас и, верой одарен,
Молюсь трем грациям в одной богине
Двадцать лет назад я собирал коллекцию Трех Граций в их классическом античном облике с целью доказать, что этот античный образ был создан итальянскими мастерами Веррокьо и Боттичелли, что потом их нарисовал Рафаэль, а уже потом появились античные руины – полуразрушенные скульптуры, и монеты «древних» городов, на которых Три Грации были такими же, как у Рафаэля и на медалях Фьорентино.
Расшифрованные Фоменко и Носовским гороскопы эпохи Возрождения «омолаживают» привязанные к ним итальянские произведения искусства и переносят их на 100 – 150 лет в нашу сторону. В этот промежуток времени попадают не только европейский ренессанс с Возрождением, но и «античные» артефакты, в том числе и «античные» Хариты – Три Грации. И не намного старше их иконы и росписи, посвященные Ветхозаветной Троице, где присутствуют не только мужи и ангелы, но и девушки, ставшие позднее Харитами и Грациями.
Две росписи в сербской церкви относятся к временам Сергия Радонежского и Андрея Рублева. Там справа от алтарной апсиды – три ангела – единый Бог – ветхозаветная Троица в гостях у Авраама. Слева три девушки – «Пир Премудрости».
В сербской церкви – Ветхозаветная Троица в женском обличии … Слева от алтарной апсиды работа мастеров Михаила и Евтихия – «Премудрость созда себе храм» или «Пир Премудрости» с крылатой Софией и двумя девами с шарфами в виде парусов – так изображали языческих богинь, но прически у всех троих – ангельские. «Композиция этой росписи также содержит три фигуры, и ее зеркальность наводит на размышления» [1280].
Роспись в сербской церкви Успения Богородицы в Грачанице (1320) справа от алтарной апсиды – работа фессалоникийских мастеров Михаила и Евтихия. В сцене «Гостеприимство Авраама» за столом три ангела – Бог в Трех Лицах. Сарра, одетая в вишневый мафорий со звездами, показана как ветхозаветный прообраз Богородицы, и обсуждает что-то с Ангелом, который здесь, возможно, является персонификацией Святого Духа [1280].
Здесь Премудрость – София, но не древнеримская великомученица, и не мать трех богословских Добродетелей. Здесь София с двумя девами и есть три Добродетели – Красота, Мудрость, Любовь.
Здесь они на подступах к образу ренессансных Трех Граций, воплощающих великую богиню Венеру. И святость и единосущность присутствует на обеих росписях. Похожие иконы и росписи ветхозаветной Троицы в женском обличии малоизвестны, но они существуют.
Середина тысячелетия еще таит в себе немало сюрпризов, и я, наконец то, рискну написать о том, что античные Три Грации и христианская Троица – это одно и то же, по крайней мере для тех, кто создавал и Трех Граций в виде трех девушек, олицетворяющих собой Афродиту – Венеру, богиню любви и красоты; и Троицу – единого Бога, в виде трех юношей, сидящих перед чашей страданий, еще предстоящих на земле Богу–Сыну – Христу.
Три Грации – Афродита и Троица–Христос – это неизъяснимое тождество великолепия, еще понятное в эпоху Возрождения создателям образов Троицы–Христа и Трех Граций, но уже непонятное и ненужное апологетам религии мученичества …
Античные Три Грации также именовались Тремя Добродетелями. Видимо, сначала появились «моральные добродетели» – «…Как утверждает Сократ у Платона в «Горгии», – добродетель есть особенный строй души, который позволяет сохранить достоинство в отношении себя и других. …
Философы говорят, что добродетель есть соответствующее природе свойство, в силу которого человек выполняет обязанности и по отношению к себе, и по отношению к другим» [1167]. И в античные же времена Добродетели души были обозначены и поименованы Сократом, как Знание или Мудрость, и как божественные проявления прекрасного в человеческих характерах.
Во времена Платона и Аристотеля главных Добродетелей стало четыре: «разум, справедливость, умеренность и мужество». И в этом же составе платоновские Добродетели существовали и в христианской Византии, вплоть до ее падения. Среди четырех Добродетелей нередко выделяли самую главную, чаще других «разум или мудрость», а остальных считали ее ипостасями. И в античности, и в христианской Византии, велись споры о том, существуют ли добродетели отличные друг от друга или, по сути, добродетель одна [1287].
И античные, и христианские добродетели считались дарами бога, награждавшего ими наиболее достойных – великолепных людей. Следующим шагом стала персонификация четырех платоновских Добродетелей в виде Трех Харит или Трех Граций, а также в виде трех новозаветных – теологических Добродетелей – Веры, Надежды и Любви.
Их прекрасные образы, созданные художниками и скульпторами Средиземноморья, добирались и до Востока. Платоновских добродетелей тоже изображали в образах юных дев, но позднее, уже в позднесредневековой Византии [1290].
В одной из последних книг Фоменко и Носовского упоминается о том, как в XVII веке на юге Китая нашли каменную плиту с очень пространной надписью, где рассказывалось о возникновении христианства [1154].
; Да! В те времена в Китае было христианство, и Иудея там была неподалеку ; в Таиланде, так подписано на старых картах. Сегодня эта Иудея называется Аютхая, и до сих пор там высятся древние храмы, чем-то напоминающие загадочные храмы Ангкора.
А на китайской каменной плите в надписи на сирийском и китайском языках есть дата, которую Фоменко и Носовский относят к концу XVI века.
На плите было также написано о том, как бог создавал землю и все живое на ней, о кознях Сатаны и о том, как «Единосущное в трех лицах божество, одно Лице Святые Троицы – Божественный Мессия, явился между человеками в мир … отверзши врата Трех неизменяемых Добродетелей, открыв путь к жизни … и истребив саму смерть … Когда же он был повешен на кресте, то … разрушил царство тьмы и державу отца тьмы – диавола … и находившиеся там души … препроводил в светлые обители. … По совершении дела могущества своего, он при полуденном свете истинно вознесся на небо. … Его учение … установило крещение водой и духом».
Здесь открытие и принятие Трех неизменяемых Добродетелей приписывается Христу, как великий подвиг, сопоставимый с его Распятием и Вознесением. В христианстве и сегодня почитаются Три богословские Добродетели – Вера, Надежда, Любовь, о которых писал Святой Павел, учение о которых якобы спустя 500 лет, уже в VI веке создавал римский папа Григорий Великий, считавший их основанием и источником всех других добродетелей, таких как смирение, целомудрие, праведность и милосердие, по-другому – благоразумие, справедливость, умеренность и мужество.
«… Посредством Добродетелей пребывает Святой Дух в сердцах святых и в Своих избранных».
Когда-то Адам вкусив запретный плод предпочел душевной красоте земное наслаждение, «но чрез яблоко сие ввел в мир смерть».
Иисус истребил смерть «через врата Трех Добродетелей». В Кельнском соборе на задней стенке ларя Трех Волхвов, создание которого относят к позднему Средневековью, Три Добродетели, в виде трех девушек, расположены над Христом.
«Другие Добродетели ; античные Три Хариты или Три Грации» считаются известными ранее новозаветных, еще с дохристианских времен. Цицерону принадлежит афоризм: «Три добродетели украшают душу: Красота, Мудрость, Любовь». Три Грации были очень знамениты в античные времена. А средневековые Три Грации – это «Castitas, Pulchritudo, Amor – Целомудрие, Красота и Любовь».
Impresse Медичи – Вера, Надежда и Милосердие, … «такова добродетель …».
Три пера в кольце на фоне вечнозеленого, неувядаемого лавра, – это эмблема бессмертия у Лоренцо Великолепного, и это также средневековый символ, тождественный и античным Трем Грациям, и Трем теологическим Добродетелям.
В эпоху Возрождения для героев и рыцарей возродился вечный со времен Адама вопрос о выборе между Венерой, дарящей наслаждение, и Минервой – Добродетельной Мудростью. Этому выбору был посвящен юношеский диптих Рафаэля: «Сон рыцаря» и «Три Грации».
На картине спящий рыцарь Сципион выбирает Добродетель, но именно Три Грации, наперсницы Венеры, вознаграждают его за выбор Добродетели золотыми яблоками Гесперид. На картине Рафаэля Три Грации держат эти яблоки в руках.
… Сципион был предводителем римлян в войне с Карфагеном, в которой и у римлян, и у Карфагена, были одни и те же боги. Согласно античной литературе в этой войне Добродетели и Венера стояли на стороне римлян. Премудрая Минерва тоже считалась покровительницей римских воинов, а вот Юнона – она же Регина, Соспита, Фульгура, Люцина, Монета и Календария, входившая в Капитолийскую троицу главных римских богинь, бывала и на стороне соперников римлян, «… действовавших под влиянием ненависти и гнева» …
И Рим, и Карфаген, были основаны троянцами, после гибели своего города в жестокой, и, по сути, гражданской войне, где между собой воевали не только люди, но и их общие боги. Тогда у людей было много богов, а затем остался один бог, который не мог воевать сам с собой, а вот люди, … люди воевали и до сих пор воюют, во имя единого бога, но каждый за свое.
А еще ранее воевал с троянцами сам Геракл, который так же, как Сципион у Рафаэля, затем стоял на распутье в выборе между Венерой и Минервой, между наслаждением и добродетелью. Золотые яблоки Трех Гесперид – это была добыча и награда Геракла за его одиннадцатый подвиг, за поход на край света, к райским кущам, за бессмертием. И тогда Геракл тоже выбрал добродетельную мудрость: добыв в райском саду у Гесперид молодильные яблоки, он затем вернул их обратно, через богиню Афину, вернул туда, где они и выросли. … В VI веке, в хронике Иоанна Малалы этот подвиг Геракла преподносится, как победа над змием.
«Он убил палицей змия и так отобрал Три яблока, которые суть – Три Добродетели: не быть гневлимым, златолюбивым, блудником». Но, если Геракл все же вернул назад эти «Три яблока – еже суть Трие добрие нрави … первым проявив мудрость», то, видимо, не зря его называли «тремрачным» … (так это звучит в русском переводе хроники Иоанна Малалы).
В свете Новой хронологии подвиги античного Геракл соотносятся с деяниями Иисуса Христа. Геракл, как и Иисус, тоже – сын главного бога. Он входил в яму со львами, и у него была палица – олицетворение креста. Он сходил в ад и побеждал саму смерть. Он был предан женой, которая ради своей любви обрекла его на мученическую смерть. Он и сам стал богом. Его душа перенеслась на небеса, но, по словам гомеровского Одиссея, тень Геракла до сих пор бродит в аду – и там Геракл мрачен и подобен темной ночи. В XII веке Никита Хониат, среди памятников, разрушенных крестоносцами при взятии Константинополя, упоминает и гигантскую статую Геракла, которого он называет Триеспером – «трехвечерним» [1240].
Этот эпитет Геракла звучит у многих древних авторов. Григорий Богослов в IV веке, обличая императора Юлиана, включает в свое Слово, осуждая Геракла, или завидуя ему, тринадцатый подвиг Триеспера, «который в одну ночь обратил в блудниц – мужей не знавших пятьдесят девиц – (дочерей Фестия), … чтобы получить за это наименование бога».
Почему Геракла называли Триеспером?! С цифрой «Три» у Геракла связаны три дня во чреве морского чудовища при освобождении Гесионы, три года рабства у Омфалы, треножник, украденный у Пифии, победа над трижды Герионом и пленение трехглавого Цербера.
А просто Еспер – это герой, обладающий сверхъестественной силой.
Видимо, Три-еспер – это трижды герой, так же, как Гермес Трисмегист у египтян – трижды волшебник или трижды величайший.
Об этом Иоанн Малала пишет, что Гермес Трисмегист «о грядущем не зная, исповедал, однако, Троицу единосущную. Говорил он, что у Демиурга Неизреченного имя – три ипостаси величайшие, Божество же едино. Сего ради и был он от египтян наречен Трижды Величайшим».
Впрочем, Иоанн Малала вкладывает упоминание о христианской Троице в уста еще более древнего оракула, который просвещает пришедшего к нему Фулиса, воцарившегося после Осириса и Гора, и покорившего всю землю даже до Океана. «По возвращении из похода, африканскими проходя землями, вошел он в прорицалище, гордынею обуянный, и вопросил, жертвы принеся, так: – Прореки мне, Огнемощный, правдивый, Блаженный, в высях эфирных стезю свою стремящий! Кто прежде владычества моего возмог все покорить себе или кто после меня возможет? И было ему прорицание такое: – Первым – Бог; и Слово – по Нем; и Дух с Ними купно. Сродны Трое сии, Едины, и власть Их вовеки».
В хронографии Иоанна Малалы новозаветная Троица известна задолго до евангельских событий. Ее предвещают мудрейший Софокл, мемфисский оракул и поэт Орфей. Пифия говорит аргонавтам «Делайте все, что ведет к добродетели и чести. Я провозглашаю только триединого, высокого правящего Бога, чье нетленное Слово будет зачато в невинной девушке … и ее имя будет Мария».
Но Иоанн Малала ничего не пишет о ветхозаветной Троице Авраама.
Видимо у древних римлян трижды героем был бог Дионис – Триамб – Триумф.
Был там еще Триптолем – любимец Деметры, которая подарила Триптолему запряженную драконами крылатую колесницу и пшеничные семена. Триптолем научил людей земледелию, по смерти он получил божеские почести и стал одним из трёх судей в подземном царстве. Но вряд ли Триптолем – это трижды Птолемей.
А Геспером называли отца Гесперид, к которым плавал Геракл за молодильными яблоками.
Считается, что «сад трех Гесперид, чьи имена отождествляются с закатом, … располагался на далеком Западе» [1161]. Хотя для византийцев Гесперийской страной была Италия [983]. Греческое ;;;;;;; – означает Центральная и Западная Европа. Правитель этой страны – Еспер – Йаспар – Каспар – один из трех святых царей – волхвов [66]. Ну и, конечно, Геспер (еспер) – это вечерняя звезда, прекрасная звезда – Венера!
Венера – Афродита, прекраснейшая богиня любви и красоты, была прародительницей древних римлян, и «великой средиземноморской богиней».
Так, может быть, Геракл – не трижды вечерний, а трижды прекрасный, как богиня Венера?! Богиню Венеру в трех ее ипостасях воплощали Три Грации. Их античные фигуры и позы красивы и загадочны. По мнению знатоков античной мифологии, они воплощали не только «красоту, наслаждение и целомудрие» богини Венеры, которые у древних сливались в единое целое, но и ее «благодеяние».
И все же античные Три Грации не успели стать единосущной Троицей – Богиней Венерой. У Рафаэля Три Грации держат в руках яблоки, как и три Геспериды, которых также часто считали дочерями нимфы Геспериды и титана Атланта. В этом случае дочери Атланта – Геспериды–Атлантиды соответствуют Девам–Вечерницам, по славянским преданиям, царствовавшим… в Атлантиде (?) – в Алтынском Поморье [1245].
Далее следует продолжение статьи - фрагменты 4 - 3, 4 - 4).
Здесь далее - подписи к иллюстрациям. Сами иллюстрации доступны для просмотра в статье "Три Грации - ТРОИЦА", размещенной на сайте Новой хронологии).
Рафаэль. «Сон рыцаря».
Рыцарь – Сципион Африканский, которому в юности, по свидетельству Цицерона, во сне явились Минерва и Венера. – Минерва протягивает спящему рыцарю меч и книгу. Белокурая Венера, слегка подобрав юбки, предлагает ему цветок. Варианты выбора, стоящего перед ним, очевидны: жизнь, посвященная либо наукам и сражениям, либо – череде удовольствий.
………………………………….
«… Очевидно, что Три Грации Рафаэля списаны с античной группы «Три Грации» из библиотеки Пикколомини в соборе Сиены» …
Яблоки, которые на картине Рафаэля девушки держат в руках, – аллюзия на Гесперид, хранительниц секрета вечной молодости и молодильных яблок …
Три Грации из библиотеки Пикколомини в соборе Сиены
Кранах. Геракл срывает золотые яблоки в саду Гесперид.
Свидетельство о публикации №226012601627