Из воспоминаний о советской школе

Ты когда хвалишь советскую школу, вообще понимаешь, о чём говоришь?
Послушай, я тебе расскажу.

Я в обычной школе учился. И скажу тебе так: уровень учителей был средненький, треть учеников  – идиоты. Что смотришь? Правду говорю.

Вот химичка была – то да. Она без педагогического образования была, с производства пришла. Мы с нею критиковали Конан Дойля. Он в фосфоре вообще не разбирался, лажу написал.

А какие опыты ставили! Бросишь в раствор две копейки, а они становятся новенькими и серебряными, от десяти копеек не отличишь. Мы с другом в трамвае ездили за две копейки. Тогда билет пять копеек стоил, и кассы  прозрачные были с надписью «Совесть пассажира – лучший контролёр».

Математику я любил. А математичку ненавидел. За что? А дура была. Гипербол не понимала. Каких-каких...

Ну вот, например, решил я вступить в комсомол, а она верещит: «Ни за что, ни за что! Ну и что , что олимпиады по математике выигрывает? У него поведение удовлетворительное!» Довод, что «удовлетворительное» значит не «неудовлетворительное», на неё не действовал.
Но мне химичка, член партии, рекомендацию дала, и я отправился в горком комсомола.

Вернулся оттуда,  математичка подползла, прозвище у неё было «кобра очковая», интересуется, как да что. Я и рассказываю: «Решил сразу в партию вступать. Пошёл в горком партии, там говорят, с удовольствием, но Вам ещё восемнадцати нет.»
Так она такой хай подняла! Мать вызвала!  Мол, я издевался над горкомом партии.
А ты говоришь...


Но вот, когда иду мимо здания, где начальная школа была, сердце замирает.
Учительница у нас чудесная была, лет 36 ей было. В третьем классе кто-то узнал, где она живёт, и мы решили сходить к ней. С подарком.

Кому-то родители дали 10 копеек на подарок, а мне не дали, и я не купил тогда коржик с чаем. А купили мы ей в киоске Союзпечати кораблик. За 2 рубля 40 копеек. Красивый такой, блестящий! И ещё карандаш ей купили, на сдачу.

А на подходе к её дому остановил нас уркаган (это тебе тоже для понимания советского времени), оттеснил стайку девятилеток в пустынный угол и выгреб из карманов медяки. И кораблик отобрал...

И пошли мы в гости с карандашом.

Тогда люди жили плохо, но начали уже жирком обрастать. Телевизоры появились, скверные ковры. В моей семье это уже было.  А она... Она жила с матерью и маленьким сыном в комнате, где стояли две железные кровати, шкаф, и всё! Всё!
Тетрадки на подоконнике...
Такая вот иллюстрация к теме «Честная бедность».

Последнее время я часто вспоминаю тот день. Кораблик...
Да не плачу я.  А ты-то чего разнюнилась?


Рецензии
Да, после войны люди жили скудно. И жилья не было.( я вырос в комнате 17 метров на пятерых) К 60-тым годам страна хоть немного отъелась( в страшный неурожай 1962г или 1963г не помню, когда даже в Москве не было белого хлеба, не зарегистрировано НИ ОДНОГО СЛУЧАЯ смерти от дистрофии). к 70-тым страна приоделась.

А вот в каком городе трамвай стоил пять копеек, что то никак не вспомню. По моему везде он стоил всего ТРИ. Троллейбус - 4, а метро и автобус пять. Во всяком случае так было в Москве.

Андрей Дарин   06.02.2026 01:36     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Андрей!
Да, скорее всего я что-то напутала с трамваем.

Юлия Вениг   06.02.2026 05:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.