9. 4. И снова неурожай. 1833-1835
Кажется, "встревожить умы" господа министры боялись больше, чем самого неурожая: "Всякая усиленная, из круга обыкновенных слишком резко выходящая мера при распространяющихся ныне слухах о безнадежном во многих местах урожае покажет большие опасения самого начальства, а от того соответственно увеличится общая тревога и дан будет повод к вящему возвышению цен на хлеб." (379/1/1267/7)
На заседании Комитета Министров 25 июля 1833 года было заслушано сообщение о том, что в Витебской губернии по поручению Генерал-губернатора доверенные чиновники осмотрели посевы, почти везде хлеб безнадежен. На продовольствие нуждающимся Казенная Палата Витебской губернии ассигновала до 100 тысяч рублей, но потребуется, видимо, бОльшая сумма. (379/1/1267/21)
Для оценки серьезности положения в августе 1833 года по личному распоряжению Министра Финансов для обозрения нескольких губерний был командирован надворный советник Григорьев. Вот что он писал в своих донесениях (через Невельский уезд он не проезжал, я привожу сведения о соседних уездах): (379/1/1270/6-8)
"По Великолукскому уезду
Два месяца сряду продолжались дожди, весьма повредили хлебу, даже сложенный в копна пророс так, что семена оного едва ли будут годны для завеса полей в следующем году. Урожай овса также посредственный по причине бывшей топи на полях. Озимый хлеб посеян нынче позже обыкновенного, появившиеся всходы ненадежны. Цена ржи 20 руб. четверть, овса 1 руб. 20 коп. четверик.
Почти каждый день приходят сюда из Белоруссии по несколько человек поселян, нуждающихся в пропитании; на угрозы местного начальства они сами просят чтобы их, как бродяг, сослали на поселение...
По Велижскому уезду Витебской губернии цены на хлеб возвысились в продолжении четырех месяцев от 14 до 24 рублей за четверть, ясно доказывают совершенный неурожай нынешнего года. Ржаная мука день ото дня становится дороже и теперь пуд оной продается по 3р 60 коп, прошлогодний озимый хлеб собран в малом количестве и то совершенно поврежденный, недостаток оного заменяется несколько урожаем ярового хлеба - ячменя и овса.
Проезжая через селения, я лично удостоверился, что крестьяне приготовляют для себя хлеб пополам с мякиною, иные же делают из смеси ячменя с овсом. У некоторых велижских купцов, как слышал я, хранится в запасе хлеба более 10 тысяч четвертей ржи, но они, видя столь неожиданное возвышение цены, остановились продавать оную в уверенности, что цены должны еще более возвыситься...
По Витебскому уезду
В нынешнем положении жители получают большое пособие от посева картофеля, который родился весьма хорошо. Впрочем с возвышением цен на хлеб и картофель продается теперь дороже, именно 70 копеек за четверик, вдвое против прошлого года."
То есть с видами на урожай действительно было плохо.
Деньги на продовольственную помощь были выделены (всего для Витебской губернии из Государственного Казначейства с марта 1833 по февраль 1834 года будет отпущено 600 тысяч рублей) (379/1/1267/307)
Но при этом было предписано строго следить, чтобы продовольственная помощь оказывалась только самым нуждающимся крестьянам, поскольку пособия, "слишком легко получаемые, могут ослабить деятельность поселянина в отыскании себе пропитания собственным трудом."
Организацией помощи занималась Комиссия народного продовольствия - такие комиссии были созданы еще в 1822 году в соответствии с указом от 14 апреля, я писала об этом в п.6.2. При выдаче хлебных ссуд "казенным поселянам" комиссия должна была руководствоваться правилами, которые были составлены в Министерстве Финансов и утверждены 15 августа 1833 года. Эти правила я привожу в приложении.
Здесь процитирую только несколько фраз:
"хлеб на прокормление казенных поселян и на обсеменение полей их... приобретается в самом необходимом только количестве подрядом или через комиссионеров по ближайшей удобности, с строжайшим наблюдением, дабы оный хлеб доставлен был до нуждающихся в пособии вовремя, вполне и в надлежащем качестве, но без всякого излишества и со всевозможным при том сбережением в ценах, дабы казенные поселяне не были вовлечены в напрасные долги." (п.4)
Списки нуждающихся составлялись командируемыми на места чиновниками на основе указаний волостных старшин и "благонадежных старожилов", при этом чиновник должен был следить, "чтобы в именной список были включены только те поселяне, которые действительно имеют крайнюю в пособии необходимость, и чтобы оная отнюдь не была распространена на тех, кои продажею своих изделий или излишнего скота, либо заработками (к чему преподаны ныне все возможные способы учинением публичных работ и безденежной выдачей паспортов) могут продовольствовать себя сами, или приобрести хлеб для обсеменения своих полей, дабы не уменьшать трудолюбие их и радение к промыслам, причем внушать всем испрашивающим пособия, что поелику оное не иначе может быть оказано, как взаимообразно, то возврат заплаченных за взятый ими без крайней необходимости в ссуду хлеб повергнет их впоследствии напрасному расстройству."
Именные списки нуждающихся передавались в Губернскую комиссию народного продовольствия, и вполне возможно, что где-то в НИАБ эти списки имеются, но, к сожалению, "в центр" они не пересылались.
И еще, наверное, надо бы прокомментировать фразу по поводу "преподания всех возможных способов" к заработкам.
В Витебской губернии практически не было работы, на которую могли бы наняться крестьяне. Для заработков нужно было отправляться в другие губернии, для чего нужен был паспорт. Поэтому было решено отменить взимание платы за выдачу паспортов (379/1/1267/150)
А кроме того, было решено организовать общественные работы, причем такие, которые не требовали бы подготовки и занимали много рабочих рук. В основном это были земляные работы и ломка камня, в частности, строительство Динабургского шоссе, куда можно было направить до 6 тысяч крестьян Витебской губернии.
В делах РГИА есть сведения о подряде крестьян на работу на строительство Динабургского шоссе, но именных списков крестьян там нет, и нет даже названий имений, из которых отправлялись на работу крестьяне, так что я не знаю, участвовали ли стаецкие крестьяне в этом строительстве.
Как сказано в п.21 "правил", предполагалось, что возврат выданных в 1833 - начале 1834 года ссуд начнется во второй половине 1834 года, по снятию урожая. Только 1834 год опять был неурожайным. А три неурожайных года подряд - это почти катастрофа.
5 января Комитет Министров слушал донесение Министра Внутренних дел об ассигновании суммы на обеспечение продовольствия и яровых посевов в Витебской губернии. (379/3/1858/1)
Витебский Гражданский губернатор доставил заключение Витебской комиссии народного продовольствия
1) на яровые посевы помещичьих и духовных крестьян по 1 четверти ячменя на ревизскую душу потребно 22540 четвертей(379/3/1858/3) "но как сверх того некоторые из сих крестьян в десяти уездах от трехлетнего сряду неурожая находятся в самом затруднительном положении, то для оказания скорого и крайне необходимого пособия только помещикам, которые вовсе не имеют собственных средств и коих крестьяне с декабря могут потерпеть совершенный голод" комиссия предлагает до сентября выдать ссуду по 1 четверти на ревизскую душу
2) на яровые посевы казенных крестьян овса и ячменя 9407 четвертей и на продовольствие самобеднейшим, число коих может простираться до 9682 душ, ржи 9682 четверти, причем из этого числа исключены те, кои разными ремеслами, сбытом изделий или другими собственными средствами могут доставать хлеб как на пропитание так и на посев"
Генерал-губернатор князь Хованский признал это ходатайство справедливым,
"принимая в уважение, что Витебская губерния, всегда бывшая одною из беднейших, разными несчастными событиями и особенно трехлетним неурожаем доведена до чувствительного оскудения"
Но когда подсчитали, сколько требуется денег на просимую помощь, то получилась огромнейшая сумма 1225390 рублей.
Комитет Министров решил, что сумма слишком значительная, выделить ее трудно, и "это подало бы повод другим губерниям просить пособия к вящему обременению казны и особенно к утверждению мысли, что во всяком случае казна обязана принимать на себя продовольствие крестьян".
Так что решили пока ограничиться суммой 400 тысяч рублей в качестве ссуд помещикам на помещичьих крестьян, а Министру Финансов разрешили отпускать средства для казенных крестьян по мере необходимости.
Кроме того, Комитет Министров учел, что "Витебская губерния, по обременению ея значительными повинностями и другим многоразличным причинам с давнего времени находится в самом бедном положении"...
(Насчет бедственного положения Витебской губернии, видимо, надо сделать уточнения. В упоминавшейся в п.9.3. выписке из донесений чиновников МВД (379/1/1267/140) было сказано: "Витебская губерния в сравнении с другими слишком отягощена земскими повинностями, коих выходит около 2-х рублей ассигнациями с души, как по содержанию Динабургской крепости, так и почтовых дорог, коих более тысячи верст. Но что всего более обременяет сию губернию, особенно беднейшие уезды, это беспрерывные проходы войск, коим нужны подводы, хлеб и прочее. Тем отклоняются крестьяне от работ."
Ну а под "несчастными событиями", как я подозреваю, князь Хованский подразумевал Польское восстание 1830-1831 годов, которое затронуло и бывшие земли Великого Княжества Литовского, в том числе Витебскую губернию; с 1830 по 1840 год губерния была на военном положении)
"обстоятельства сии были уже в виду высшего правительства, которое неоднократно рассматривало представления местного начальства о способах к исправлению состояния означенной губернии, но все представленные предложения по неудобности исполнения их никак не могли быть приняты. Почему Комитет считал небесполезным обратить на сию губернию внимание всех тех Министров и Главныйх управлений, по ведомствам которых может открыться какая-либо возможность к поправлению состояния помянутой губернии оживлением ее промышленности, улучшением хлебопашества, введением новых отраслей сельского хозяйства или иными средствами и особенно уменьшением лежащих на ней тягот"
Но пока там большие начальники придумают способы "для уменьшения тягот", лежащих на Витебской губернии, крестьянам надо что-то есть. Министр Финансов 20 января 1835 года разрешил "употребить для продовольствия и ярового посева казенным крестьянам до 200 тыс. руб. в случае крайней необходимости и под отчет." (379/3/1858/75)
И Витебская Казенная Палата добросовестно и регулярно отчитывалась пред Министерством, на что потрачены эти деньги.
В частности, для Стаек было закуплено (379/3/1858/178об):
ржи 60 четвертей по 19,75 на 1185 рублей
ячменя 100 четвертей по 22,50 на 2250 рублей
овса 165 четвертей по 13,75 на 2268,75 рублей
и вдобавок 28 марта куплено
480 пудов ржи по 2,50 на 1200 рублей
и 15 апреля добавлено
160 пудов ржи по 2,40 на 384 рублей
Итого 7287 руб. 75 коп.
И эта сумма тоже добавилась к недоимке стаецких крестьян.
Ссуды надо было как-то возвращать, но понятно, что ни за год, ни за два гигантские деньги, выделенные на продовольственную помощь Витебской губернии, ее жители вернуть не смогут. Так что вносились различные предложения по поводу системы рассрочки, и в конце концов "17 декабря 1834 года Государь Император повелеть соизволил учиненную в нынешнем году ссуду рассрочить на точном основании правил изъясненных в Высочайше утвержденном 25 октября 1834 года положении п.1 в статьях а) и б) с тем, чтобы начиная с 1835 года в первые 3 года взыскание как прежней, так и нынешней ссуды вообще не превосходило 5 руб. с души, а в последние 7 лет было бы взыскано по равному в каждый год количеству впредь до уплаты, но не менее 5 руб. с души. (379/3/1539/383)
Прошло некоторое время, прежде чем Витебская Казенная Палата смогла разобраться со всеми лежащими на крестьянах недоимками и произвести расчет рассроченной ссуды.
По Стайкам недоимка составляла такую сумму: (379/3/1858/229)
По займу в 1818, 1822 и 1823 годах
8565 руб. 48 коп.
По займам в 1833 и 1834 годах
8754 руб. 20 коп.
По займу 1835 года
7284 руб. 05 коп.
Итого 24607 руб. 43 коп.
(у меня на калькуляторе получается 18 коп, возможно, я неверно разобрала цифры; но в сравнении с 25 тысячами рублей это мелочь;
сумма за 1822-1823 годы оказывается меньше, чем указанная в п. 9.1, значит, недоимку за 1820-е годы стаецкие крестьяне как-то выплачивали;
данных о закупленном продовольствии в 1834 году я не нашла, а за 1833 год сумма приведена в п.9.3, она составляла 2543,20, значит, в 1834 году было выделено еще более 6 тысяч рублей;
а за 1835 год вроде должно быть не 7284,05, а 7287,75 рублей, но это тоже не слишком существенно)
Значит, стаецкие крестьяне должны 24607 рублей, примерно по 25 рублей на каждого жителя любого пола и возраста. Пусть с рассрочкой на 10 лет, но все равно очень серьезная сумма.
Свидетельство о публикации №226012600421