Тайна амбарной книги
В селе Раздольное жил предприниматель Геннадий Волков. У него грозная фамилия, а сам по жизни он тихий, спокойный человек. Открыл он в поселке свой продуктовый магазин с незатейливым названием «У Геннадия». Торговал честно: не обманывал своих сельчан – его за это уважали.
Но однажды ночью к нему в магазин залезли грабители и обокрали его. Взломали дверь, добрались до кассы. Денег там не оказалось — хозяин магазина наличные уносил каждый вечер домой, «от греха подальше», и, как выяснилось, не зря.
Зато из магазина утащили три ящика дорогого виски, несколько блоков хороших дорогих турецких сигарет и так, кое-что по мелочи.
Утром продавщица, Валентина Ивановна Головко, осмотрев подсобку, всплеснула руками:
- У меня, - сообщила она хозяину, - украли личные деньги, которые я откладывала на лечение. И еще… украли старую амбарную книгу, она мне очень дорога, как память о покойном муже, — смущаясь, добавила она.
Расследовать это криминальное происшествие взялся участковый уполномоченный полиции Сергей Петрович Макаров. Он был уже не молод, немного грузноват, с усталыми, но умными и внимательными глазами — такими, что казалось всё видят, ничего не упустят. Оружия он не носил, его главный инструмент — чашка крепкого черного чая, блокнот и умение слушать.
В район следователю он доложил так: народ в селе Раздольном он знает давно, тайны чужих семей, их слабости и сможет сам раскрыть эту кражу. После осмотра магазина Макаров пригласил в свой кабинет продавщицу магазина Валентину Ивановну Головко. Кабинет участкового находился в здании сельского совета, там же имелся изолятор временного содержания нарушителей. Валентина Ивановна — женщина средних лет, её некогда заметная привлекательность поблекла, видно, от бурно проведённой молодости.
Валентина Ивановна, излишне суетясь, постучала в дверь и вошла в кабинет к участковому. Сергей Петрович поздоровался, предложил присесть и подвинул к себе рабочий блокнот:
— Валентина Ивановна, - начал он спокойно, - объясните мне, почему вы деньги, накопленные на лечение, прятали в подсобке магазина? Мне это совсем не понятно. И второе: почему вы хранили финансовую книгу учёта бывшего колхоза «Новый путь» так же в вашей подсобке магазина?
Валентина Ивановна призналась:
— Сергей Петрович, эта книга осталась от моего покойного мужа, она мне дорога как память.
Макаров отхлебнул крепкого черного чая, посмотрел на Валентину Ивановну повнимательнее:
— А почему вы свои сбережения хранили не дома?
— Ой, Сергей Петрович, - вздохнула она, вытаскивая платок, - да сын мой Борька — оболтус, если дома он их найдёт, не дай Бог конечно, то всё до копеечки пропьёт, а потом как мне жить прикажите?
Она старательно терла платком глаза, но Сергей Петрович видел, что в её глазах слёз нет, а трёт она их, чтобы разжалобить его и увести от истины.
Он сделал несколько пометок в своём блокноте и сказал Валентине Ивановне:
— Вы можете быть свободны. Но из села не уезжайте, можете мне ещё понадобиться. Кража не раскрыта, да и много ещё белых пятен в этом, казалось бы, простом деле, но я разберусь.
Не успел Сергей Петрович допить свой чай, как в дверь постучали.
— Войдите! - громко крикнул он.
Теребя в руках свою фуражку, в кабинет вошёл дед Ефим — законник по жизни и сплетник, он обо всех происшествиях и событиях в селе узнаёт первым. Дед Ефим поздоровался и с уважением, посмотрев на Сергея Петровича, сказал:
— Товарищ участковый, - важно начал он, - про ограбление нашего магазина хочу вам сообщить: ходил я тут за огородами, ближе к лесу, травки собирал целебные. А там, в кустах - пустые бутылки с иностранными наклейками и много окурков, видно, выпивали там.
— Спасибо, Ефим, за информацию. Пойдём со мной, покажешь мне это место, хочу сам все осмотреть и разобраться на месте.
Когда участковый с дедом Ефимом подошли к месту, где лежали бутылки, Сергей Петрович поднял одну и прочёл: «Виски».
«Понятно, — подумал он, — эти бутылки из магазина «У Геннадия». Макаров поблагодарил деда и сказал:
— Спасибо, Ефим, можешь продолжать собирать свои травы, а я пойду, побеседую с сельчанами, может, кто видел любителей дорогого виски в этих кустах.
Идя по улице, вдоль огородов, которые выходят к лесу, участковый заметил сидящих на лавочке у дома двух женщин. Те громко разговаривали, что-то горячо обсуждая.
— Как ваше здоровье, женщины? - поздоровался Сергей Петрович. - Как дети, не хулиганят, слушаются родителей?
На вопрос участкового они с радостью ответили:
— Спасибо, Сергей Петрович, слава Богу, дети у нас не болеют и нас слушаются.
— Скажите, вы, может, видели, кто за вашими огородами на днях пьянствовал?
Женщины переглянулись меж собой и начали бурно обсуждать заданный участковым вопрос, затем одна из них решилась:
— Да, пьянствовали позавчера два алкаша. Одного знаем — Васька, кличка у него такая воровская - Жиган. Фамилии не знаем. Второй — не из нашего села, точно. Васька то живёт на другом краю села, чего он сюда приперся пьянствовать — нам не известно.
Макаров поблагодарил женщин за информацию и пошёл через всё село своим неспешным шагом искать дом, где живёт воришка Жиган.
По дороге встретил знакомого — Петра, мужчину в годах, который раньше работал на конном дворе конюхом. Макаров поздоровался, крепко пожав руку Петру:
— Подскажи, Пётр, где тут проживает Васька с кличкой такой воровской — Жиган?
Пётр, недолго думая, кивнул на третий дом по улице и сказал:
— Знаешь, Сергей Петрович, гнилой и никчёмный человек этот Васька, добра от него никто в нашем селе не видел.
Макаров кивнул, что ему всё понятно, и направился к дому Жигана. У входной двери кнопки звонка не наблюдалось. Тогда он громко постучал в дверь. Никто не ответил. Дверь оказалась не заперта, Сергей Петрович вошёл в дом.
Внутри был полный срач, как на помойке. Пройдя в комнату, Макаров увидел на постели спящего Ваську-Жигана, было видно, что он после тяжелой попойки. На полу рядом с койкой лежала улика — пустая бутылка с наклейкой «Виски».
Сергей Петрович позвонил своим добровольным помощникам-дружинникам, попросил забрать пьяного Жигана и поместить в изолятор рядом с его кабинетом. Распорядившись насчёт Жигана, Макаров пошёл дальше по селу -поговорить с жителями, искать ниточки, может, кто видел или слышал об ограблении магазина и сможет помочь.
К вечеру Сергей Петрович из своего кабинета позвонил в район следователю капитану Ермолаеву, доложил обстановку по краже магазина и добавил:
— Как Василий Стрельцов, он же Жиган, проспится, сниму с него показания и продолжу расследование.
— Хорошо, Макаров, - ответил Ермолаев, - продолжайте расследование, но не забывайте мне докладывать по этому делу. Начальство интересуется вашим ограблением.
Было уже поздно, солнце ушло за горизонт, птицы притихли, медленно подступала ночь. Макаров, устало шагая домой, про себя сказал:
— Да, пора мне уже и отдохнуть, нелегко ходить по селу в такой летний зной.
Утром, едва придя к себе кабинет, Макаров заглянул в изолятор. Василий Стрельцов протрезвел и, увидев участкового, заорал:
— Что за беспредел! Почему меня за решётку посадили? Я честный гражданин, выпустите меня немедленно, я буду жаловаться! У меня во рту всё пересохло, дайте мне воды попить!
Макаров открыл изолятор, завёл Жигана к себе в кабинет, усадил на стул и налил стакан холодной воды. Жиган с жадностью выпил воду и посмотрел выжидающе на участкового.
— Что, - Сергей Петрович посмотрел на трезвого Жигана, - от самогонки голова меньше болит, чем от виски? Скажи, мне очень интересно это знать.
Жиган с опаской посмотрел на Макарова и, заикаясь от волнения рассказал: из села Глубокое приезжал к нему Федька по кличке Штырь с каким-то «деловым» мужиком на серой иномарке. Тот за хорошие деньги предложил ограбить магазин «У Геннадия».
— Сказал, в магазине можете забрать всё, что пожелаете. Только в подсобке найдите журнал учёта колхоза «Новый путь» — это такая амбарная книга — и передайте её мне. Чтобы проще было взломать магазин, помогу отключить охранную сигнализацию. Принесёте мне эту книгу - заплачу по двести долларов каждому.
Сложный случай получается: по заявке неизвестного лица произошло ограбление магазина в селе Раздольное. Главная интрига — заказчику ограбления нужен журнал учёта девяностых годов из колхоза «Новый путь». Сергей Петрович задумался: да, непростое это дело, придётся хорошо потрудиться, чтобы распутать его. Он пошёл в гараж сельского совета, там стояла служебная «Нива» с яркой надписью: «Участковый уполномоченный», сел в автомобиль и поехал в село Глубокое искать соучастника преступления — Федьку Штыря.
Дорога в село Глубокое по гравийной дороге была неблизкой. Сергей Петрович, пока трясся по убитой годами дороге, вспомнил, что колхоз в советское время назывался «Рассвет». Это был животноводческий колхоз с большими стадами крупного рогатого скота и своим маслозаводом. Он производил прекрасное сливочное масло и продавал продукцию даже за пределы района. Жена Макарова тоже частенько покупала то масло, да и ему оно тоже нравилось своим вкусом, похожим на домашнее.
В Глубоком участковый первым делом заехал к хорошо знакомому сельскому общественнику Николаю Степанову, бывшему тренеру юношеской команды по дзюдо в районе. В данный момент Степанов был на заслуженном отдыхе, но Макаров знал, что к нему за помощью всегда может обратиться.
Николай встретил его на крыльце, в спортивном костюме, делая утреннюю зарядку - видно было, что он не отходил от своих спортивных привычек.
— Что привело знаменитого Мегрэ в наше, вдали от столицы, село? -улыбаясь, спросил он.
— Здравствуй, Николай, - ответил Макаров, - вижу, ты занимаешься зарядкой, не оставляешь своих спортивных навыков. Меня в ваше село привёл след ограбления магазина «У Геннадия» в селе Раздольное.
Николай пригласил Макарова на скамеечку под вишней, и Сергей Петрович рассказал ему, что в селе Глубоком живёт подельник ограбления — Федька по кличке Штырь.
- Он с напарником из нашего села, Жиганом, ограбили магазин. Николай, помоги найти Федьку, буду безмерно благодарен тебе.
Николай сказал:
— Без проблем, Сергей Петрович, я знаю где живёт Федька Штырь. Поедем, я помогу задержать его.
Когда они вошли во двор к Федьке, собаки не было слышно. Они подошли к двери и постучались, никто не ответил. Дверь была не заперта. В доме Федька сидел на диване — он был без сознания и истекал кровью. Николай схватил висевшее на умывальнике полотенце и прижал кровоточащую ножевую рану. Макаров вызвал скорую помощь. Они с Николаем стали ожидать её приезда. - Ну вот, вроде и всё, - подумал Макаров. - Второй участник ограбления есть. Правда, не всё так просто: заказчик ограбления обычного сельского магазина убирает свидетелей, значит, тут кроется какая-то загадка.
Скоро во дворе просигналил автомобиль — это из районного центра приехала машина скорой помощи. Медперсонал погрузил раненого Федьку в автомобиль и увёз в районную больницу.
Макаров позвонил капитану Ермолаеву и доложил, что Федька Штырь с ножевым ранением отправлен на машине скорой помощи в районную больницу. Сергей Петрович попросил капитана приставить к задержанному охрану.
На следующий день, как только капитан Ермолаев сообщил Макарову, что Штырь пришёл в себя, Сергей Петрович немедленно выехал в район. Когда он вошёл в палату, на больничной койке бледный, с потухшим взглядом лежал Федька Штырь. Сергей Петрович поздоровался и сказал:
— Вижу, Федька, что ты ожил. Думаю, что тебя как свидетеля попытаются убрать. Скажи спасибо, что тебе охрану поставили, а то был бы уже на том свете.
Макаров подвинул стул к койке раненого Федьки и поинтересовался:
— Будешь говорить со своим спасителем или будешь молчать?
Федька посмотрел на участкового и тихо, с мольбой в глазах, сказал:
— Спрашивайте, всё расскажу без утайки.
— Кто нанял вас ограбить магазин в селе Раздольное?
Федька посмотрел на Макарова и сказал:
— Нас нанял мужик, деловой такой, не из блатных. Единственное, что о нём могу сказать: он был на иномарке серого цвета с государственным номером АМО 389, 47 регион.
Макаров эти сведения записал в свой рабочий блокнот и сразу передал их следователю капитану Ермолаеву с просьбой выяснить, кому принадлежит данный автомобиль.
Вернувшись в Раздольное, Сергей Петрович сидел в своём кабинете, пил чай и размышлял: «Да, ситуация: слишком много неизвестных в простом ограблении сельского магазина. Колхозная книга, старые 90-е, «Рассвет» - он же «Новый путь», маслозавод, недостачи. Необходимо поднимать архив колхоза «Рассвет», скорей всего, там ответ находится».
В архиве колхоза «Рассвет» за 90-е годы нашлось интересное дело: заведующий складом готовой продукции маслозавода Сидоров Григорий проходил по недостаче - 20 миллионов рублей. Но после развала Советского Союза про эти потери руководство колхоза забыло, а может, всё было не так.
Телефон в кабинете Макарова снова зазвонил.
Капитан Ермолаев сухо поздоровался и сообщил:
— Автомобиль с номером АМО 389, 47 регион числится в угоне. Хозяин автомобиля — житель райцентра, пенсионер. Автомобиль держал не в гараже, а под окном, на улице. Угнали тихо.
Сергей Петрович уже допивал вторую чашку чая, а мысли по этому ограблению еще с места не сдвинулись. Он встал из-за стола и стал измерять свой кабинет шагами туда-сюда.
— Надо ехать в район, - вслух сказал он. - Просмотреть в архиве МВД старые дела по ограблениям в нашем районе.
Утром Макаров сел в служебную «Ниву» и поехал в районный центр. В районном отделе внутренних дел, у следователя капитана Ермолаева он получил разрешение для работы с уголовными делами в архиве МВД.
Сергей Петрович незамедлительно пошёл в подвальное помещение, там располагался архив. Служащая архива лейтенант Иванова приветливо встретила Макарова — она хорошо его знала, так как он был частым её посетителем. Он выбрал нужные для работы уголовные дела и, сев за стол, углубился в их изучение.
Уже ближе к обеду Сергей Петрович нашёл старое уголовное дело по ограблению ювелирного магазина. В числе преступников там фигурировал муж продавщицы продовольственного магазина «У Геннадия» — Виктор Головко.
При задержании они оказали вооружённое сопротивление: Головко был убит, а его подельник Черкашев Владимир был осуждён на десять лет строгого режима и был отправлен отбывать наказание в колонии № 47, которая находится в соседней области.
Макаров сфотографировал фото осуждённого Черкашева и пошёл в кабинет к следователю. Он рассказал ему о краже в ювелирном магазине и просил узнать, сидит ли Черкашев в колонии или уже освободился.
Ермолаев проверил по базам:
— Уже месяц как Черкашев освободился из колонии по УДО.
— Поеду в больницу к раненому Федьке Штырю, - сказал Макаров. - предъявлю фото Черкашева для опознания.
Следователь кивнул в знак согласия, и Макаров с чёрной папкой под мышкой, немного сутулясь, вышел из кабинета.
Сергей Петрович вошёл в больницу, медсестра помогла надеть ему белый халат, и он по лестнице, держась за поручни, поднялся на второй этаж хирургического отделения в палату. Федька Штырь не спал и с удивлением смотрел на Макарова. Сергей Петрович поздоровался с больными в палате и подсел на кровать к Федьке Штырю:
— Как ты себя чувствуешь, Фёдор? Рана заживает или ещё кровоточит?
- Нормально, - ответил тот.
Сергей Петрович достал телефон и показал фото из уголовного дела по ювелирному магазину:
— Узнаёшь?
Федька посмотрел на фото и сказал:
— Он. Этот мужик нас и нанял ограбить магазин в селе Раздольное.
— Подпиши протокол, - сказал Макаров, доставая бумаги. - И радуйся, что тебя здесь охраняют от рецидивиста с этой фотографии. Лежи и выздоравливай, пока у тебя есть такая возможность.
Выйдя из больницы, участковый поспешил к следователю Ермолаеву. В кабинете следователя он подал протокол с редкой для него улыбкой.
— Ну что, Сергей Петрович, - сказал Ермолаев, прочитав протокол. - Это момент истины, злодей найден! Дадим Черкашева в розыск, а сами проследим, кто придёт в банк за награбленными деньгами. Конечно, не сразу мы догадались, что колхозная книга учёта — это зашифрованные счета в банке воровского «общака». Однако, фантазия у них богатая, они многое взяли из фильмов, где гитлеровские шпионы засекречивали свою подлую работу против советского народа. Разберёмся!
На следующий день в Сбербанке задержали рецидивиста Черкашева Владимира с чёрной кожаной сумкой и деньгами. Дружинники сняли с него рюкзак с ювелирными украшениями.
Его вывели из банка в наручниках, люди на улице расступились, кто;то шепнул соседу, называя фамилию рецидивиста. У «Нивы» Макаров сказал:
— Садитесь. Что ж Черкашев с учетом, что ты вышел по УДО. Срок тебе теперь будет очень длинный, знай жалеть тебя не буду.
Поздно вечером Макаров вышел к речке Ельне. Вода текла тихо, как будто в Раздольном никогда не было ни ограбления, ни ювелирного дела
— Не зря, значит, два чайника чая выдул, — тихо сказал он сам себе. — Народ в селе прав: участковый всё видит, только не спешит говорить.
Александр Шевчук.
Фамилии и названия сел вымышленные.
Свидетельство о публикации №226012600468
Да, так работала старая гвардия.
А о современных сотрудниках полиции
только одно: бегают, дерутся, убивают
похлеще отъявленных бандитов.
Талантливо написано и интрига хороша -
до завершающих строк было интересно.
С благодарностью и уважением,
Дарья Михаиловна Майская 26.01.2026 16:18 Заявить о нарушении
Александр Шевчук2 26.01.2026 16:43 Заявить о нарушении