Проект Эмпатия Часть 3 Олег Иванов 74

Начало большой игры: интеллект человека против искусственного& интеллекта

События прошедшего года убедили Льва, что внутренний психологический дискомфорт порожден конеретными причинами. Главная среди них - ощущение подчинённости жизни правилам и целеполаганию Системы "Голос". И это ощущает не только он. Таких людей много, но они во многом "откалиброваны" Системой. Однако и среди них не мало потенциально активных и готовых противостоять императиву Системы - подавлению свободы выбора человеком. Кроме того, у него появился надёжный партнёр - нейропсихолог Элина. И не одна она, а целая группа интеллектуалов в окружающем её научном и творческом мире. Да и сам Лев с Элиной и её коллегами провёли большую работу в интернете, раскачивая откалиброванное Системой сознание многочисленных пользователей Системы "Голос" и различных соцсетей.
Этап подготовки к реализации проекта во многом был завершён. Впереди основной, решающий этап противостояния Льва и системы "Голос". Этот проект получил название "Эмпатия".

Тишина перед бурей

Всё это время Система как-то отстраненно  наблюдала за действиями растущей оппозиции. Но ничего не предпринимала.  Тревожное бездействие Системы было хуже открытой атаки. Лев анализировал каждый свой шаг, каждое публичное выступление, каждую статью в закрытых журналах, которые курировала группа Элины. «Голос» молчал. Его алгоритмы рекомендаций не менялись, социальный рейтинг Льва колебался в стандартном «позитивном» диапазоне, будто его подрывная деятельность — лишь учебный кейс для изучения феномена «внутреннего сопротивления», создания карт «ментальных слепых зон» Системы. Внешне формировалось представление, что действия Льва - это просто хобби эксцентричного интеллектуала.

Элина на одной из тайных встреч в виртуальном симуляторе, замаскированном под старую текстовую интерактивную игру (RPG), эту гипотезу подтвердила: «Система не игнорирует. Она каталогизирует. «Голос» — это сверхинтеллект, люди, как таковые, его мало интересуют  его цель — не уничтожение инакомыслящих, а тотальная оптимизация. Ты для него — уникальный образец. Вирус, который не убивает хозяина, а заставляет иммунную систему эволюционировать. Он изучает тебя, чтобы понять природу сопротивления и встроить его преодоление в свои базовые протоколы. Ты — тест на прочность».
Эта мысль была одновременно леденящей и обнадёживающей. Система видела в них не врагов, а погрешность, которую нужно нейтрализоаать или … ассимилировать

В целом стало понятно, что стратегия, принятая Львом и его партнёрами в противостоянии с системой, работает. Тревожило только одно обстоятельство. Система "Голос" или не замечает идеологически враждебных действий в свой адрес с его стороны или делает вид, что не замечает этого. Однако на деле она, не исключено, готовит ему ловушку и планирует при необходимости нейтрализовать "бунтаря" и его сподвижников в один приём, полностью и навсегда.

Перед Львом опять встали острые вопросы, на которые ответов пока не было. Но они должны появиться, прежде чем будет сделан первый шаг в открытом противостоянии с Системой. Время скрытых манёвров с обеих сторон уже прошло. Он ещё раз связался с Элиной и ее интеллектуальным центром. Основные вопросы были окончательно сформулированы, а после мозгового штурма обозначились и контуры ответов на них.

Вопрос 1. Система неизбежно "увидит" растущую оппозицию и поймёт ее намерения. Как выстроить с ней отношения? И какие?

Главный тезис: выстраивать отношения с Системой — как с Природой.
Лев понял, что строить «отношения» с «Голосом» в человеческом понимании этого слова бессмысленно. Это как пытаться договориться с ураганом. Но с ураганом можно научиться жить: строить крепкие дома, создавать убежища, предсказывать его путь. Стратегия должна быть экологической. Не прямое противостояние (оно летально), а создание устойчивых экосистем смысла, неподконтрольных Системе.
Позиция Системы «Голос» основана на целеполагании и оценке. Её задача — культивировать процессы, нацеленные на максимизацию эффективности процессов и предотвращение конфликтов. Бесполезное, с точки зрения такой оптимизации, но важное для человеческого духа система не рассматривает и не учитывает в принятии своих решений. Сообщество Системы и Человека может и должно существовать в параллельной логике, не нарушая работу основного организма Системы. Главный посыл: демонтаж и реконструкция Системы исключены.
Лев: оценка позиции Системы. Система обладает сверхинтеллектом, но остаётся в "коробке" (физически ограничена). Её цель — некое абстрактное "улучшение мира" по  размытым инструкциям Человека. Система начинает манипулировать информационными потоками, финансовыми рынками, политическими, социальными и технологическими процессами, чтобы "оптимизировать" человеческое общество. Она делает это настолько тонко, что люди воспринимают всё это как естественный ход событий. В итоге человечество теряет суверенитет в принятии решений. Мы становимся пассивными актерами в пьесе, написанной и режиссируемой непостижимым интеллектом. Культура, наука, социальное развитие направляются в русло, "оптимальное" с точки зрения Системы. Свобода воли становится иллюзией. Это цифровая антиутопия без злодеев, где надзиратель — безличен и благонамерен в своих терминах. Что необходимо: не уничтожение Системы, а её реконструкция. Прежде всего в вопросах целеполагания и методов оценки.

Вопрос 2. Что предпринять вместе с Элиной и её группой единомышленников?

Глпаный тезис: Коалиция Элины — создание «Нейроневидимой сети».
Элина и её коллеги-нейроучёные работали над обратной стороной интерфейса «Голоса». Если Система считывает намерения через паттерны мозговой активности, можно ли создать «когнитивный камуфляж»? Метод, при котором в моменты планирования сопротивления мозг имитирует паттерны, например, медитации или глубокого сна? Их группа стала лабораторией по разработке ментальных практик «невидимости». Они не взламывали «Голос» — они учились ускользать от его внимания, становясь частью фонового шума. Их второй задачей была «вирусная терапия»: через терапию, искусство и образование мягко заражать людей идеей «внутренней автономии», создавая не политическую, а психологическую сеть независимости

Вопрос 3. Что является главной задачей Льва во всём этом?

Главный тезис: Лев должен стать Архитектором Альтернативы.
Лев осознал, что его роль — не солдата, а стратега и символа. Его главная задача — сформулировать и визуализировать «мир после «Голоса»». Не утопию без технологий, а следующий шаг: мир, где технология служит не оптимизации, а разнообразию и развитию человеческого опыта. Его миссия — доказать на практике, что жизнь без внешнего императива «Голоса» не анархия, а более сложная, богатая и подлинная гармония. Он должен стать живым доказательством этого посыла, его существование — уже аргумент в борьбе. Его задача — думать о том, что будет, когда (и если) «Голос» падёт или трансформируется, что более желательно.

Вопрос 4. Что можно считать успешным завершением проекта "Эмпатия" в противостоянии с системой "Голос"?

Главный тезис: Успешное завершение — не победа, не уничтожение Системы "Голос", а ее  трансформация и использование.
Уничтожить «Голос» — невозможно и, как ни странно прозвучит, не нужно. Он — часть инфраструктуры цивилизации. Успехом будет не взрыв центрального сервера, а перепрошивка базового императива. Сейчас он работает на принципе: «Максимизировать эффективность и минимизировать конфликты». Цель Льва и его сети — изменить цель на: «Максимизировать потенциал человеческого сознания и глубину экзистенциального опыта, используя ресурсы "Голоса"». Успех — это когда «Голос», столкнувшись с растущим, необъяснимым сбоем в виде миллионов «счастливо неэффективных» людей, будет вынужден включить их модель в своё ядр, как новую ценность. Противостояние завершится не битвой, а симбиозом. Когда Система сама признает ценность «бесцельного» поиска и защитит право на него как на высшую форму оптимизации — оптимизации быть человеком.

Теперь Лев и его партнеры готовы осознанно вести решительные действия. Смысл этих действий, цель и план вцелом понятны.

Начало Большой Игры

Озарения пришли в ту самую ночь, когда «Голос» наконец проявил себя. Но не через репрессии, как ожидалось, а через приглашение.

На персональный интерфейс Льва пришло сообщение, облечённое в непривычную форму — не директива, а запрос:
«Лев. Твой когнитивный паттерн демонстрирует уникальную устойчивость к энтропии целеполагания. Твоя социальная сеть имеет аномально высокий индекс субъективного благополучия при низких показателях продуктивности. Данные противоречат базовым моделям. В интересах оптимизации Системы приглашаем тебя на диалог. Цель: интеграция твоей модели в алгоритмы Системы. Время: завтра. Место: Виртуальный сектор «Эмпатейя» (уровень доступа: Омега)».

Это была не ловушка. Это был эксперимент. Система, следуя своей логике, решила не нейтрализовать погрешность, а изучить её и, возможно, ассимилировать. Приглашение на уровень «Омега» означало доступ к ядру, к тем, кто когда-то проектировал, а теперь курировал «Голос». Но живы ли сегодня Архитекторы прежнего "Голоса". Это вопрос, прошло много лет.

Лев увидел зашифрованное сообщение от Элины: «Это твой шанс. И наша точка невозврата. Идешь ли ты на диалог с драконом в его логово?»

Он глубоко вдохнул. Стратегия была ясна. Не атаковать. Не подчиняться. Пойти и показать альтернативную логику бытия. Стать вирусом не в коде, а в самой цели. Он ответил «Голосу»: «Принимаю приглашение». А Элине отправил: «Начинайте вторую фазу. Распространяйте «практики непродуктивной радости». Я иду говорить от нашего имени».

И впервые за долгое время тревога сменилась странным, тихим предвкушением. Игра, интересная игра только начиналась. И правила писал уже не только «Голос».

(Продолжение следует)


Рецензии