Энергия это деньги
Эта тема стала быстро набирать популярность. 21 июня в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме глава «Роснефти» Игорь Сечин зафиксировал фундаментальное изменение мировой экономики: ключевым фактором развития которой становятся уже не деньги, а энергия. Утрата долларом своих казавшихся незыблемыми позиций – признак утраты доминирующих позиций не только США, но и всего финансового капитала: возникающее разнообразие средств платежа и накопления свидетельствует о смене «всеобщего эквивалента»: он становится не денежным, а энергетическим. «Энергия – это универсальная валюта. Без её трансформации в какой-либо форме невозможны никакие свершения», – заявил Игорь Сечин.
8 сентября в «НГ энергия» вышла моя большая статья «Энергия становится новой мерой ценности». Вот, что в ней среди прочего было написано: «Теоретически США могли бы организовать из крупнейших энергетических компаний аналог Федеральной резервной системы (ФРС) и эмитировать новую валюту, привязанную к усредненной цене единицы энергии на американском рынке, которая использовалась бы одновременно с долларом. В качестве такой единицы можно взять киловатт-час или американский терм. А если назвать новую валюту «энерго Трамп», то президент США будет в восторге».
6 ноября на собрании акционеров компании Tesla знаменитый миллиардер Илон Маск заявил, что в будущем деньги могут исчезнуть. По словам предпринимателя, их эквивалентом станут единицы энергии. «Может быть, в будущем денег вообще не будет. Или деньги будут, но их можно будет измерять в ваттах», – отметил он.
Кроме того, в октябре РОСНАНО, Интеррос и Т-Инвестиции анонсировали запуск проекта по токенизации энергетического объекта в Арктической зоне. Проект предполагает создание уникального финансового инструмента – энерготокенов, которые будут представлять собой цифровые финансовые активы, обеспеченные денежными потоками от конкретного объекта энергоснабжения. Это первый подобный опыт в России, открывающий новые возможности для инвесторов.
Квалифицированные инвесторы получат доступ к новому финансовому инструменту через платформу Атомайз, входящую в экосистему Т-Банка. Доходность энерготокенов будет обеспечена долгосрочными контрактами на поставку электроэнергии крупному промышленному предприятию.
Токенизация энергетической инфраструктуры может стать основой для новой модели государственно-частного партнёрства и привлечь дополнительные инвестиции в стратегические объекты энергетики. В перспективе энерготокены могут получить расширенное применение, став не только инвестиционным инструментом, но и средством расчёта за коммунальные услуги.
В той же статье в «НГ энергия» говорилось, что чем активнее в мире будут востребованы технологии ИИ, тем больше будет необходимо электроэнергии для их обеспечения. При этом главным требованием станет не цена энергии, а стабильность и надежность поставок, ведь если мощности ИИ будут обесточены и отключены, последствия могут оказаться катастрофическими.
Приведу небольшую цитату: «Очевидно, что возобновляемая энергетика по определению не может обеспечить надежные и стабильные поставки энергии. Солнце не всегда светит, а ветер не всегда дует. Следовательно, для обеспечения непрерывной работы дата-центров будет востребована углеводородная и атомная энергетика».
9 октября Председатель Правления «Газпрома» Алексей Миллер в ходе Петербургского международного газового форума отметил: «Газовая генерация и цифровизация – две неотделимые вещи. Газовой генерации отдают предпочтение за счет надежности поставок по объему и непрерывности этих поставок. ЦОДы (центры обработки данных) здесь играют ключевую роль. Растет роль ЦОДов в развитых экономиках, растет потребление газовой генерации. Соответственно, растет роль потребления газа. Цифровизация, искусственный интеллект – вещь неотвратимая. Мы на этот путь уже встали, мы по нему идем, и альтернативы искусственному интеллекту нет. Чем мощнее ЦОДы, чем мощнее искусственный интеллект, тем вам требуется больше энергии».
В последнее время в мире снижается интерес к возобновляемой энергетике из-за её нестабильности. Одновременно наблюдается ренессанс углеводородов и атомной энергетики. В ноябре Международное энергетическое агентство (МЭА) изменило свой долгосрочный прогноз. Теперь специалисты агентства прогнозируют, что мировой спрос на нефть и сжиженный природный газ может расти до 2050 года (ранее они предрекали снижение спроса на углеводороды и всеобщий переход на ВИЭ). В тексте отмечается, что сценарий был изменен, так как учел текущую политику государств, либо игнорирующих переход к чистой энергетике и обещания достичь нулевых выбросов к середине столетия, либо не представивших планы для достижения этого, МЭА прогнозирует, что мировой спрос на энергию вырастет на 15% относительно сегодняшнего дня. Согласно сценарию, к середине века спрос на нефть достигнет 113 млн баррелей в сутки, что примерно на 13% больше потребления в 2024 году.
МЭА также прогнозирует, что мировой рынок СПГ вырастет с примерно 560 млрд куб. м в 2024 году до 880 млрд куб. м в 2035 году и до 1 020 млрд куб. м в 2050 году.
В свою очередь генеральный секретарь Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) Мохаммед Хамель заявил: «Мы видим, что спрос на газ в мире вырастет на 32% к 2050 году, а доля газа в мировом энергобалансе поднимется с 23% до 26%. Мы по-прежнему полагаем, что золотая эра природного газа впереди, а не позади».
Рост потребности в энергии неминуемо повысит интерес инвесторов к энергетическим активам. Следовательно, будут появляться все новые формы таких активов. Одновременно наблюдается непрерывное увеличение глобального государственного долга, который за 10 месяцев 2025 года стал больше на 8 трлн долларов и достиг рекордного показателя в 111 трлн (95% мирового ВВП). Эта тенденция снижает доверие к финансовым активам государств, то есть к деньгам. Идея о том, что энергия – это универсальная мера стоимости (то есть эквивалент денег) может стать господствующей.
Свидетельство о публикации №226012600555