Армяно-азербайджанский конфликт времен Горби

Армянские звезды азербайджанского спорта
Армян в советском Баку жило около 250 тысяч. Из чемпионского состава «Арарата» 1973 года в Баку родились Аркадий Андриасян (Андриасов), Эдуард Маркаров, Сергей Погосян (Погосов). В мужском хоккее на траве можно вспомнить, что за бакинский «Азинефтехим» играли Юрий Акопов и Юрий Саруханов, в «Азериттифак» из Сумгаита играл Артур Атоян, цвета «Иншаатчи», Сумгаит защищали С. Алахвердян, Валерий Асриян и Самвел Каграманян, бакинский СКИФ тренировал Борис Арутюнов. В женской команде «Связист» из Баку выступали Карина Айрапетян, Сатеник Аллахвердян, Ирина Захарян, Валентина Каспарова, Марина Мурадян. «Покопавшись» в интернете, можно легко найти сайты, где перечислены десятки армян, ставших спортивными звездами в Азербайджане. 
Отвлекаясь от Азербайджана, надо отметить, что армянские хоккеисты играли во многих командах Советского Союза. Помимо Соса Айрапетяна, выступавшего в Казахстане и РСФСР, это еще «Буревестник», Минск — Валерий Акопян, Николай Джулакян, Манвел Шахбазян. Это и тбилисский «Спартак» — Манвел Асатрян, его одноклубники из узбекистанского Самарканда, тренер Валерий Хачатрян, Степан Мамиконян, а также «Уникерситет» из украинского города Черновцы — Самвел Джавакян.  До середины восьмидесятых такое положение дел никого не удивляло, поскольку это был единый, могучий Советский Союз, как пелось в государственном гимне.
В сезоне 1987 года закавказские команды привычно играли вместе в девятой зоне второй лиги: Грузия, Азербайджан и Армения. Никакого намека на раскол и противоречия. В азербайджанской команде из Сумгаита выступал армянин Григорян, в «Кяпазе» из Кировабада можно было обнаружить армянина Акопяна. Сразу пять футболистов-азербайджанцев защищали цвета команды «Карабах» из Степанакерта, армянского анклава на территории Азербайджанской ССР. В высшей лиге «Нефтчи» сыграло на ереванском стадионе «Раздан», а «Арарат», в свою очередь, приехал на республиканский стадион в Баку. В 1987 году команды, как будто стремясь наиграться наперед, встречались еще дважды в рамках Кубка федерации футбола СССР — в Баку и армянском Октемберяне.
— На мой взгляд, армяне — очень трудолюбивый народ с большим интеллектом, — сказал Араик Маргарян. — В Армении каждый день надо по много часов работать, чтобы получить урожай. Столько трудностей пережил работающий народ. у нас пока камни с земли перетаскаешь, пока почву подготовишь, воду проведешь, столько труда затратить нужно. Я это заметил, когда мне пришлось зарабатывать деньги, я выехал в Славянск-на-Кубани, чтобы продавать там трактора. Там чернозем, и я считал, что именно там их и надо продавать. Снял жилье в одноэтажном доме, в другой половине остались жить хозяева. Утром (просыпаюсь к семи часам, меня окрыляет свежий воздух, это муза моя) вышел, смотрю: хозяйка дома в огороде работает — сажает что-то. А у нас пока камни с земли перетаскаешь, пока почву подготовишь, воду проведешь, столько труда затратить нужно, каждый день надо по много часов работать, чтобы получить урожай. А эта женщина посадила и ушла. И ведь растет все! Растет! Слушайте, чего вы хотите от Бога-то?»

Единый, могучий Советский Союз превращается в «Империю зла»
С 1988 года в СССР усиленно нагнеталось ощущение, что мы живем в империи зла. «Чернуха» с киноэкрана взрывала мозг. СМИ, обгоняя друг друга, печатали то, что ранее было запрещено, активно ругая Сталина и пока еще не трогая Ленина. Синхронно поменялись политические руководители республик. В Азербайджане к власти пришел Абдурахман Везиров, в Армении — Сурен Арутюнян. Оба в итоге оказались временными фигурами.
В футболе все покатилось в тартарары, что особенно заметно по закавказским командам.
Руководству еще советского футбола тогда бы ударить кулаком по столу, дисквалифицировав обе команды, но с середины 80-х у нас в стране не было ни политической воли, ни волевых политиков. Хвост национализма, вдруг отросший в союзных республиках, вовсю крутил федеральной собакой, которая год за годом сдавала позиции. Футбольное руководство СССР отреагировало на армяно-азербайджанский конфликт. «Арарат» перестал играть с «Нефтчи» в Ереване, а принимал его в столице Молдавии Кишиневе, бакинские армяне также перестали видеть любимый «Арарат», поскольку «Нефтчи» выбрал Волгоград в качестве домашней арены в матче с соперником из Еревана. Помимо этого, вместо того чтобы помирить ссорящихся, руководство федерации футбола СССР раскидало их команды уровня второй лиги по разным зонам.
«Карабах» из спорного Степанакерта поменял свое название на «Арцах» и вообще очутился в пятой зоне, вместе с командами Белоруссии, Молдавии и Прибалтики. Азербайджанцев в составе «Арцаха» уже не было, все 21 футболист и три человека из тренерского штаба были представителями армянской нации.
В 1989 году «Арарат» остался в высшей лиге, а флагман азербайджанского футбола «Нефтчи» вылетел в первую, но и там была команда из Армении — «Котайк» из Абовяна. Оба коллектива выбрали для встреч между собой Новороссийск. Через год, в 1990-м, команды просто не стали играть друг с другом, предпочтя получить технические поражения — 0:3. Для Азербайджана и Армении специально образовали две отдельные зоны второй лиги, где играли только команды республики. По сути, это были отдельные чемпионаты Азербайджана и Армении, проводимые пока еще в рамках СССР. И там, и там по 24 команды, хотя еще в 1987 году их было всего по четыре в каждой республике. Кто финансировал шестикратный рост футбольных команд в Азербайджане и Армении? Почему из азербайджанских команд исчезли футболисты-армяне, и наоборот? Увы, у нас нет ответов.

Изменники армянского народа
Бочку меда в адрес достойных представителей армянского народа, увы, придется разбавить ложкой дегтя. Касается она, в основном, представителей «творческой интеллигенции», которая со времен Союза отличалась хитровыделанным поведением, что власть предпочитала не замечать. «Других писателей у меня нет», - говорил Иосиф Сталин, который и задавал этот поведенческий тренд, когда «щелкоперы» мимикрировали под патриотов. Один из таких Арно Бабаджанян — армянский композитор и одновременно хитрый жучара. Приехав в Москву учиться в 1938 году, он с началом войны был мобилизован на оборонительные работы под Смоленском, но предпочел не трудиться в тылу или воевать, не-ет. Эвакуировался при первой же возможности. Написав массу произведений, прославляющих действующую власть, одна «Ода Сталину» чего стоит, и став лауреатом Сталинской премии, Арно в шестидесятые годы выдвинулся в число ведущих композиторов страны, который мог выбирать себе исполнителей. Из современных омерзение вызывает Артур Гаспарян, типа музыкальный журналист, который отучился на истфаке Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, после чего должен был отправиться на работу в Магадан. Но вместо этого зацепился за сраную газетенку «Московский комсомолец», мимикрировавшую под рупор комсомольцев. С годами сам Гаспарян стал рупором либерастически настроенных певцов ртом, иными словами, практически всех нынешних иноагентов. Медаль «Защитника Белого дома» многое говорит об этом туловище, которое строило карьеру при первом и последнем президенте СССР, помеченным самим сатаной.

Где героя армянского народа меняют на пидора армянского народа?
Михаил Горбачев начинал с гласности, а заканчивал многочисленными межэтническими конфликтами. Развал Советского Союза начался не с ГКЧП, отсутствия продуктов в магазинах или денежной реформы Павлова. Нет, он начался с межнациональных конфликтов, более того, тогдашнее руководство страны активно его приближало, ссоря между собой узбеков с турками-месхетинцами (Фергана-1989), абхазов и грузин (Сухуми-1989), казахов и кавказцев (Новый Узен-1989), грузин и южных осетин (Цхинвал-1989), киргизов и узбеков (Ош-1990), русских и молдаван (Дубоссары, Приднестровье-1990), едва ли не организуя погром узбеками армяно-еврейских кварталов (Андижан-1990). Но страшное начало было положено в азербайджано-армянском конфликте, произошедшем в Сумгаите в 1988 году.
На этом плане спорт отходил на второй план. К примеру, ветераны абовянского «Котайка» вспоминали, как они выигрывали свой последний трофей, Кубок первой лиги, завоеванный в поединке против волгоградского «Ротора». Игра состоялась на нейтральном поле в Ялте, куда армяне летели грузовым самолетом, одному из ребят удалось пристроиться на табуретке, а некоторым его партнерам негде было сесть и они весь полет просидели на корточках. В то же время в багажном отделении в Ялту летел автомобиль «ВАЗ-2101».
Перестройка становилась все разрушительнее, и «грамотнее» всего поступали те, кто делал деньги в уже разваливающемся Союзе, затем уезжая за границу с большими финансами. Как, к примеру, печально знаменитый юрист Дмитрий Якубовский, по прозвищу «генерал Дима», сделавший первоначальное состояние на распродаже имущества ГСВГ, Группы советских войск в Германии. А рядом был брат Станислав Якубовский, воспитанник волейбольной спортшколы ЦСКА 1965 года. Любовь к волейболу Якубовский-младший сохранил и в Швейцарии, куда переехал, создав там женскую команду «Волеро». Правда, самого Станислава Якубовского сейчас зовут Стави Якоби.
Показательно, что в столице государства 404 Киеве переулок Шаумяна в Шевченковском районе, получивший свое имя в честь героя Октябрьской революции, был переименован в феврале 2016 года в улицу Сергея Параджанова, заслуженного гомосека современного Хохланда.

История казанского хоккея в чемпионате России
Уже в последние годы СССР еще советские команды начали добавлять приставки спонсоров: «Фили-Оптимум банк» (Москва), «Искра-Киивоптторг» (Васильков), «Порто-Франко» (Одессa), где, кстати, заканчивал Тимур Мирасов. Это 1990 год, правда, подобные «приставки» в конце концов оказались, как мертвому припарки. Все перечисленные команды прекратили существование, хотя «Фили» дожили до участия в первом чемпионате России 1992 года. После чего и они сошли с арены, и как будто не было команды, в которой играли Букатин, Депутатов, Домашев, Клевцов, Сычев, Чеченев, тезки и однофамильцы Беляковы, Валерий Алексеевич и Валерий Николаевич.
История сборной СССР по травяному хоккею, это еще три чемпионата мира в 80-е годы.  1982 год — шестое место (вспомним, что футболисты в том году на ЧМ также были в восьмерке), 1986 год — четвертое место, 1990 год — шестое место. На чемпионатах Европы 1987 и 1991 года стабильно финишировали четвертыми. Падение произошло на Олимпиаде в Барселоне 1992 года, где финишировали десятыми. Но это был уже не общий результат, а частный, некоего сообщества игроков из России, Казахстана, Узбекистана. Николай Санковец, к примеру, успел переехать из Узбекистана в Белоруссию.
Николай Санковец: «Я сам из-под Ташкента, а играл за команду Ферганы, и работающих в Казани Тимура Шацкого и Игоря Мулладжанова знаю еще с юношеских лет. Мы играли-служили в одной команде «Звезда» из Андижана. Только вот так получилось, что развал Союза разбросал нас по разным государствам, Шацкий и Мулладжанов, как военнослужащие команды перебазировались в Самару, став тут чемпионами страны, а я получил приглашение в Беларусь, в местную команду Бреста. И если на Олимпиаде 1988 года в Сеуле я представлял общую сборную СССР, то уже спустя некоторое время мы в составе сборной Беларуси обыгрывали своих бывших партнеров из сборных Казахстана, России и Украины в борьбе за путевку на чемпионат мира 1994 года в австралийский Сидней».
В 1992 году состоялся уже первый чемпионат России, где Москва еще в строю, и вместе со СКА и «Звездой» из Екатеринбурга (по сути, дубль армейцев), казанским «УНИКС-Таном», самарским «Подшипником», и дзержинской командой «Уран-Чайка» играет в первом чемпионате России. По сути, это все, что было в российском травяном хоккее на то время, поэтому силы команд были диаметрально противоположны. Достаточно вспомнить победу СКА из Екатеринбурга над командой из Дзержинска — 16:0. Здесь должен удивлять не сам крупный счет, а то, что все 16 мячей забил один человек, Андрей Городиський.
В 1993 году в Самару передислоцируется андижанская «Звезда», и выигрывает звание чемпионов России под флагом СКА, Самара. Куйбышевский хоккей ненадолго вернул себе статус фаворита, отсюда же родом были пятеро призеров Олимпиады в Москве-1980: Александр Мясников и братья Плешаковы из Сызрани, Минеулла Азизов и Михаил Нечипуренко из Новокуйбышевска, плюс сборник Владимир Латыпов из куйбышевского «Труда». Увы, с развалом СССР это не более, чем славные традиции...
В чемпионате России играет «Безмеин» из Таджикистана, в 1994 выступает знаменитое «Динамо» из Алма-Аты, став бронзовым призером. Но это уже не то «Динамо», хотя властям Казахстана можно было бы создать блестящую команду даже из ветеранов. Требисов в воротах, далее по алфавиту Апельганец, Атанов, Ауталипов, Загороднев, Калимбаев, Мангубаев, Мясников, Шахфоростов, Шекшенбаев, Юльчиев еще были способны на то, чтобы пошуметь на международном уровне, только вот играли кто где. От приглашения в открытый чемпионат России пришлось отказаться из экономических соображений, заявились на чемпионат Средней Азии, выступая против второй команды Алма-Аты под названием РШВСМ, ферганского «Нефтяника» (это где был Санковец), самаркандского «Спартака» и двух андижанских команд (где играли Мулладжанов, Шацкий, и еще один будущий казанец Равшан Закиров).
В 1998 году прекратил свое существование и армейский хоккей в Екатеринбурге. Владимир Антаков, Александр Гусев (он погиб тремя годами ранее), Вячеслав Казаков, Вячеслав Мишурнов, Евгений Нечаев, Леонид Павловский, Владимир и Сергей Плешаковы, Юрий Сафонов, остались в прошлом, как игроки СКА. С того времени в Екатеринбурге команда «Динамо», от армейского клуба остался его бывший дубль «Звезда», который ненадолго переживет основную команду. 
В этом плане нужно сказать огромное спасибо тем, кто сохранил травяной хоккей в Казани. Там «УНИКС-Тан» переродился в «Идель» (1993-2000 годы). В разные годы команду поддерживали многопрофильная фирма «Тан» бизнесмена Сергея Шашурина, затем фирма ICL-КПО ВС. С ее помощью команда совершила первую международную поездку в Англию, по приглашению местной мусульманской общины, затем в город Тебриз, в Иране, представляя там сборную Татарстана. Спасибо тем, кто играл: Радик Гатауллин, Линар Губайдуллин, Анатолий Кузнецов, Сергей Романов, Сергей Чернов, из молодых Ильшат Гарифзянов, Игорь Иванов, Дмитрий Кулебянов, Егор Марнаутов, Дмитрий Старков... Тем, кто тренировал, как Тимур Мирасов, который в 1995 году перебирается из Украины в Зеленодольск, и начинает работать с молодыми хоккеистами местной спортшколы.
(Продолжение следует)


Рецензии