5. 2 Исповедь Ванессы перед отъездом
Часть V Премудрый змий
Глава 2 Исповедь Ванессы перед отъездом
Утром, после бессонной ночи в слезах, в дорожном платье Ванесса пришла к отцу Говарду. Святой отец встретил ее учтиво и благосклонно. Женщина рассказала о прощальном любовном письме Эрнестины к Валеолану и снова заплакала, сокрушаясь о том, что она – обманутая жена. Священник молчал. Ванесса сказала, что всю эту ночь обдумывала свое положение, что не знает, как теперь общаться с мужем, что излила свою душу на бумагу под звездами, выразив все свое негодование в новом стихотворении. И прочитала его – стихотворение о любви, как о награде за добродетельную жизнь, которую получила другая, грешница.
--- Грамотное поэтичное стихотворение. Хорошая литературная работа, - вздохнул отец Говард. – Но…
--- Почему «но»?.. – удивленно взглянула на него Ванесса.
--- Твоя семья рухнула, а ты все еще думаешь, что не станешь платить. Все еще считаешь себя праведницей и поэтом. Но хвастовство всегда бывает в печаль. Признайся, ты ведь веселилась о творческом поражении Эрнестины и радовалась бы ее падению, если бы они с твоим мужем согрешили.
--- С чего бы это?
--- Потому что твои стихи проповедует только факт существования Господа, а работы Эрнестины свидетельствуют о том, что Христос есть Бог.
Ванесса ничего не ответила.
--- Признайся в этом хотя бы самой себе. Как горько ты будешь сожалеть о своем опустошении! И дай тебе Бог вынести покаяние! Я пытался тебя предупредить. Но ты все еще не слышишь. Я скажу прямо. Ты отреклась от семьи и занялась литературным творчеством и научными изысканиями, добилась почета и уважения… И муж нашел себе другую.
--- Но Вы сами говорили мне, что я достигла мастерства в своих занятиях! – с негодованием воскликнула Ванесса.
--- Я сказал не так. Это то, что ты хотела услышать. Я не случайно говорил тебе про запасной план, а у тебя за порог – сто дорог. Талант – это ответственность. И это не наше стяжание, а искра Божия, дар. Творец – это судьба, с которой зачастую приходится смиряться самому автору. Это – жизненное послушание. Крест, если хочешь. Плата огромна, чтобы не превознестись, не возомнить себя Богом, ибо только Бог свят. Мало научиться владеть живописью слова. Художник воссоздает мир, опираясь на духовные законы жизни. Каждый грех и каждая добродетель имеют свою логику, и, по Божьим заповедям, свои последствия, поэтому нужен жизненный опыт, опыт общения и анализа. Писатель создает характеры, наблюдая за другими людьми и за собой, а не пишет, утверждая собственное «я». Литературные законы для него – не цель, а изобразительные средства. Поэтому, если гений нарушит канон, это тот случай, когда патина на драгоценном металле дороже ювелирной огранки бижутерии. К сожалению, многие, чтобы сойти за гения, совсем пренебрегают художественностью.
--- Вы хотите сказать, что Эрнестина была гением?
--- Эрнестина понимала, что такое гениальность и стремилась к ней. Она мечтала о доброй славе, но все потеряла, кроме любви, и то несбывшейся, которую она считала безответной. Она дорого заплатила за свой талант, и за все, что ей открылось. А твое новое стихотворение, прости, – «плачевная песнь и останется для плача». Помнишь, как у Соломона: «если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презрением»?
--- Но ведь Эрнестина… Мой муж… Они предатели!
--- А ты?
--- Но ведь им же от этого хуже!
--- Лучше подумай над тем, что я тебе сказал. Многие люди молятся и постятся, но не спасаются, потому что превращают жизнь ближних в ад. Сколько жизней сломал твой язык? Вспомни, скольким людям ты подрезала крылья своей бескомпромиссной критикой, своей надменностью и высокоумием! Уста твои «мягче масла, но язык – меч обоюдоострый», слова твои «нежнее елея», но в сердце твоем вражда. Однако не стоит думать, что ты быстро смиришься со своим поражением. Не нужен был бы ад и все девять кругов его, если бы гордость не была тем демоном, который пьет человеческую кровь всю нашу жизнь. Но я благословляю тебя бороться за чистоту своей души. И этот узкий путь теперь лежит для тебя между смирением и прелестью самосвятства. Смотри, я тебя предупредил. Забудь о себе, растворись в служении Богу и ближнему. Займись обучением дочери, смирись перед мужем, прости его, роди ему еще детей.
Ванесса отвернулась, подавила прилив гордого негодования, смиренно опустила голову, попросила благословения и на дорогу. Отец Говард перекрестил ее.
Семейство Уотерс в этот день оставило позади родовой замок Олдингтонов, не желая возвращаться.
Свидетельство о публикации №226012702099