С кем заключен договор Переславская Рада 1654 г
Запорожские казаки вплоть до конца XV в. поставляли воинов в ханские войска. В слабеющей Орде они стали вести себя более независимо, чаще полагаясь на свои силы. Их участие в тех или иных совместных походах с ордынцами или без них диктовалось уже собственными интересами. Наступление на казачью вольность и ограничение их прав началось и в Речи Посполитой. Границы литовской Украины продвинулись далеко в степи; на казачьих землях Поднепровья начинает количественно преобладать украинское население из переселенцев. Бывшие ордынцы и их семьи стали вращаться в сфере украинской. Казаки вступали в браки с украинками, и в результате их славяно-татарский язык обратился в тот полтавский диалект, который Черноморцы [впоследствии] принесли с собою на Кубань (2). Что естественно, ведь детей воспитывали женщины.
Волна украинских переселенцев под защитой польско-литовского оружия теснила прежних хозяев степи. В ответ начинается настоящая казачье-польская война, которую возглавил Богдан Зиновий Хмельницкий (1595 - 1657), в свое время получивший от короля шляхетское достоинство. Его мусульманские предки перекочевали из Крымской орды к границам Великого княжества Литовского, то есть принадлежали к ордынским казакам, состоявшим при ханах.
Отец Хмельницкого был сотником реестровых казаков и занимал почетную и ответственную должность чигиринского подстаросты. Наличие же двойного имени – Богдан Зиновий – свидетельствует, что сам Богдан Хмельницкий был крещён в католической вере (3).
В юные годы Хмельницкий обучался в католических школах, знал латынь, владел польским, татарским и турецким языками. Весной 1620 г. он стоял во главе морского похода, когда было потоплено 12 турецких военных кораблей. Но в ноябре того же года, при разгроме польской армии под Цецрой в Молдавии, попал в плен к туркам где сумел приобрести дружбу в кругах турецко-татарской знати.
По возвращению из плена был выбран на должность войскового писаря Гетманщины, и не раз назначался командующим крупными воинскими силами. Стал известен при польском дворе, пользовался доверием у королевича Владислава, с которым совершал походы на московские владения.
Несмотря на доверие Владислава, ставшего после смерти Сигизмунда III королем Владиславом IV, в глазах польской аристократии Богдан Хмельницкий оставался бунтовщиком и вожаком казачьей «черни». И наступил момент, когда личные обиды взяли верх над его доброй волей и лояльностью по отношению к королю и польскому государству. Подстаторста Чаплинский со своими людьми в отсутствие Хмельницкого разграбил его слободу в Субботове, отобрав землю в пользу владений староства, ссылаясь на то, что козаку не полагается заселять слободы. Не найдя справедливости у короля, Богдан Хмельницкий по возвращении из Варшавы во всеуслышание заявил: «Еще казачья матка жива! Чаплинский не все забрал, шашка моя в моих руках». За что был арестован, а его жену опозорили и убили. К тому же гайдуки Чаплинского на рынке избили до полусмерти одного из сыновей Хмельницкого.
Освободившись из тюрьмы 7 декабря 1647 г., он ушёл на Низ, а оттуда в Крым – искать поддержки своим замыслам. Там нашел полное сочувствие и обещания помощи в войне с Речью Посполитой, чтобы изгнать поляков с земель, которые крымский хан считал своими. Началась казачье-польская война с переменными успехами и перерывами продолжавшаяся в течение шести лет (4).
Успехи армии Хмельницкого, состоявшей из казаков, татар и украинских повстанцев, поддержанной крымским ханом, оказались внушительными. Они нанесли решительное поражение полякам на Желтых водах, под Корсунем и Пилявцами. Польский король Ян Казимир, вступивший на престол после внезапно умершего короля Владислава, поспешил заключить мирный договор. 17 августа 1649 г. подписан Зборовский договор. Согласно ему, земли днепровских казаков вдоль рек Роси и Сулы приобретали статус федеративного сочлена польско-литовской Речи Посполитой с рядом ограничений для поляков, поселенных между казаками.
Вот некоторые статьи Зборовского договора:
1) король из уважения к хану объявляет полное прощение Хмельницкому и всем его бойцам, восстанавливает казачье войско в его прежней форме, количестве и вольностях; согласен забыть и оставить без последствий все, что произошло;
2) казачий гетман Хмельницкий попросит у польского короля прощение, склонившись на коленях у его ног;
3) он и в дальнейшем останется гетманом реестровых казаков, количество которых увеличивается до сорока тысяч; как таковой он будет зависеть только от короля, но, как польский шляхтич, обязан принести присягу на верность Речи Посполитой;
4) король получит реестр имен и прозвищ, указанных сорока тысяч казаков, какими в случае смерти Хмельницкого будет командовать один из их начальников;
5) гарнизон осажденного Збаража будет освобожден;
6) греческую религию можно будет исповедовать во всем королевстве и даже в Кракове, а уния с Римской церковью будет задержана;
7) киевским воеводою всегда будет магнат греческой веры;
8) киевский митрополит веры греческой получит право заседать в Сенате среди католических епископов и займет там девятое место;
9) казаки получат право гнать водку для собственного употребления, но не на продажу;
10) реестровые казаки будут получать сукно на одежду и по десять золотых на оружие;
11) шляхта, вернувшись в свои имения, не будет вправе привлекать к суду или преследовать подданных, требуя от них возмещения потерь;
12) шляхтичи католической и греческой веры, какие останутся при казачьем гетмане, не будут подвергаться каким-либо преследованиям; с них снимается всякая ответственность за то, что случилось во время последней войны (5).
С крымским ханом был заключен другой договор, согласно которому король обязался заплатить ему более 200 000 золотых в качестве контрибуции.
Вынужденно подписанный договор короля с казаками вызвал недовольство, как у польских аристократов, так и у белорусских, украинских крестьян, которых он практически не коснулся. К тому же польские паны, возвращаясь в свои владения, стали мстить холопам, ограбившим их имения. Появилась и масса недовольных договором казаков, которые не вошли в реестр. Недовольство у них вызывал и сам Хмельницкий, как сторонник польских порядков.
Богдан Хмельницкий знал о таких настроениях и понимал неизбежность новой войны с Речью Посполитой. Но понимал он и то, что в одиночку справится сильным государством ему не под силу, так как между Крымом и Речью Посполитой был также заключен мир и крымский хан, удовлетворенный полученной от поляков контрибуцией, становился плохим союзником.
Весной 1651 г., после того как польские аристократы отказались от выполнения условия Зборовского договора, боевые действия возобновились. Поляки двинули против казаков 50 000 войска, опустошая их земли. Потерявшие веру в успех казаки во множестве уходили на Низ, Донец и на Дон. Хмельницкому пришлось отказаться от многих условий Зборовского договора и подписать новый договор с поляками. После чего он начал переговоры о помощи с Москвой и Стамбулом.
Турецкий султан предлагал казакам свое подданство в обмен на помощь. В Москве же давать ответ не торопились. Лишь в июле 1654 г., когда узнали, что в ожидании присяги казаков султану у гетмана Хмельницкого находятся турецкие послы, там заторопились. Царь послал к нему стольника Ладыженского с грамотой, в которой сообщалось: «Мы позволили принять вас под свою руку, да не будет врагам Креста Христова в притчу и поношение, а ратные люди наши собираются (6).
В Москве созвали Земский собор из всех чинов и людей, которым объявили о приеме Войска Запорожского с городами и о неправдах польского короля Казимира. С согласия Собора в Чигирин отправили московских послов и войско. После чего в Переславле собралась Рада, и Богдан Хмельницкий объявил о принятии им подданства московского царя. Посланник Бутурлин вручил гетману знамя, булаву, ферязь, шапку из соболя. Казакам были обещаны их вольности, и число их определено в 60 000 человек (7).
Подписание Переславской Рады часто трактуется, как желание украинского народа войти в состав православной Руси или, наоборот, как предательство интересов украинского народа. Казаки если и упоминаются, то на каких-то вторых, третьих ролях, хотя на самом деле это был Договор между московским царем и гетманом запорожских казаков, а украинский народ в нем не особенно
и звучал: «…в сохранившихся трех документах ни разу не упоминаются, ни Украина, ни Малороссия, ни воевода Киевский, ни Киевская земля, ни иные названия земель, входящих в нынешний состав Украины. Везде фигурируют лишь гетман и Войско Запорожское, а о реестровых и малороссийских казаках нет ни слова!» 8).
Со времени Переславской Рады не сразу, но постепенно меняется жизнь казаков на Днепре. Еще не раз проявлялось стремление их к независимости, сопровождавшееся набегами на московские и польские земли, но чаще это была уже лишь борьба за привилегии или обычный грабеж с целью получения добычи. О том, как менялись запорожские казаки, казачья старшина и мировоззрение народа в составе Российской империи можно видеть в героях книг Николая Васильевича Гоголя. Если Тарас Бульба с сыновьями встретили бесшабашных, независимых, готовых воевать с кем угодно запорожцев Сичи времён Переславской Рады, то в произведении «В ночь перед Рождеством» читатель видит раболепствующих перед российской императрицей казачьх старшин. Возможно, писатель несколько исказил реальное поведение Станицы на приёме у императрицы Екатерины II (1729 - 1796), но общие тенденции, скорее всего, были таковыми, и Гоголь их передал: «…Запорожцы вдруг все пали на землю и закричали в один голос.
- Помилуй, мамо! помилуй!
Кузнец, не видя ничего, растянулся и сам со всем усердием на полу.
- Встаньте! – прозвучал над ними повелительный и вместе с тем приятный голос. Некоторые из придворных засуетились и толкали запорожцев.
- Не встанем, мамо! не встанем! умрём, а не встанем! – кричали запорожцы» (9).
За сто лет от времен Переславской Рады в составе Российской империи казаки утрачивают не только независмость, но и осознание своей силы.
Отрывок из книги С.С. Ахматнурова «Казаки Золотой Орды». М.: Алгоритм, 2017. - 288 с.
Ссылки:
1.Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С.195; 212.
2. Энциклопедия казачества / сост. Г.В. Губарев, ред. – изд. А.И. Скрылов; вступ. ст. О.О. Антропова. М.: Вече, 2015. С. 673 - 674.
3. Там же.
4. Энциклопедия казачества / сост. Г.В. Губарев, ред. – изд. А.И. Скрылов; вступ. ст. О.О. Антропова. М.: Вече, 2015. С. 673 - 678.
5. Там же. С. 673 – 674.
6. Гордеев А.А. История казачества. М.: Вече, 2014. С.216 – 217.
7.Там же. С.217.
8. Широкорад А.Б. Русские и украинцы. Братья по вере и крови. Сер.: Мы все россияне. М.: Вече, 2014. С.104 – 105.
9. Гоголь Н.В. В ночь перед Рождеством // Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. Сер.: Русская классическая литература. М.: Художественная литература, 1982. 430 с.
В качестве иллюстрации Богдан Хмельницкий. Автором картины называют голландского художника А. ванн Вестерфельда (фото из открытых источников)
Свидетельство о публикации №226012700481