42. Последняя треть 1565 года, Михаил Воротынский
После гибели Михаила Всеволодовича в Орде в 1246 году Черниговское княжество развалилось на части. Территории их в 14 веке поглотило Великое княжество Литовское. Дольше всех удалось продержаться северо-восточной Черниговщине. Она располагалась по обеим берегам верхней Оки до впадения в неё Угры и представляла собой мелкие княжества, дробившиеся на ещё более мелкие уделы. Какое-то время они тоже входили в состав державы Гедиминовичей-Ягеллонов на правах автономии, однако в конце 15 века некоторые князьки предпочли перейти на службу Москвы вместе со своими вотчинами.
Подобный путь осуществили Воротынские правители. При малолетстве Иоанна представитель фамилии пробовал переметнуться назад, отчего вместе с тремя сыновьями оказался в ссылке. Потом он был помилован и восстановлен в правах, а когда скончался, Воротынское удельное княжество поделили вышеупомянутые сыновья. Один из них являлся членом Ближней думы. Он умер в 1558 году, завещав свою часть вдове. Двое оставшихся братьев — Михаил и Александр — вступили с ней в спор. Иоанн отказался их поддерживать, а Уложение о княжеских вотчинах сильно ударило по Воротынским.
Михаил Иванович в праведном гневе даже нагрубил господарю, появились мысли о переходе на службу к польско-литовскому правителю. Тем не менее, братья продолжали оставаться под сюзеренитетом Москвы. Они успели пережить нападение крымчаков в 1562 году, а осенью попали в опалу. Александра заключили в Галиче, Михаила — в Белоозере.
Михаил томился у чёрта на куличках долгие три года. Лишь в конце 1565 года он был помилован благодаря ходатайству членов Боярской думы во главе с Бельским и Мстиславским.
-Благодари в этом своего брата Александра! - просветили Михаила бояре. - Его помиловали ещё в апреле 1563 года. Но из-за спора с князем Пронским он снова попал в опалу, принял постриг и скончался в Троице-Сергиевом монастыре. Защищать от атак крымчаков на воротынском отрезке стало некому и господарь решил вернуть тебе свободу и большую часть удела. Мы, конечно, этому сильно поспособствовали.
Привыкнуть к разделению общества на земщину и опричнину было тяжело. Иоанн подпустил и окружил себя не только худородными дворянами, но также иностранцами — переселёнными на Русь ливонскими немцами и прибывающими из северных морей англичанами. В Москве господарь предпочитал долго не задерживаться, то и дело покидая её под разными предлогами вместе со своим двором.
-Как сильно его облик изменился за три года моей ссылки! - поражался Михаил Иванович. - Все волосы на голове выпали, бородёнка стала жиденькой, лицо прорезали глубокие морщины, многие зубы повывалились, спина сгорбилась...
-То случилось не в три года, а в три месяца! - отвечали ему бояре. - В декабре 1564 года господарь отъезжал из столицы прежним молодцем, в феврале же 1565 года явился вот таким карлой.
Царь вернул Воротынскому Одоев с Новосилем, удержав некоторые земли в опричнине, зачислил князя в Боярскую думу земщины. Его главной воинской задачей являлась защита Русской земли от крымских набегов.
Свидетельство о публикации №226012801715