41. Лето 1565 года, Алексей Басманов

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

Представитель разветвлённого рода Плещеевых, которые служили московским правителям аж с первой половины 14 века, даже среди самых отчаянных молодцов выделялся личной храбростью и способностью решать поставленные задачи. Он не раз смотрел смерти в лицо, участвуя в сечах и идя на штурм. Алексеев отец носил прозвище Басман, с тех пор оно стало семейной фамилией.

Чин окольничего Алексей Данилович получил за храбрость при взятии Казани. Боярина ему пожаловали за заслуги в битве под Судбищами, когда после тяжёлого ранения Шереметева-Большого он смог собрать остатки войска, окопаться в лесном массиве и отбиться от во много раз превосходящих сил противника. Позже Басманов наместничал в Новгороде, а также принимал участие во взятиях Нарвы, Феллина и Полоцка.

При последнем нашествии Девлета осенью 1564 года оказавшийся неподалёку Алексей вместе со своим сыном организовал оборону Рязани. Несмотря на ветхие стены, Басмановым удалось предотвратить взятие города и перейти к преследованию крымчаков. Результатом стал захват пятисот татарских витязей во главе с их князем по имени Мамай. За очередные подвиги Иоанн расплатился с героями золотыми монетами.

Дополнительным подспорьем в возвышении Алексея Даниловича послужило дружеское расположение Иоанна к Басманову-младшему. Благодаря врождённому удальству Фёдор всегда умел поднять господарю настроение, затеять какую-нибудь веселуху. Но и серьёзные вопросы он тоже решал эффективно. Именно Фёдор Басманов убедил Евфросинью Старицкую уйти в монастырь.

-Как тебе это удалось, пострел? - спрашивал Алексей у сына.

-Поставив её перед выбором: либо она берёт всю вину за интриги против господаря на себя и отделывается постригом, либо её сына скорее всего признают главным злодеем и приговорят к казни.

-Умён, хитёр, сообразителен! - признавал Басманов-старший.

Впрочем, ему тоже было чему научить Фёдора.

-Не повторяй ошибок Адашева! - заклинал Алексей Данилович. - Не наступай на те же грабли! Господаря развлекай и дело разумей, но не перечь ему, не указывай на ошибки...

При отъезде Иоанна из Москвы Басмановы были в числе сопровождающих. Они скитались с ним по монастырям, они осели с ним в Александровской слободе, видели господаревы метания, находились в курсе царского завещания и знали: Иоанн хотел отречься в пользу старшего сына, но выделить младшему весомый удел в Суздальщине и Ярославщине. Алексей Данилович уже прикидывал, как ему лучше поступить, чтобы не потерять влияния, когда ситуация радикально поменялась и господарь вернул власть, упрочив свои позиции.

Об отречении теперь не могло быть и речи, а проект раздела страны между сыновьями видоизменился. «Младший удел» забирался Иоанном в личное пользование, бояре не имели права участвовать в его управлении и изгонялись из опричных территорий. Басманов с ещё несколькими доверенными лицами производил межевание земель и отбирал в господареву гвардию людей. Критериями отбора являлись личная преданность Иоанну, готовность порвать даже с родственниками и отсутствие в прошлом и в настоящем связей с боярскими кланами. За это опричникам раздавали земли и крестьян, изгнанных из вотчин вельмож. Поскольку все они происходили из сословия детей боярских или дворовых, то в обычной ситуации не могли мечтать о подобных пожалованиях. Резким возвышением господарь покупал безграничную преданность этих людей.


Рецензии