40. Зима 1564 65-весна 1565 гг. , Сигизмунд II Авг

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

Осенняя военная компания его литвинских подданных завершилась по сути ничем. Прорыва не случилось, иоанновы воеводы удержали Полоцк и остальные ключевые крепости за Московией. Науськанный Сигизмундом Девлет ограничился разорением рязанских местечек.

-А ведь сколько денег потрачено на то, чтобы Гирей поддержал нас с юга! - возмущался Ягеллон.

Несмотря на нулевой эффект, последние сшибки воодушевили литвин. Желанная уния с Польшей, похоже, снова откладывалась. Сигизмунд уже махнул на всё рукой и превратился в пассивного наблюдателя, хотя симпатии его принадлежали полякам. Его не интересовали отныне ни усиление позиций литовского дворянства, ни конфликты со Швецией и Данией из-за Ливонии. Апатию Сигизмунда поколебали лишь странные (если не сказать — удивительные) события в Московии.

Фактически Иоанн сбежал из столицы с семьёй и казной в Александровскую слободу. Оттуда он написал, что оставляет трон из-за козней вельмож и духовенства, к простому же люду гнева не имеет. Собравшийся на площадях народ обрушил свою ярость на вышеупомянутых виновников, требуя от элиты вернуть царя. В Александровскую слободу срочно выехала делегация во главе с новгородским архиепископом Пименом. Митрополит остался в Москве ради недопущения окончательного хаоса.

-Иоанн объявил делегации, что вернётся на престол лишь в том случае, если у него будет полное право казнить изменников и отторгать их имущество без ограничений со стороны бояр и Церкви.

-И делегация согласилась на это? - изумился польско-литовский правитель.

-Весь народ согласился на это. После торжественного выезда в столицу по приказу Иоанна были казнены глава клана Шуйских Александр Горбатый-Суздальский с сыном и некоторыми родичами, а также другие вельможи. Иным повезло больше, они попали в опалу и отправлены в ссылку. Далее вообще начались странности. Иоанн вроде как делит своё господарство на две части. Одну он назвал Земщиной. Ею должна управлять Боярская дума во главе с Бельским и Мстиславским. А вторая часть называется Опричниной, то есть — остатком. Там московский правитель станет властвовать самодержавно, без бояр. Сейчас у них идёт размежевание. Иоанн отторгает у старой знати их родовые вотчины во Владимиро-Суздальской земле. Взамен выдаёт владения в других местах, стремясь отдалить их друг от друга. Кроме того он формирует личный отряд в тысячу человек и строит себе в столице новый замок.

Сигизмунд не вполне понимал все эти сложности с разделением Московии на две зоны (да и никто из его окружения не понимал), но он ясно видел, что Иоанн внезапным трюком нейтрализовал великовельможную оппозицию, стремившуюся если не свергнуть его, то уж во всяком случае максимально ограничить в монарших правах.

Свершение соседа пробудили в Сигизмунде желание активно действовать. Обстоятельства вдруг заговорили в пользу долгожданной унии, несмотря на активное сопротивление высшей литовской аристократии. Поляки выразили согласие выделить средства для продолжения войны с Московией, а дворянство Великого княжества, заинтересованное в объединении, активно отодвигало магнатерию от управления делами. Чёрный Радзивилл в последнее время очень болел и в конце мая скончался. Пора было брать инициативу на себя и вести дела в нужном направлении.


Рецензии