Победила дружба?..

В эти новогодние праздники стала свидетелем такой ситуации.

В первом классе хорошей общеобразовательной школы (кстати, с кадетскими классами) проводили праздничный «Огонёк». Всё было хорошо организовано - интересно, вкусно, весело. Был и концерт, и эстафета, игры.

Дошло дело до шутливых конкурсов. Самый простой и всем известный с детства — стоят стульчики, вокруг них ходят дети. По сигналу водящего все бросаются занимать места. Стульев, понятно, на один меньше, чем играющих. Кому не достался стул, выбывает из игры. И убирают один стул. И так, пока не останется один стульчик и двое играющих.

Меня поразило, до какой степени неловки и неуклюжи теперешние первоклашки. Из полутора десятков играющих только трое-четверо ловкие, быстрые, гибкие, осознанные пусть даже в таком пустяковом развлечении, с живой реакцией. Остальные топали, кричали, хватались за спинки стульев, один уронили, толкались, бестолково метались около свободных мест, выбирая, на какое плюхнуться. Один мальчик начал с криком стаскивать за руку другого со стула, на который, видимо, сам хотел сесть, хотя рядом был свободный. Но в пылу восстановления справедливости он и его упустил.

Победила девочка.  Красивая, нарядная, милая девочка — ловкая, спортивная, с отличной реакцией, игравшая с удовольствием и по всем правилам.

Объявили второй конкурс — родной брат первого, только вместо стульев на пол положили гору мягких игрушек. Принять участие приглашали всех желающих, но многие предпочитали сидеть за столом со сладостями и копаться в телефоне. Поэтому команда играющих состояла по большей части из тех, кто в предыдущем конкурсе делил стулья.

Выбывали участники, уменьшалась гора игрушек. Вот уже четыре игрока, три… Родители и одноклассники азартно подбадривали выходящих в финал.
И вот осталось двое — та самая девочка и мальчик. Высокий, симпатичный мальчик в костюме мушкетёра. Правда, плащ с крестом, шпагу и большую шляпу он снял и положил на стул, чтобы не мешались. К концу игры он заметно нервничал, был напряжённым, раньше времени наклонялся и хватал игрушки,  топтался, стоя к ним лицом, а не ходил по кругу, как другие, следуя правилам. Это вносило в игру сумятицу и раздражало остальных участников.

Наконец, они остались вдвоём. Девочка была спокойна и собранна, она с улыбкой ходила  лёгким шагом вокруг последней игрушки, не сводя с неё глаз, и готова была к решающему броску.

Мальчик был на взводе, он уже подвывал, у него набухли слезами глаза, покраснел нос и кривились губы. Он грубо топал, норовил перешагнуть через игрушку, чтобы она оказалась между его ногами, и уже заранее согнулся чуть не пополам. Классная руководительница, проводившая конкурс, что-то ему говорила, даже брала за руку, направляя по кругу. Болельщики хлопали в ладоши, выкрикивая имена финалистов. Папа девочки сочным густым голосом громко  скандировал её имя.

И вот водящая хлопает в ладоши, девочка быстро присаживается на корточки (она же в платье!),  молниеносно хватает последнюю игрушку и высоко поднимает вверх. Чистая победа! Мальчик не успел к ней даже прикоснуться.

Учительница берёт девочку за руку, но тут мальчик начинает реветь, и она, поколебавшись секунду, берёт его руку тоже, поднимает обе вверх и торжественно объявляет:
- Победила дружба!

На лице девочки недоумение. Почему у неё отняли победу? Почему мальчик плачет при всех из-за такого пустяка? Это же игра!

Опережая возможные предположения читателей, поясняю: мальчик не относится к категории «особенных», которым по умолчанию все должны. Нормальный здоровый ребёнок, хорошо учится и в этой игре смог дойти до финала.

На минуту воцаряется тишина. Мальчик, успокоившись, вытирает ладошкой глаза и тянется к игрушке. Она же теперь общая!

Но тут раздаются возмущённые голоса родителей и ребят. Все видели, что девочка выиграла честно и по всем правилам. Почему такая несправедливость? Одноклассники топают ногами. А если бы кто-то из них участвовал и выиграл? И у него бы отняли его победу? Какой смысл тогда соревноваться?

Родители шумят. Одни возмущаются: раз даже в таком пустяковом деле, на глазах у всех допускают нечестность,  попирают справедливость, не думая о чувствах ребёнка (девочки), то чего ожидать в дальнейшем, в более серьёзных вопросах?
Другие одобряют решение учительницы: действительно, не все одинаково ловкие, вот их ребёнок тоже не смог выиграть, так что, значит, он хуже этой девочки?

Классный руководитель оказывается в трудном положении. Ей не нужен конфликт. Ей нужно, чтобы и волки сыты, и овцы целы. И нашим, и вашим… Чтобы все были довольны. И она быстро принимает решение, поддерживаемое определённой частью родителей и детей:
- В этом туре победила дружба! Но я назначаю второй тур, так сказать, пенальти. Контрольный.
Она снова кладёт игрушку на пол.
- Приготовились! По моему сигналу. И-и-и!..

Девочка, в чьих глазах теперь настороженность и недоверие, и приободрившийся мальчик снова идут по кругу, учительница хлопает в ладоши, и девочка торжествующе вскидывает вверх руку с игрушкой. Мальчик с рёвом бросается к маме и бабушке. Те торопливо его утешают, собирают и уводят домой.
- Да уж, устроили праздник! Довели ребёнка!..

Кто-то из сочувствующих говорит:
- Конечно, он расстроенный был, плакал даже. Как в таком состоянии можно выиграть?
- А девочка не была расстроена? У неё отняли победу и заставили доказывать, что она её не украла. И она доказала! А парень получил за свои слёзы второй шанс и всё равно не смог им воспользоваться. А девчонка молодец, выиграла вчистую!

Что же получается? Учительница, дабы не расстраивался мальчик (будущий кадет, мужчина, защитник Родины, отец своих детей), готова на глазах у всех отобрать честную победу у девочки.

Чего она этим хотела добиться? Чтобы мальчик перестал плакать, и плевать на чувства девочки?

А чего добилась? Что у девочки и у многих её одноклассников зародилось недоверие к ней, которое может проецироваться на других учителей и взрослых. И у родителей могут появиться сомнения в её профессиональной компетенции и справедливости.

Стоит это всё слёз мальчика, для которого в его семь-восемь лет нормально реветь при всём честном народе из-за того, что кто-то оказался ловчее?

Я вот помню первый звоночек, прозвеневший для меня в этом плане и внушивший тревогу, что всё станет ещё хуже. И ведь сбылось. Да в таком изощрённом виде, что мы себе и представить не могли.

Я тогда училась классе в третьем, у нас был какой-то спортивный праздник. Проводилась сложная, многоэтапная эстафета. Наш класс выиграл. Никто, понятно, не плакал, но непонятно почему объявили, что победила дружба. Нашему возмущению не было предела. Победа наша была чистой и никаких сомнений вызвать не могла.

Родителей в качестве поддержки, понятно, тоже не было. Мы, боевые и смелые, остро реагировали на несправедливость. Окружили взрослых, проводящих мероприятие, и требовали признать нашу победу и официально об этом объявить. Сейчас уже не помню, как нам это пытались объяснить, но мы не сдвинулись с места, пока не добились своего. И не слезами, а уверенностью в своей правоте и решимостью её отстаивать.

И очень хорошо помню, что именно тогда во мне поселилось тягостное чувство недоверия и опаски, что кто-то сможет гнуть справедливость в нужную ему сторону. Опасения оправдались с лихвой: здоровые априори виноваты перед больными, нормальные обязаны терпеть психов, сильные и развитые должны подстраиваться под слабых и отстающих, умным скоро запретят думать, чтобы не оскорблять дураков, а здоровым ещё и заниматься сексом, чтобы не обижать импотентов.

И, кстати, я знаю мальчика, который в этом же возрасте в подобной ситуации, оставшись вдвоём с девочкой и одним стулом, не стал дальше играть, а взял девочку за руку, поднял её и громко сказал:
- Она победила! - и ушёл под гром аплодисментов.
Когда я его спросила, почему он так сделал, ответил:
- Что я, с девчонкой буду соревноваться? Со стула её задом спихивать?
Правда, это было тридцать лет назад.

Но я вспоминаю, что и в моём детстве, и в детстве моих детей мальчишке семи-восьми лет было позором плакать по такому поводу. При пацанах! При девчонках! Да ещё при той, которой проиграл. Понятно, что они ещё дети, но проигрывать с достоинством нужно учить с детства. И вообще, вести себя с достоинством в разных ситуациях, сообразно своему возрасту. Но, видимо,  сейчас другие понятия о достоинстве и установки в воспитании.

Для многих это мелочь, пустяк, незначительный эпизод. Но и в капле воды отражается океан. Проблем.

А вы замечаете, что в некоторых маленьких мальчиках с ранних лет уже виден будущий мужчина? Как вы думаете, от чего это зависит? От природы или от воспитания?

                28.01.2026


Рецензии