Последний...

    

   Это слово я повторю здесь не раз и не два. Так случилось, что это был последний день охоты в 2013 году. Сезон закрывался. В общем прошёл он для меня нормально, погода позволяла, снежок выпадал, можно было тропить зайцев, но выпадал в меру, без жестоких вьюг, без непролазных сугробов. Морозец был, но тоже в меру. И в тот день тоже было с утра градуса три-четыре, а к обеду даже перешло на небольшой плюс, но не до потоков воды, а просто снег чуть обмяк, мне это было удобно, хорошо отпечатывался снег. Был лёгкий ветерок.
    Это было закрытие сезона, причём как потом оказалось, последнего охотничьего сезона на Саратовской земле. Я до сих пор не могу объяснить, почему я с тех пор не езжу на охоту.
    Завязал.  Чучел было уже много, особенно куропаток. Подумал: «Ну ради чего убивать? Кусок мяса я и так куплю, ещё дешевле обойдётся. Буду просто ездить в лес, на речку... Увижу дичь, схвачу палку, прошепчу: «Пх, пх...»  как будто выстрелил...»
     А ещё при выделке чучел кислотой пожёг руки,
а ещё стали мудрить с ценами на путёвки, с охотничьими взносами,
а ещё пытались угнать охотничью «2101» «Копейку», секрет не разгадали, завести не смогли, но повредили...
А ещё наверно здоровье постучало по голове... В общем стечение обстоятельств...
    Завязал... Сам себя уговариваю. А чего мне это стоило? Морально...
   Но вернёмся к охоте в тот день.
    Поехал я тогда недалеко от Саратова. Это была территория бывшей Дубковской птицефабрики. Огромный комплекс, который строили в  восьмидесятые.  Несколько десятков зданий сборных железобетонных птичников размером 120 х 12 метров, всякие подсобные, вспомогательные, перерабатывающие цеха, очистные сооружения, склады и зернохранилища.
   Мне потом по строительным делам приходилось ездить по некоторым другим птицефабрикам, могу смело сказать, что они были лишь жалким подобием этой. Этакими мышатами в сравнении с матёрым котом.
   Но судьба этой оказалась перечёркнутой именно «лихими» девяностыми. Потекли рекой к нам «ножки Буша» и прочая зарубежная дрянь, и кому-то из «больших пацанов» пришла мысль, что лучше мы купим за границей, чем своё будем производить... А может зто было не ошибочно , а умышленно, чтобы развалить производство в стране.
   Так угробили многие сельхозпредприятия, так пошли под «нож» приборостроение, оборонные заводы, машиностроительные и даже авиационные заводы. « ...До основания разрушим, а потом...» , а потом почти тридцать лет пытаемся построить новое, да всё никак...

   Но вернёмся к охоте... Территория фабрики превратилась в огромный пустырь. Что можно было распродать и украсть, новые хозяева так и сделали, а остальное забросили.
   А для охоты это было идеальное место. Там в зарослях бурьяна водились куропатки, было много зайцев, лис... Взять их было непросто, но я приноровился и редко оттуда приезжал без добычи.
    Уж пару  куропаток почти всегда привозил.  В этот раз мне хотелось под занавес сезона всё-таки привезти зайца. Сделав круг по территории, я приметил несколько свежих следов, особенно привлёк один. Шел уже спокойно, внутрь контура, как мне показалось на лёжку. Я пошел по нему, внимательно примечая окрестности, старательно обходя след чтобы не затоптать, как потом оказалось не зря.
    Первую лежку нашёл в остатках от здания птичника, стены и крыша.... Заяц не долго мудрил и лёг под крышей. Но рядом с оконным проёмом, (а окна низкие, сантиметров сорок от пола.)  Через эти проёмы внутрь намело немного снега и я без труда нашёл и лёжку и выходной след, а вот самого зайца даже не видел, так шустро он юркнул в окно. Взял я опять теперь уже свежий след и пошёл тропить. Всё как по классике, он метров через триста вышел на свой старый след и начал водить меня по бурьяном и кустам. В какой то момент я приметил куропаток и подумал: « А надо зайцу дать успокоиться и побыстрее лечь, да поплотнее, а я пока займусь куропатками...»  Прикинул где можно подобраться к ним поближе, снял лыжи и пошёл в обход зарослей.

 Но и куропатки не сидели, они тоже быстро передвигаются, когда я стал уже подходить к месту где их видел, то оказалось они меня опередили и ушли. Встретились мы в неподходящем для меня месте, причём они меня срисовали первыми, поднялись и через метров двадцать резко свернули за кусты и скрылись. Я успел выстрелить разок и сбил одну куропатку, причём чисто. Я очень не люблю когда делаю подранков, долго искать, гоняться, иногда вообще не находишь...  Переживаешь, что зря пропадёт...  Я даже промаху радуюсь больше чем подранку... даже весёлость какая-то наступает: «Эххх, ну ты б...лин мазила! Надо ж так прос...пать... Чуть не на мушке сидела...»  Матерился сам на себя, но настроение было лучше чем от подранка.
   Забрал первую добычу и пошёл сначала в поисках стаи, но поскольку их полёта не видел, то безуспешно, у них 360 градусов выбор, куда скрыться. Время немного прошло и я вернулся на заячий след. Лишний раз убедился, что затаптывать след нельзя, он шел по старому и я без труда разбирал все его двойки и скидки.
   Тогда ещё и память была хорошей, я запомнил, что было везде всё в инее, а тут появилось место со сбитым инеем, я туда и не зря. Заяц попетлял и резко спрыгнул в сторону, но кустик зацепил и отряхнул... Ага... За ним.   А он в итоге опять в тот же птичник, но с другой стороны.  И опять меня провёл, обдурил. Опять ушёл без выстрела. И я опять пошел нарезать круги. Чаще встречал куропаток, но они взлетали до того как их замечу. Конечно стрелял, часто дуплетом... И мазал, мазал и мазал... Перезаряжать было некогда, поэтому улетала «единичка» предназначенная зайцу. Потом перезаряжал на «четверку», засекал, куда садилась стая, подкрадывался и ещё стрелял. В общем охота шла полным ходом...  Через некоторое время опять возвращался к заячьему следу. Он опять кружил по старым следам и опять возвращался в тот же птичник.  И опять там же меня оставлял «с носом», уходил незаметно. Один раз я пробовал его ждать в птичнике, но он где-то временно пережидал. Я не выдерживал, шёл опять по следу, сгонял его с новой лёжки и в очередной раз нарезал одни и те же круги, через птичник. Дело к обеду, чуть потеплело, снег отмяк и мне чётко было видно каждый новый след... А ещё мне в помощь стал срываться снежок. теперь старый и новый след вообще было легко различить.
     Почти на каждом кругу мне попадались куропатки и я не задумываясь палил по ним... Естественно навскидку и к сожалению мимо.  «Эххх! Мазила ты Вова... Ха-ха-ха...»  И ещё пара патронов, а то и четыре превращались в пустые гильзы...
   В этот раз мы с зайцем оказались на редкость упрямыми. Я не бросал его в надежде наконец то вытропить, а он не покидал свои излюбленные места и нарезал знакомые круги.
     Только иногда он делал скидку и после небольшой петли снова выходил на старый след... Я уже запомнил и изучил все следы которые пересекали, все приметные места, все окрестности. Это мне иногда помогало. В какой-то момент я засёк следы куропаток... Стоп! А ведь это уже свежие, в тот раз не было... Я напружинился, и крадучись пошёл по этим следам. И не зря... Буквально через полсотни метров прямо передо мной с оглушительным шумом и треском  поднялась стая.  Я спокойно отпустил их немного... Бах! Бах! Дуплет рванул воздух. Удачный дуплет. После каждого выстрела из стаи на ослепительно белый снег вывалилось по куропатке. они остались на месте и я смог ещё проследить за полётом стаи и засёк место приземления. «Ну наконец то ты Вовик приноровился стрелять по куропаткам, хоть в последний день  сезона.»
   Быстро перезарядился, подобрал сбитых куропаток  и рванул к месту посадки стаи.  Пять минут и я уже возле большой куртины рыжей травы в которую они по моим предположениям сели... Крадусь, пригнулся, ружьё наготове... Опять треск крыльев, взлёт... Бах! Бах! Дуплет такой же, а результат скромнее – одна. Ну и это не плохо!  А всё же сам себе грызнул: «Эххх! Шляпа! Мог и получше...»

 И тут же бросился перезаряжать ружьё. Оп! Стоп! Что такое? Один патрон с «единичкой» а остальные пустые гильзы. Остановился, перепроверил... Точно один патрон остался... Последний! Весь патронташ улетел. Вот здорово, вот пострелял!  «Ну и балбес же ты Вовик, ну как так можно? Ну почему не отложил в карман как энзэ?»

   Последний! А если всё таки подниму зайца? Ну дела-а-а... Я уже нехотя поплёлся туда где оставил след... Надежда ещё была, но уже призрачная...
    И тут сработал тот самый закон подлости... Когда подходил к своим «кругам», заметил новую скидку моего зайца, и он явно не спеша шёл на лёжку. Ну так мне показалось, так мне хотелось...
    Промелькнула мысль: «А ведь это последний удачный дуплет в этом сезоне,  последние куропатки... Да... А как же заяц? Патрон то один.»
    Меж тем заяц не таясь прошёл по дороге, густо обросшей травой и свернул на открытую поляну. След его поворота я увидел издали, не спеша подошёл к этому месту... Из-за зарослей бурьяна открылась огромная поляна поросшая невысокой травой... И тут я увидел зайца. Он метрах в двухстах не торопясь проскакал по травке спрыгнул в небольшую канавку и стал «парковаться.» Мне было видно только шерсть на спине и уши. Видно как полетела трава, похоже он себе копнул что-то вроде углубления для лёжки и уши исчезли... Он лёг прямо на моих глазах. Такое я видел первый раз в жизни, и как теперь понимаю, что последний.
   Такое я видел первый раз за сорок лет охоты. Двести метров... Всего лишь двести метров пройти и вот он заяц на лёжке... Причём на открытом месте, как в тире.  Но их надо пройти тихо, незаметно, не хрустеть снегом, не шуршать травой...  Первое, что подумал, это выждать время, дать успокоиться, может даже задремать ему, но когда взглянул на часы, понял — некогда. зимний день подходил к концу, самые короткие дни, темнеет рано. У меня оставалось минут двадцать, ну от силы полчаса. Было пасмурно и надеяться на светлый вечер было глупо. Я вприсядку откатился опять за кусты и заросли, снял лыжи, и всё таки решил хоть минут десять выждать. Вспомнил про чай, съел какие-то куски, что брал с собой, до этого и не вспоминал про обед, некогда...  Ну всё пора! А в голове крутится: «Один патрон! Последний! Не ошибись!»   Сначала подумал, что может ползком эти двести метров, по пластунски... Но нет! Так будет больше шума, трава хоть и не высокая, а выше снега, обязательно зацеплю, зашуршит, а если поднимется, то мне ещё время на то чтобы встать на ноги и изготовиться...
    Нет! Пойду так. Медленно и очень тихо. Он в канавке, сразу не увидит... Двести метров! Даже точнее сто семьдесят, близко тоже не стоит стрелять.  Убрал в сторону лыжи, повесил рюкзак на куст и тронулся, несколько раз бросал взгляд на курок. Взведён! В левом стволе. Первый спусковой крючок.
    Шёл очень очень осторожно и медленно, не ошибиться, не наступить на траву, не хрустнуть снегом. Сердце бешено колотится, кажется его слышно на всю округу. Стараюсь не дышать открытым ртом, кажется что так стук сердца ещё сильнее слышно... Первые десять метров, двадцать... И торопиться опасно, и время тянуть нельзя, вечереет, потом быстро накроет темнота. Шаг за шагом и вот уже полпути позади.
   Ещё немного! Ещё чуть-чуть! Не ошибиться! Один патрон!
   Прошёл ещё с полсотни метров... Вот вот, где-то рядом... Ещё десять метров... А сердце молотит как кувалдой... После каждого шага остановка, пауза. Ещё шаг, другой...
    Оп! Уши из травы! Вот он! Пошёл! Б-бах-ххх!  В вечерней тишине выстрел прозвучал особенно басовито и раскатисто и ещё эхо его повторило... Это был последний выстрел. Это был последний промах.
   Заяц  благополучно ушел. Ушел прямо, без дёрганья и петляния. Стреляй как в тире. Но нечем!  Я подбежал посмотреть как лёг заряд, не ранил ли, может пройдёт сто метров с свалится... Нет! Сноп дроби лёг очень кучно, чуть правее и явно ниже. Ушёл МОЙ заяц, ушёл целёхоньким.  Ну и ладно! На следующий год у меня в запасе есть заяц!!!
   Как же хорошо я его тропил, разбирал и замечал каждый его хитрый шаг, каждую скидку... Ну за сорок лет охоты научился распутывать следы... А всё таки так ошибся... Значит мало опыта, ещё сорок надо, что ли?   
   Это был 2013 год. Прошло уже тринадцать лет  Я больше не ездил на охоту. Как оказалось это была последняя охота, в этот день был последний удачный дуплет по куропаткам, в последний раз я тропил зайца, дострелялся до последнего патрона. И в последнего зайца промазал... «Ну и мазила же ты, Вовик!...»
    А чучела то куропаток до сих пор целые... храню...

   А теперь свербит... Эххх!..    Сгонять бы на охоту!!!

    2026 год.


Рецензии