Предчувствие будущего
ПРЕДЧУВСТВИЕ БУДУЩЕГО
22 декабря 1941 года пришел приказ #196 по 220 стрелковой дивизии. По этому приказу 673 стрелковый полк должен был наступать через деревню Горицы, в сторону Подсосенья и Берново, потом форсировать речку Тьму и занять Павловское. Долгие, тщетные попытки выбить немцев с высоты 228 и из Курово-Покровского не увенчались успехом. Полк, согласно приказу, двинулся западнее, в обход. Немцы, испугавшись окружения, побросали технику, боеприпасы отступили южнее.
673 стрелковый полк стремительно продвигался к деревне Павловское.
Два бойца, заместитель политрука Константин и красноармеец Сергей, были направлены вслед за отступающими немцами, чтобы убедиться в их намерениях. В минуту затишья Констанин и Сергей двигались в сторону дороги Щелкачево-Берново-Подсосенье.
- Дядя Костя, что думаешь, погибнем или нет? Вот надо же было в такую даль нас закинуть, из Сибири да в Калининскую область.
- Далековато, Сергун, далековато. Ну, да что тут поделать, пути Господни неисповедимы. Есть ощущение, что погибнем, подо Ржев пробиваемся, ни куда-нибудь, а там жарко, очень, братишка, жарко, хоть и зима.
- Боязно как-то, дядя Костя.
- Боязно, но не за себя воюем, за будущее.
- Вот Воропуни прошли, а теперь Берново какое-то. Одно название смешнее другого. Дядя Костя, ты ж вроде бы учительствовал, когда-то, может знаешь, что это за Берново?
- Да, было дело, это ещё в Санкт-Петербургской губернии.
- Так ты что, не из Красноярского?
- Нет, сам должен знать как у нас в Сибирь-то попадают, взрослый уже!(улыбается)
Они двигались по дороге Воропуни-Берново, которая проходила мимо заброшенного усадебного парка и имела в этом месте большой уклон. Вдалеке, справа виднелась старинная церковь, изрядно потрепаная.
- Дядя Костя, так что про это Берново знаешь?
- Да, Пушкин тут бывал, а вот в этой усадьбе Анна Керн воспитывалась, может помнишь, "Я помню чудное мгновенье..."?
- Что-то помню такое, да. А теперь вот мы тут воюем. За Пушкина воюем!
- Нет, Сергун, не за Пушкина, хотя за него тоже стоит. За себя воюем!
- Что значит "за себя"? Что мы знать-то можем, неизвестно, что через полчаса будет. Может ляжем все у этого Павловского.
- А то и значит, что мы-то точно ляжем, но у меня, к примеру, сын уже есть, там, в Сибири, 16 лет ему, не маленький, да и далеко, может выживет. Так что даже если убьют меня, совсем я не умру. Такая, братец, философия.
- Ну так какой нам-то смысл за это село воевать, кровь свою проливать, наши дома и родственники далеко?
- Не скажи, Сергун, смысл есть всегда. Вот к примеру это Берново. Отвоюем мы его, пройдёт лет 60, а может 65 и приедет в это село мой правнук. Ну, и будут его звать Геной или Костей. У нас в роду всех мужчин так называют. Ну или, скажем, на крайний случай, как тебя - Серёгой.(смеется). А приедет он в это Берново за своей невестой, которая тут вот родится. И будут звать её как жену мою, красивым, русским именем - Екатерина. Поженятся они и родят сыновей. Будут эти, мои праправнуки, вот по этой, конкретно дороге бегать, конфеты трескать, да на велике кататья. А в этой церкви первое причастие у них будет.
- Так она ж закрыта!
- К тому времени откроют, верь.
- Ну, ты, дядя Костя, и загнул! Как же можно такое предугадать. Через 65 лет мир другим будет, да и нас может забудут уже.
- А это неважно, Сергун! Главное это село отвоевать у врага, иначе того, что я описал точно не будет. Да и думаю я, что перед смертью интуиция обостряется. Вот так вот, Сергун!
Вдали, за рекой Тьмой зазвучали выстрелы и минометные залпы, 673 стрелковый начал наступление на деревню Павловское. Берново, Подсосенье и Павловское отбили, полк двинулся в сторону Ржева, где вступил в жесточайшие бои с фашистами. Из нескольких тысяч стрелков через месяц осталось несколько десятков. Дядя Костя и Сергун погибли и были похоронены подо Ржевом в братской могиле, которую назвали потом "Курган". Полк несколько месяцев кружил по области, переформировывался, пополнялся, истощался и снова пополнялся, продолжил свой боевой путь, вплоть до окончания войны, которое встретил в Польше. Но это уже была совсем другая история.
Прошли годы, мир перевернулся несколько раз, но через 65 лет после короткого разговора в 41ом, в 2006 году в Берново из Санкт-Петербурга приехал Сергей Константинович. А еще через 6 лет, 9 мая, девушка с красивым, русским именем Екатерина, родила ему двоих сыновей, которые позже приняли первое причастие в Берновской Успенской Церкви.
Свидетельство о публикации №226012901646