Памяти Иосифа Бродского
Из множества музеев в Санкт-Петербурге, мне удалось в июльские жаркие дни вновь посетить Фонтанный Дом, бывший дворец графа Шереметева. 24 июня 1989 года в его южном флигеле открыт Музей Анны Ахматовой к 100-летию со дня её рождения. В этом доме она жила с 1924 по 1952 годы.
Вход в знаменитый двор с Литейного проспекта, в арку, на стене большой портрет Анны Андреевны. Посетители сначала рассматривали инсталляции на стене, а потом уже заходили в дом на экскурсию по комнатам. За пианино, установленном прямо во дворе, приятная молодая девушка. Её подруга сидела рядом и тихо пела. Приятный голосок. Свою долю аплодисментов девчонки получили.
На третьем этаже в это день открыта экспозиция «Иосиф Бродский. Натюрморт».
Поднимаюсь, а навстречу две женщины. Слышу: «Накидали вещи как попало, стулья, книги, столы, мне не понравилась выставка». О! Какое ошибочное мнение!
Архив любого человека – это, что называется, двойное дно. Простые обыкновенные вещи могут рассказать о мыслях человека, чувствах, поступках, любви к окружающему миру и отдельному человеку, о соотношении в его душе добра и зла.
Да, вещи, картины, фото, подсвечники, китайские безделушки, которые привёз отец Бродского из Манчжурии, где он служил после войны до 1947 года, сухоцвет в вазе расположены без хронологии и привязки к месту, в каком-то смысле – это хаос воспоминаний. Но это не мёртвые вещи, они напрямую связаны с историей жизни поэта, с его поэзий.
Стихотворение «Натюрморт» служит ключом к пониманию экспозиции. Оно имеет глубокий философский смысл. На основе личных впечатлений Бродский в 1971 году, после тяжёлой болезни, описывает искренние переживания человека, связанные с его переходом в разряд «неживой природы», сравнивает людей и вещи.
Вещи и люди нас
окружают. И те,
и эти терзают глаз.
Лучше жить в темноте.
-------------------------
Преподнося сюрприз
суммой своих углов
вещь выпадает из
миропорядка слов.
---------------------------
Вещи приятней. В них
нет ни зла, ни добра
внешне. А если вник
в них – и внутри нутра.
----------------------------
Внутри у предметов – пыль.
Прах.
Всё когда-то превратится в прах. Сегодня поэта нет на белом свете, но экспонаты рассказывают о нём! Все вещи в экспозиции – подлинники из разных квартир Бродского, большую коллекцию вещей передала в дар его жена Мария Соццани-Бродская из американских квартир по адресам Мортон стритт, 44 и Пьерпойнт стритт, 22 в Нью-Йорке, из квартиры на Литейном, 24, где Бродский жил с родителями. Из квартиры Михаила Барышникова, с которым поэт дружил, приехал стол. Нагромождение вещей, как во время переезда, но какая от них энергетика!
В 1960 году молодой Бродский познакомился с Анной Ахматовой, поэтом серебряного века. Они не раз встречались с Иосифом. В августе 1961 года в Комарове Евгений Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, во время поездки в Псков он познакомился с Надеждой Мандельштам, а в 1963 году у Ахматовой – с Лидией Чуковской. Анна Ахматова, одна из великих поэтов серебряного века, поощряла творчество и наставляла молодого Бродского, выступила в его защиту, когда поэта судили и выслали из города. Это было влияние, прежде всего, человеческое. В 1962 году в Ленинграде Анна Ахматова познакомила его с художницей Мариной Басмановой, которая рисовала портрет Ахматовой. У Иосифа и Марины родился сын Андрей, с которым Бродский после отъезда не виделся очень продолжительное время. Много стихов посвятил Иосиф Бродский Анне Ахматовой и Марине.
Нет, сам Бродский никогда не был в Фонтанном Доме, да он и не возвращался в Россию после отъезда. Большая часть его произведений была издана за пределами Советского Союза и до 1987 года распространялась самиздатом. Книги из ленинградской библиотеки Иосифа Бродского в 1990 году передал музею Яков Гордин с согласия поэта. Ещё при жизни Бродского вещи переселились, переехали в Музей Анны Ахматовой.
Швейная машинка, узлы, перевёрнутый стул, сундук, где поэт хранил рукописи, плед, кресло, настольная лампа, телевизор, приёмник, пишущая машинка, тоже привезённая отцом из Китая, её и взял с собой поэт, покидая насильно родину.
И каждая вещь здесь, в экспозиции, не просто присутствует, это часть жизни Бродского, даже не часть, а вся жизнь. Любимой игрушкой стала китайская джонка. Бронзовая модель парусника будила мечты. Возможно он представлял себя на мостике этого парусника в роли капитана. Интерес к китайской поэзии возник из чудесных предметов, окружавших Бродского. В конце 1977 года появились лирические исповедальные философские «Письма династии Минь». Экспериментировал поэт с переводами китайской классики. В конце жизни пытался изучать китайский язык.
Портфель, чемоданы. О, чемоданы, это волшебные вещи, видевшие и знающие много.
Они так много могли бы рассказать! Вот он, чемодан, с которым Иосиф Александрович Бродский покинул свою родину 4 июня 1972 года и присел на него на дорожку. А сегодня знаменитый чемодан, он, тоже из Китайских трофеев отца, приехал на родину поэта и выставлен в Музее Анны Ахматовой.
Весь день брожу я в пожелтевшей роще
и нахожу предел китайской мощи
не в белизне, что поджидает осень,
а в сень ступив вечнозеленых сосен.
И как бы жизни выхожу за грань.
"Поставь в ту вазу с цаплями герань!"
Натюрморт. Переводится как «мёртвая природа». Но вещи говорили! захотелось ещё больше узнать о их хозяине. Иосиф Александрович Бродский – поэт, эссеист, драматург, переводчик, педагог, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, писал стихи преимущественно на русском языке, родился в Ленинграде, а ушёл из жизни в 55 лет 28 января 1996 года в Нью-Йорке, США.
Вещи живут больше людей, переезд им не страшен, сегодня они экспонаты на выставке. Звучит голос Бродского на записанных кассетах. Покидая её оглянулась. Игрушечный всадник-китаец на белом коне, казалось, подмигнул и коротко вослед: «Бродский среди нас».
Свидетельство о публикации №226012901986