Стефан Граппелли. Глава 2
Мучения Стефана закончились только через четыре года, в 1918 году, когда отец, вернувшись с войны, забрал его из приюта. К тому времени Граппелли успел окончить школу Св. Николая, (St Nicolas), которая находилась поблизости от приюта.
Воссоединившись, отец с сыном поселились в маленькой комнате на шестом этаже, на улице 59 бис Роше-шуар (59 bis Rochechouart) недалеко от Монмартра. Но и тогда ребёнку жизнь не казалась сахаром. Чтобы прокормить свою маленькую семью, Эрнест хватался за любую работу и часто бывал в разъездах. Стефан называл его первым хиппи, которого он когда-либо встречал. Граппелли старший жил, как цыган, постоянно перемещаясь по стране в вечном поиске денег, что не мешало ему оставаться большим любителем музыки. По иронии судьбы, Стефан Граппелли перенял от отца любовь к перемене мест, давая концерты по всей Европе и Америке. Единственное отличие – зарабатывал несравненно больше!
В конце недели, в воскресенье, папа и сын обычно отправлялись слушать французский симфонический оркестр Оркестр Колонна в Театре Шатле (Chatelet Theatre). Там, в амфитеатре, сидя под потолком на самых дешёвых местах, они наслаждались, слушая симфоническую музыку Равеля и Дебюсси, полюбившегося Стефану с детства.
Квартирка, которую они с отцом снимали, сдавалась вместе со скудной мебелью, в которую входила маленькая гармоника (клавиатура была меньше трёх октав) с двумя педалями для ног. Мальчику очень нравилось на ней играть: чтобы извлекать звуки, нужно было нажимать на педали, как на велосипеде! Но лишь с появлением скрипки началась музыкальная жизнь Стефана Граппелли. И хотя во время своей блистательной карьеры у него появились такие скрипки, как скрипка работы мастера Гоффредо Каппы (Goffredo Cappa) – его «рабочая лошадка», – и легендарная скрипка Антонио Страдивари "Soil" 1714 года, ранее принадлежавшая Иегуди Менухину, до последних дней Граппелли не расставался со своей первой скрипкой. Она стала его талисманом. Путевой звездой, освещающей перед ним трудную дорогу к успеху.
Неизвестно кому пришла в голову идея учиться игре на скрипке. Возможно, симфонические концерты с оркестром на сцене, где в первом ряду сидят скрипачи, повлияли на обоих, отца и сына? Или же синьор Граппелли хотел дать какое-то занятие сыну, чтобы тот не шумел и не отвлекал его во время научной работы дома? Трудно сказать.
И всё-таки выбор инструмента не был случайным. С малых лет Стефан заслушивался игрой уличных музыкантов. Особенное внимание привлекали скрипачи, у которых он пытался учиться, наблюдая их игру. Сидя в одиночестве у окна в крохотной комнате на шестом этаже, он смотрел вниз, во двор, где играл уличный скрипач. Целый день мальчик скучал, ожидая когда вернётся отец с заработков и принесёт ему что-нибудь поесть. Но звуки музыки отвлекали и он снова устремлялся к окну, где на смену старому скрипачу уже пришёл другой. И вновь летели монетки из окон благодарных слушателей на двор. А музыкант кланялся и поднимал с земли монетки. Это очень нравилось малышу. «Когда я вырасту», – мечтал Стефан, – «я тоже буду играть во дворе на скрипке и получать за это деньги. А на них покупать себе пирожные. Много пирожных! Я знаю, я смогу!» Оставалось лишь купить скрипку и научиться на ней играть.
И однажды папа Граппелли пришёл домой с подарком для сына. В руках у него была маленькая трёхчетвертная скрипочка, которую он купил у знакомого итальянца-башмачника, заложив своё собственное пальто. Прямо, как папа Карло, который купил азбуку для Буратино на деньги от продажи своей единственной куртки!
Легко представить восторг не избалованного вещами ребёнка, которому принадлежало лишь то, что на нём надето, от обладания чем-то таким личным, как инструмент! От счастья он так крепко прижимал к себе скрипку, что чуть не сломал её.
Но кто научит его играть на ней?
«Увидев скрипача на станции метро Барбес, – любил вспоминать Граппелли, – я спросил его, как нужно играть, а он разразился смехом. Я ушёл, полностью униженный, с моей скрипкой под мышкой».
Мир, однако, не без добрых людей. Кто-то познакомил отца с одной «достойной дамой», жившей по соседству, которая дала Стефану несколько самых первых уроков игры на скрипке. Имя первой учительницы не сохранилось в памяти музыканта. Но начало было положено. Дама показала ему, как держать скрипку левой рукой, в то время как правая водит смычком по струнам. Однако непоседливому ребёнку не нравилось следовать указаниям учительницы. К тому же, намного интереснее было слушать музыку, чем играть самому. Ему нравилось самостоятельно исследовать возможности сложного инструмента, наблюдая за игрой уличных музыкантов. Что касается хорошей позиции и осанке, то по его признанию это было чистой случайностью. И навсегда стало методом Граппелли: «учиться из книг и наблюдений за другими».
Врождённый талант помогал юному музыканту в этом нелёгком деле. Он научился играть по слуху понравившиеся мелодии на этом дьявольски трудном инструменте, скрипке. Но скоро почувствовал, что наблюдений за игрой других музыкантов недостаточно и он нуждается в учителе.
«Вряд ли отец тогда думал о профессии для сына – с обидой рассказывал Граппели журналистам. – Он даже не позаботился о том, чтобы найти мне хорошего учителя для обучения игры на таком сложном и трудном инструменте, как скрипка.» Тем не менее, именно от отца Стефан унаследовал любовь к музыке. Не умея играть ни на одном из муыкальных инструментов, Эрнесто страстно любил музыку, но предпочитал теорию практике. Из Национальной Библиотеки, в которую отец Граппелли часто наведывался, он приносил сыну копии нот и показывал, где находится нота Ля и другие ноты.
И всё же отец дал ему дельный совет: - Стефан, если ты хочешь стать профессиональным музыкантом, тебе надо учить сольфеджио и получить хорошее музыкальное образование.
Скорее всего, отец Граппелли даже не предполагал, насколько пригодится его совет для будущего джазового музыканта!
31 декабря 1920 года, одарённый юноша был принят в Парижскую консерваторию, которую он закончил через три года с серебрянной медалью. Граппелли изучал там сольфеджио, музграмоту и теорию музыки – необходимые элементы для игры на любом инструменте.
Учёба в консерватории несомненно принесла свои плоды: Граппелли теперь мог играть по нотам. Вот только игра на скрипке и пианино не входила в программу обучения. Гениальный скрипач остался самоучкой, что ни мало не повредило его музыкальной карьере.
Ему исполнилось пятнадцать лет, когда он закончил консерваторию. И в тот же год Стефан Граппелли был принят в союз музыкантов. Сохранилась его членская карточка датированная Октябрём 1923 года. Для юного музыканта это стало большим достижением в карьере, раз он всю жизнь хранил этот членский билет. Билет в его будущее.
Продолжение. Глава 3 http://proza.ru/2026/02/05/1913
Свидетельство о публикации №226012902161
Во второй части очерка Вы ещё ближе подводите читателя к самому источнику музыки, к месту, где талант рождается не из благополучия, а из нужды, одиночества и заветной мечты. Очень сильно написан образ мальчика у окна, слушающего уличных скрипачей и бросающего вниз монетки. В этом эпизоде уже есть весь будущий Граппелли: и слух, и наблюдательность, и вера, что музыка может буквально спасти жизнь. Скрипка, купленная ценой отцовского пальто, читается как настоящий миф.
Вы не делаете из пути Граппелли красивую легенду. Здесь много шероховатостей, сомнений, недосказанностей: отсутствие учителя, самоучка, обучение «из книг и наблюдений». Это придаёт очерку человеческую глубину. Финал с «билетом в будущее» звучит очень тихо и сильно: без пафоса, но с ясным ощущением — всё главное уже произошло.
Спасибо Вам за этот очерк: он не только о Граппелли, но и о том, как рождается призвание, когда рядом почти ничего нет, кроме музыки.
Всего Вам самого доброго!
Марк Лэйн 01.02.2026 07:07 Заявить о нарушении
Ваши продуманные комментарии суммируют прочитанную главу и радуют интересом к написанному. Спасибо Вам за искренний и доброжелательный отзыв! Надеюсь, что и следующие главы из рассказа о гениальном джазовом скрипаче заинтересуют Вас!
В процессе работы, я узнаю много нового о людях, которые послужили необходимым "бульоном", в котором рос и развивался его талант.
С теплом и пожеланиями добра,
Ада
Ада Цодикова Горфинкель 01.02.2026 21:36 Заявить о нарушении
Спасибо Вам за такой тёплый отклик. Читаю с настоящим интересом и удовольствием и не только о самом Граппелли, но и о той среде, том «бульоне», из которого он вырос. Именно это делает рассказ живым и объёмным, а не просто биографическим. Обязательно продолжу читать дальше: Вы умеете удерживать внимание и вести за собой.
С теплом и благодарностью,
Марк
Марк Лэйн 03.02.2026 03:48 Заявить о нарушении