Дилетанты и бездна. Спор. Ч. 8

     Спор отцов и детей.

   Антон по собственному опыту знал, что люди спорят обо всём. Темы разные, их предостаточно. Например, можно вести горячие баталии о существе и роли религии. Сражаться - постоянно и бесконечно. Результат от этого не велик, а убытков может быть больше предполагаемых. Не умаляя важности обсуждения многих других тем, кроме «полоскания белья» гламурных особ, чаще и ожесточённее спорят о насущном, о благополучии и желаемом достатке. Беседы начинаются с экономических проблем и почему-то заканчиваются одинаково – войнами. В прямом и переносном смыслах. Компания путешественников не была исключением. Здесь даже заострилась тема взаимоотношений отцов и детей, семейных разногласий.

   - «Мы плохо живём от того, что вы податливо слушаете и поддерживаете курс правящей власти», - сказал как-то нам с женой наш уже не юный сын, - почти пожаловался Георгий. Оказывается, во всём виноваты мы – родители. Дети считаю себя чуть ли не жертвами нашей неправедной жизни в прошлом, ошибочного мышления и поведения, разлагающе действующих на общество. А они почти святые агнцы.

   - В нашей семье дети также не отличаются чётким и ясным пониманием положения в стране и не особо разбираются в причинах и следствиях происходящих событий, - попытался дополнить учитель из провинции. – Предложить им внятное объяснение на возникающие вопросы, у нас также не всегда получается удачно.

   - Мне представляется, что ответы надо искать в экономической плоскости, - предположил Иван.

   - Вполне возможно, - согласился Антон. – А с чего лучше начать и как продолжить наш разговор?

   - По-моему, рыночные отношения, - саркастически заметил Иван, -  хозяйство страны не должно быть похожим на живописную сцену кормления поросят пойлом из корыта, когда хрюнделя, толкая и тесня друг друга, в борьбе, как можно больше ухватить еды, значительную часть её вываливают мимо корыта. Не случайно в частных свинарниках водятся крысы. Они-то питаются и размножаются благодаря природной бестолковости будущих колбас и окороков.

   В обществе такие явления называют свинством и крысятничеством. К ним добавляются явления не честной конкуренции, фальсификации товаров, коррупции, откатов, рейдерства в добавок с санкциями и навязанными тарифами, пиратством и грабежами в местном и международном масштабах. Они приводят к огромным издержкам и потерям участников рынка, к нестабильности обществ и снижению благополучия граждан.

   Новые эффективные технологии пробивают себе путь повсеместно там, где есть трезвый расчёт, конечно, не без риска. Они требуют смелых вложений, существенных капитальных затрат, поиск единомышленников, партнёров и долговременных потребителей. Однако, означенные пороки живучи. Чем выше ожидаемая прибыль, тем большая опасность для новых технологий оказаться сетях любителей лёгкой наживы. Результаты технологического прогресса для их обладателей могут стать опасным ядом от пресыщения удовольствиями, роскошью и разнообразным изобилием. 

   Георгий был взвинчен: - Витийство слов, узоры мыслей могут выглядеть красиво и элегантно. Но давайте будем поближе к реальной ситуации сегодняшнего дня. Малый бизнес на грани банкротства, закрытия. Как говорится, все в долгах, как в шелках. Платёжные операции в ступоре. Все словно попали в дорожную пробку. Встаёт извечный вопрос: - Кто виноват?

   - Налоговая служба с её нововведениями? – предположил Семён.

   - Или нерадивые директора и губернаторы, или Набиуллина с высокой процентной ставкой? – добавил Иван. - Возмущения ширятся от простых людей, до депутатов и политологов с докторскими степенями.

   - Для одних причиной является низкий спрос, - вспомнил Антон дискуссию на одном из популярных каналов. Другие не согласны и недоумевают. Мол, люди работают, зарплату получают, все полки в магазинах и склады забиты товарами.  Откуда низкий спрос, если всего так много?  О платежеспособности спроса как-то подзабыли или намеренно умалчивали.

   - Ах, да, цены резко выросли! – уточнил Сеня. Так, желающих купить хорошие автомобили много, а реальных покупателей почему-то мало.

   - С другой стороны, не всё что производится, - начал развивать свою мысль Антон, - выходит на потребительский рынок. Продукция оборонного заказа – это чистые безвозвратные расходы бюджета на войну или подготовку к ней. Во время конфликтов прожорливость ВПК растёт в разы. Эти затраты рынком не возвращаются в бюджет. Посему очень большие деньги омертвляются. Экономика испытывает жесткую деформацию. Незначительную компенсацию бюджету предоставляет лишь экспорт вооружений.

   Пожертвования людей опять же могут помочь лишь отдельным производителям, СВОим, но не бюджету. А что происходит с федеральным бюджетом? Сокращаются прежде всего расходы по многим статьям социально-культурной сферы, лишаются поддержки некоторые научные и гуманитарные проекты, дополняя социальную напряженность, неуверенность в завтрашнем дне. Население рано или поздно замечает инфляцию и вынуждено придерживать, приберегать свои скромные резервы. Обычный спрос с возможным раньше дешевым кредитом превращается в отложенный. Становящийся менее активным потребительский рынок оказывает негативное влияние на производителя. Круг замыкается, проблемы обостряются.

   - Так это кризис какой-то? – начал прозревать Житнич.

   - Конечно, кризис, - подтвердил Рудаков, - самый обычный капиталистический, которых и раньше было не мало. И на Карла Маркса, описавшего их происхождение и последствия, спускать собак не стоит. Это равносильно пенять на зеркало, увидев себя в непотребном виде.

   - Допустим – кризис. Как выйти из него? – не отступался учитель.

   - На словах – очень просто, - сделался хмурым Рудаков. – А на деле, помимо текущих неотложных мер, надо заканчивать с войнами: полыхающими и назревающими. Остановить, к примеру, не только с нашим соседом, но и в палестинской Газе; США - отказаться от угроз Ирану, Кубе, странам Латинской Америке, Африки и многим другим. Необходим отказ от конфронтации в международном, глобальном масштабе. Ожесточённое соперничество, войны, вызванные непомерным желанием, амбициями абсолютного лидерства и доминирования, накачиванием боевых мускулов порождают огромные объёмы долгов государственных бюджетов. Их рост подобен увеличению снежного кома, или лавины, летящих с горы.

   Главная первопричина – огромный и растущий госдолг США. Кому-то покажется, что это только их проблема. Всё в мире взаимосвязано. Он провоцирует и стимулирует возникновение неадекватной, агрессивной политики руководителей великой державы, независимо от имени президента. Страна - обладатель важнейшей мировой валюты прошла путь от первых счастливых эмоций до, пожалуй, грустного настроения в ожидании пика своего успеха. Похожая картина и в Европе с вытекающими последствиями. Не лучше складываются финансово-экономические отношения в той же Азии, Африке и остальной Америке.

   Мировое сообщество входит в состояние политико-экономической турбулентности. У многих растут долги, надуваются финансовые пузыри. Все ищут выхода из создавшейся ситуации. Предпринимаются беспрецедентные усилия ряда глав государств для решения текущих политико-дипломатических и финансово-экономических вопросов. Между тем, действия некоторых похожи на метания слепых котят в поисках спасительного соска матери. Можно ли это применить к США, Китаю, Индии, Евросоюзу, Канаде, России? Не знаю, время покажет. Поможет, как обычно, война? Есть большие сомнения, что кто-то после неё выживет и начнёт всё с чистого листа.

   Появилась дилемма. Или слово предоставить товарищу маузеру, или бросить клич: - Гей, господа философы, экономисты и политологи, банкиры, олигархи и премьеры с президентами! Не пора ли снять бельма с глаз, прекратить заниматься словоблудиями? Не настало ли время собраться за круглым столом не для бесплодных и показных переговоров, а для поиска в ходе уважительного общения взвешенного и разумного выхода из тупика мировых отношений; сообща сформулировать новые опции будущего миропорядка.

   Перед важным и ответственным событием, как в старину водилось, неплохо было бы всем будущим участникам круглого стола попоститься, отказаться от скаредной пищи, сделать мысли чистыми и светлыми, отстоять всенощные в молитве и раскаяться в совершенных грехах.

   Кто-то на это готов? Найдётся ли смелый инициатор нового мирного поворота в геополитике? Если – нет, то упрямое и тупое движение, с краткосрочными перерывами, к краю пропасти, к катастрофе неумолимо продолжиться.

   - Или есть другой путь? Подскажите. Тогда, возможно, спор отцов и детей не будет актуальным.


Рецензии