Технобаттл
— Жужа готова — заявила Наноля, вкручивая последний винтик в корпус робота, — она регистрирует влажность, тип почвы и даже фазу луны.
— Отлично! — Витя отложил паяльник. — Давай скорее покажем бабуле. Она как раз жаловалась, что огурцы на грядке уже созрели и слегка подвяли.
За окном что-то загудело и промелькнула тень.
Стильный коптер размером с небольшой автомобиль. плавно снижаясь, завис над землей - из него вышел мальчик лет тринадцати.
Светодиодный жилет, умные очки и кроссовки, которые тихо шипели при каждом шаге. За ним, выпорхнул небольшой дрончик.
Незнакомец оглядел мастерскую — болты, провода, инструменты, чертежи на стенах, закопчённый паяльник и Наноля с «Жужей» в руке.
На его лице появилась вежливая, слегка снисходительная улыбка. Он помахал рукой, и дрончик («Юза», как потом выяснилось) включила голубую лучевую проекцию — камеру.
— Ребятушки, вы только посмотрите на эту… толерантную атмосферу! — мальчик глядел не на Витю, а в проекцию камеры. — Настоящий «гаражный стартап». Отрыв башки! Недвусмысленно-провинциальный дух творчества. Немедленно ставим лайк.
Он повернулся к Вите, протянув руку для рукопожатия и подмигнул Наноле.
— Алексей, но для вас — просто Леха. Канал «ТрендРобоТех». Миллион подписчиков ждут очередного хита. А вы, я полагаю, тот самый… местный гений? Витя, да?
Витя, слегка ошарашенный, пожал протянутую руку.
— Да, я Витя. А это Наноля.
Наноля кивнула. Её голубые глаза медленно моргнули, сканируя гостя и его гаджеты.
— Здравствуйте, Алексей, — сказала она своим чистым голосом. — у Вашего квадрокоптера «проседает» левый задний ротор и поэтому достаточно велика вероятность отказа при маневре с дополнительной нагрузкой.
Леха на секунду замер, его сладкая улыбка дрогнула. Затем он фальшиво рассмеялся.
— О, какая… милая прямолинейность! — воскликнул он, снова глядя в камеру. — «Очарование деревенского ИИ». Обожаю! Итак, Витя, я здесь не просто так. Концепт: «Столичный гений против сельского самородка». Прелестно. Устраиваем челлендж! Я покажу свои новейшие разработки, а ты — свои… творения. Победитель определится по хайпу! По количеству лайков онлайн!
Он щёлкнул пальцами. «Юза» спроецировала в воздухе между ними яркий голографический счётчик: ВИТЯ: 0 | ЛЕХА: 0.
На следующий день на краю поля, где зеленели рядки молодой картошки и капусты, собралась почти половина агрогородка. Весть о «технобаттле» разнеслась мгновенно.
Столичный шоумен расчистил площадку - «Юза» снимала общие планы.
— Встречайте, лайкбро и лайксис, мою новинку сезона — «Юза»! — нараспев объявил он.
С его запястья взлетел изящный дрон, больше похожий на стрекозу с зеркальными крыльями - из его носовой части вырвался тонкий луч лазера, выжигая замысловатые геометрические узоры, портреты и, конечно, огромный логотип канала «ТрендРобоТех».
Луч рисовал с поразительной скоростью, дымок и легкий аромат гари создавали эффектное зрелище. Дети вздыхали, взрослые покачивали головами — красиво, но непонятно зачем.
Счётчик в воздухе ожил: цифры у Лехи поползли вверх с головокружительной скоростью: 1000… 5000… 8500
Он, сияя, повернулся к Вите.
— Твоя очередь, чемпион. Покажи, на что способна твоя… помощница. Не подведи свою локалку.
Витя вздохнул. Наноля, стоявшая рядом, тихо положила свою прохладную ладошку ему на плечо.
— Мы не готовились к шоу, — честно сказал Витя. — Но можем показать, как работает Жужа.
Он поставил на землю робота, который зажужжал, выдвинул из-под корпуса тонкий щуп, и воткнул его в землю. На «глазных» дисплеях побежали цифры.
— Влажность грунта — недостаточная. pH — в норме. Начинаю локальный прикорневой полив, — пропищала Жужа и, подползя к ближайшему кусту картошки, аккуратно выпустила из леечек-лапок ровно две струйки воды, которые впитались в землю точно у корней, на дисплеях отразились все показатели.
Работа была ювелирной, полезной, но… скучной для шоу. Зрители смотрели с интересом, но без восторженных криков. Счётчик Вити тоже подрос, но скромно: 1203.
Леха фыркнул, снимая умные очки.
— Мило. Очень… утилитарно. Практично. Но где же эстетика, дружище? Где вау-фактор? Технология должна вдохновлять, а не копаться в грязи! — он снова щёлкнул пальцами. — Юза, огласи список, плиз!
Голограмма ярко вспыхнула: ЛЕХА: 8,540 | ВИТЯ: 1,203.
В этот момент с реки потянул резкий, колючий ветер. Солнце мгновенно скрылось за рваными, пепельными тучами.
Из смартфона одной из женщин, затрещал экстренный выпуск:
— Внимание! Синоптики предупреждают о резком похолодании! В течение часа ожидаются заморозки до минус пяти градусов! Фермерам и владельцам приусадебных участков рекомендуется принять срочные меры!
На поле воцарилась тишина, разорванная мужским криком.
— Минус пять?! Да все всходы помёрзнут! — завопил сосед - дядя Коля.
— Плёнки на всё поле не напасёшься! — в отчаянии всплеснула руками бабушка Саша, которая пришла посмотреть на выступление внука. — Весь урожай пропадёт…
Паника зашевелилась в волосах присутствующих и стала осязаемой. Леха на мгновение растерялся. Но затем его лицо озарилось идеей для уникального и трагичного контента.
— Ребятушки! — закричал он, хватая камеру. — Это же… это же натуральный стресс-тест в полевых условиях! Смотрите, как технологии побеждают стихию! «Юза», в бой! Греем воздух!
«Стрекоза» рванула в небо и начала бешено носиться над полем, пытаясь жечь лазером набирающий силу холодный ветер. Это выглядело жалко и беспомощно. Луч рассекал пар от дыхания людей, но не давал ни капли тепла.
И тут цифры на голографическом счётчике дрогнули. Показатели Вити начали медленно, но неуклонно ползти вверх. А цифры Лехи — замерли, и двинулись вниз.
Взгляды людей со страхом и надеждой, обратились к Вите.
Он стоял, вытянувшись в струнку, сжимая кулаки и смотрел не на счётчик, а на поле, на лицо бабушки, на тёмную полосу леса, откуда неумолимо двигался мороз.
— Тепловые пушки… печки… их нет, — прошептал сам себе мальчик, — Укрыть нужно всё и сразу. Создать тепловую подушку…
Его взгляд скользнул по мощному квадрокоптеру Лехи, по Наноле, по маленькой Жуже. И в глазах зажглась та самая искра, которую не могла поймать никакая камера — искра творчества.
— Слушай сюда! — неожиданно громко прозвенел Витя. — Есть идея! Будем делать всё вместе и быстро! Леха! — Твой коптер — самая мощная и грузоподъёмная штука здесь. Готов?
Леха, ошалело наблюдавший за рухнувшим рейтингом, молча кивнул. На лице не было ни капли высокомерия, только сосредоточенность и облегчение — наконец-то ему сказали, что конкретно делать.
Следующие минуты были похожи на быстрый и красивый танец.
Первой солисткой выступила Наноля, которая, как дирижёр, отдавала чёткие, спокойные команды всем роботам-помощникам, одни из которых потащили из сараев и гаражей старые брезенты, куски плотной плёнки, сети для затенения теплиц.
Другие – сшивали и связывали их в одно огромное, причудливо-волшебное полотнище, возникающее из ниоткуда.
Вторым стал Витя, который на скорую руку собрал из ненужного электронного старья - автоматизированную систему крепления и натяжения.
Третьим стало само огромное «покрывало», похожее на паутину, которое прикрепили в четыре руки.
— Маршрут построен, высота и скорость определены — заявила Наноля.
— Поехали, — тихо сказал себе Леха, и оторвав коптер от земли, растянул за собой складное полотно.
Это было завораживающее зрелище. Квадрокоптер поплыл над полем, а за ним, точно волшебная скатерть-самобранка, расправлялось серебристое покрывало.
Оно, нежно шурша, ложилось на грядки, а снизу, как трудолюбивые муравьи, уже бегали маленькие роботы-помощники, закрепляя края всеми подручными средствами.
Когда докатилась первая волна леденящего воздуха, всё было укрыто. Под покрывалом накопилась драгоценная тёплая земляная влага.
Мороз ударил по укрытию, на котором выступил иней, но под ним уже было безопасно.
Глубокой ночью, когда последние жители разошлись по домам, облегчённо перешёптываясь, Леха сидел на крылечке мастерской - гламурный жилет был запачкан землёй, умные очки болтались на шее. «Юза» молча парила рядом, её камера была выключена.
Дверь скрипнула. Витя вышел, неся две кружки. От них валил густой, ароматный пар.
— Согрейся, — Витя протянул одну кружку Лехе. — Бабушкино варенье из облепихи.
Леха молча взял кружку, обжёгся, сделал глоток. Поморщился, но по телу уже разлилось долгожданное тепло.
— У меня, — начал он, не поднимая глаз, — пятьсот сорок две тысячи просмотров того, как моя «Юза» безуспешно пыталась жечь воздух. И три тысячи комментариев с вопросами: «Кто этот парень в кадре? Кто эта девочка-робот? Как они собрали этот… ковёр-самолёт за полчаса?»
Он замолчал, снова отпил.
— Ты знаешь, что самое обидное? Ты… ты даже не стал снимать финал. Не встал в полный рост с победным «V». Не крикнул «Я лучший!». Почему?
— Потому что нужно было спасать картошку, Леха. А не снимать видео про спасение картошки. Не было времени.
В дверях показалась Наноля. Она тихо подошла и села на ступеньку по другую сторону от Вити, излучая мягкое, успокаивающее голубоватое свечение.
— Алексей, — сказала она своим ровным голосом. — Ваш квадрокоптер немного устарел и требует ремонта, с заменой некоторых деталей, чтобы не просто летать и снимать, а, приносить пользу - например, точно опылять растения или отмечать координаты.
Леха поднял на неё глаза. Потом перевёл взгляд на Витю. На его лице — усталом, в пятнах земли — не осталось и следа от самовлюблённого шоумена. Был просто мальчик, который слишком долго играл в сложную игру и наконец-то нашёл, где можно быть настоящим.
Он слабо, с какой-то новой, неуверенной интонацией, попытался пошутить:
— И… и это войдёт в мою долю в нашем партнёрстве?
Витя улыбнулся. Не победно, а по-дружески.
— Это войдёт в общую копилку. Друзья так делают. Просто потому, что могут. И потому, что это нужно.
Они сидели втроём. В окнах зажглись огни — обычные, нетехнологичные, человеческие. И только на корпусе «Жужи», едва заметные в темноте, мерцали маленькие буквы «СССР». Те самые, что были на старых чертежах прадеда Вити, которые он ещё не успел как следует изучить.
Свидетельство о публикации №226012900645