Голос среди камышей

- Как же давно мы не жарили карпа! – загадочно постукивая по колену, протянул мой муж.

- Достать из морозилки?

Мы блаженно растянулись на газоне под яблонями и смотрели на тучи, которые битый час бродили вокруг дачного массива, не решаясь обрушиться ливнем.

- Нет. Живого хочу. Чтобы на костре.

Я повернула к нему голову и попыталась найти его глаза.

- Поехали на карпятник, а? Пока жары нет, поймаем парочку и вернемся, - он тоже повернул голову ко мне.

И мы поехали.

Знакомое нам место находилось не так далеко, поэтому мы достаточно быстро добрались до пункта назначения и расположились на свободном участке. Владелец карпятника давно обустроил досуг: небольшое озеро было окружено камышами, среди которых располагались расчищенные прогалы для рыбаков. Каждый выбирал себе удобное место и получал то, за чем, собственно, приехал: адреналин от пойманного гиганта или умиротворение.

Не могу сказать, что я преданный фанат рыбалки, поэтому роль добытчика я отдала мужу, а сама расположилась рядом. Тучи не давали солнцу пробиться, но и сами пока не собирались напитать землю влагой. Просто зачем-то бродили вокруг, будто заезженная пластинка с мыслями.

И тут, в полной тишине, я услышала мужской голос. Низкий, вкрадчивый и спокойный. Будто собственный внутренний голос решил со мной поговорить, отчего стало не по себе.

- Люди придумали, что у животных нет души, чтобы безнаказанно их убивать.

В ответ тишина.

Голос звучал не обвинительно, а спокойно, как констатация факта, пережитого и принятого.

- Душу ведь придумали как оправдание. Если у другого нет внутренней жизни и смысла, то его можно убивать и есть, не чувствуя вины.

- И у рыб? – послышался второй мужской голос, чуть моложе.

Я вся обратилась в слух, стараясь не шевелиться. Даже пришлось шикнуть на мужа, который, даже стоя на месте, чем-то шуршал. Мужчины разговаривали очень тихо и размеренно.

- Ну смотри. Рыба же существует. Боится. Борется за жизнь. Разве чтобы иметь душу, обязательно нужно мыслить словами?

- Если не говорит, то можно? Так получается?

- Вообще, человечество часто раздавало душу как пропуск в круг тех, кого нельзя убивать. Сначала души не было у животных, потом у варваров, затем у рабов. У женщин, в конце концов. Вот только граница души всегда странным образом совпадала с границей выгоды, - усмехнулся первый.

- Тогда выходит, что отрицание души у животных – это утверждение не о них, а признание о нас. Не хотим мы усложнять жизнь себе, - вздохнул второй.

- Еще бы. Тогда возникнут вопросы. Зачем я это делаю? Имею ли я право?

- Если взять домашних животных. Мне кажется, многие люди признают, что у их собак или кошек есть душа.

- Да, но почему-то отрицают наличие души у свиней, коров или белок. Душа включается через близость, а выключается через дистанцию. Это опять про удобство. Если признать душу у рыбы, то каждый улов – это выбор, а не хобби… Подсекай!!!

За камышами послышалась возня, затем вздохи, а потом все стихло. Я пыталась вслушаться в тишину, но видимо улов сорвался, и каждый из мужчин сейчас сидел в своих мыслях. А через несколько метров от них в таких же мыслях пребывала и я, которая с утра даже не догадывалась о том, что меня сегодня смогут огорошить и впечатлить чьи-то разговоры.


Рецензии
Вы добрый человек. Уважаю таких.

Владимир Швидко   03.02.2026 21:06     Заявить о нарушении
Спасибо. Такие слова поддерживают.

Ирина Павловна Киселёва   03.02.2026 23:01   Заявить о нарушении