Рачейские непонятки
Имя Рачейки носят речка/ручей и ж/д станция в селе Старая Рачейка.
Рачейкой туристы обобщённо называют местность на северо-западе Сызранского района, ландшафты которой столь нетипичны для Самарской области, расположенной на границе степной и лесостепной природных зон.
2016 год. Апрель-май.
1. По пути встретились обомшелые скалы и обширные болота, парковые сосняки и берёзовое редколесье, мрачные пустоши на месте сгоревшего леса и молодая сосновая поросль, покрытые седым ягелем холмы, меж которыми вьются прозрачные ручьи, и укромные уголки настоящей тайги с черникой, брусникой.
На маршруте старались не шуметь. Завидев что-то любопытное, бросали рюкзаки и шли посмотреть. Это позволило многое увидеть. И услышать.
Видели осторожных и необщительных лося, глухарей и любопытного зайца, который по кругу обежал нашу стоянку у пруда.
Слышали косулю, филина, вяхиря, соловья, кукушку, журавлей.
Было ещё кое-что интересное.
В конце активной части похода, когда, обустроив лагерь, копошились у костра с ужином, мы снова услышали гул, который несколько дней тому озадачил нас возле устья ручья Паяунь, а потом на краю Большого болота. Тогда я предположил, что северный ветер приносит шум какой-то техники из расположенных недалёко отсюда двух ульяновских сёл (когда-то входивших – вместе с нашим Смолькино - в Старо-Рачейскую волость Сызранского уезда Симбирской губернии).
Теперь же, на стоянке в верховьях Паяунь, звук этот проассоциировался у меня с дальним рёвом реактивного двигателя, работающего длительно в одном режиме. Вот, уж мы поломали голову, обсуждая возможные варианты хозяйственного использования этой «керосинки»!
После ужина решили немного прогуляться на закате солнца. Ушли за ручей на открытые поляны. Прохладно, воздух прозрачен – лепота! Ветер стих – наверное, поэтому сразу определили, что теперь «шум реактивного двигателя» доносится … со стороны оставленного нами лагеря. Однако…
Переглянулись и пошли обратно. На подходе к костру Миша первым заметил какое-то мельтешение в подсвеченных уходящим солнцем кронах цветущих клёнов, под которыми притулилась наша палатка. Только тут разобрались, что этот мощный звук издают … полчища реющих майских жуков. Кто-бы-мог-поду-мать!
2. В верховьях ручья с холодным именем Игарка (приток Рачейки) бросилась в глаза мелкая сосновая поросль с отломленными вершинками. Таких покалеченных деревцев оказалось много. Рядом под большой сосной увидели на земле непонятное сооружение из сосновых веток, похожее на гнездо - судя по его размерам, птицы … Баскервилей.
Это «гнездо» было высотой с полметра, диаметром в основании более двух метров и «кратером» с метр. Причём, ветки лежали большей частью хвойными лапками к центру «гнезда», а обломками веток – наружу.
Такие сооружения мы оба видели впервые. Тем не менее, к моей версии о йети Михаил отнёсся довольно-таки скептически. Скорее всего – рассуждал он - это кабаны, и указывал рукой вокруг на обилие следов пребывания лесных хрюшек. Миша предположил, что строились гнёзда зимой: это объясняет их необходимость (летом-то каждый кустик ночевать пустит), а также высоту обломанных сосёнок – около метра, и пожелтевшую хвою «строительного материала».
Я же с самым серьёзным видом настаивал, что строителем этого гнезда является – ну, хорошо, не птица! - тогда бигфут, он же - йети, алмасты, чучуна, саскватч, киик-адам, ксы-гыик и прочее.
Но по возвращении домой о нашей находке сразу писать на туристском форуме не стал. Думал сначала всё проверить, а то мало ли … Вдруг, это убежище бомжа Васи или всё-таки гнездо, например, страуса, сбежавшего с ближней фермы. Как говорят, поспешишь… Ну, и потом, судя по размерам гнезда, не настолько он и big, этот foot.
Но это я сейчас так рассуждаю, а в тот момент мы как-то уж очень быстро покинули место обитания этого … неизвестно, кого, и долго путали следы. А ещё дольше их потом распутывали. Даже обед задержали. Но про обед это – так, к слову пришлось.
К сожалению, ни сразу после похода, ни позднее мне не удалось найти в умных книжках упоминаний про сосновую постель загадочного волосатого босоногого существа, не говоря уже про фотографии. Напротив, полученные в Сети сведения почти неопровержимо доказывали, что строительство таких гнёзд – дело (хотел сказать: «рук») рыл кабанов. Точнее, этим занимаются самки, ожидающие потомства.
Ага, ещё подумал тогда, уж больно аккуратным это гнездо выглядело – ну, в смысле, для мужика, пусть бы и снежного. Вот, у нас в группе… Впрочем, о роли женщины в туризме - разговор отдельный.
В общем, это был не йети. Даже неинтересно…
2014 год. Октябрь.
Эта ночь тоже была морозной. Но она не только хрустела. Ещё и … как сказать?.. сопела, что ли …
Проснулся я от каких-то громких ритмичных звуков, напоминающих шмыгание носом по-стрельниковски. Миша проснулся раньше и, включив фонарь, явно пытался определить источник разбудивших нас звуков. А они, звуки эти, не стихали: нюф, нюф, нюф! Кто-то шумно нюхал воздух. И этот «кто-то» был в нескольких метрах от нашей лежанки.
Поскольку в палатке свободных мест не наблюдалось, делаю оч-чень неприятный вывод: зверь!
Не уходит … Ждёт … Ладно же, сам напросился …
Мы с Мишей, мигая фонарями и стараясь производить больше шума, стали выбираться наружу. Нам в спину из одного спальника предложили взять ещё фонарь, из другого … Обитатель другого спальника сквозь задраенный капюшон тоже подавал признаки жизни, тем самым как бы участвуя в общем шухере.
Выбрались наружу. Ночь встретила нас стылой темнотой и тишиной. Ни-ко-го! Вот, и славно! Мы ещё пошумели для очистки совести, посветили по кустам. Тишина…
Михаил отправился в палатку, а я задержался, подбросив дров на теплящиеся угольки в костре.
Утром Роман за завтраком подшучивал над нашими ночными «подвигами», так идентифицировав источник звуков: «Я уверен, что это был ёжик! Наверное…»
Ага! Это какой должен быть ёж, чтобы разбудить здоровых мужиков, спящих здоровым сном после здорового ужина?!
Тем не менее, вернувшись домой, я специально заглянул в Сеть, чтобы послушать, как пыхтит ёж. Послушал. Знаете, как кот урчит? Вот, примерно, так же. Даже, если б ёж пыхтел мне в ухо, забравшись в изголовье, вряд ли бы меня это разбудило. Мррр, мррр (это ёжик) … хррр, хррр (это я).
Зато и источник «шумного нюхания воздуха» в Интернете нашёлся быстро: это встревоженный кабан! На разных охотничьих сайтах и форумах сопение агрессивно настроенного или обеспокоенного кабана обозначалось именно так. Хотите послушать – включите видеоролик дыхательной гимнастики Стрельниковой. А вот «живую» запись звуков, издаваемых недружелюбно настроенным секачом, найти в Интернете не удалось. Оно и понятно: тут уж не до микрофона, руки заняты – штаны придерживать…
Свидетельство о публикации №226013001471