Тихушница Иордания

Палестино-Израиль. Это такой малюсенький клочок земли на побережье Средиземного моря, на котором ютятся два народа. Об него сейчас ломают копья с десяток стран.
А когда-то  Палестина была другая, большая, приблизительно соответствовала границам исторического Израиля.  Кусочек Ливана, кусочек Сирии,  кусочек Египта... Плюс   то, что от нее,  большой Палестины,  сейчас осталось. И вся Иордания.
 
И уговор был другой. 
Если коротко,   в конце первой мировой арабы, жившие на Аравийском полуострове, согласились после падения Османской империи с устройством еврейского очага в Палестине. Но при условии полного взаимного трансфера евреев и арабов с территории Палестины и соседних территорий, где будет арабское исламское государство, как условие безопасности и процветания всего региона. Это сняло бы возможные трения между Израилем и его исламскими соседями. Ну чем не мудрое предложение!

В 1920 году в Сан-Ремо заключили соглашение о разделе Османской империи и Великобритания получила мандат на Палестину, в том числе с тем, чтобы  создать там дом для евреев. Запрещалось передавать территории Палестины  иным народам. Позже, в 1922 году мандат был одобрен Лигой Наций.

А в 1921 году Великобритания взяла и разделила Палестину, образовав на 70 процентах к востоку от реки Иордан новую страну Трансиорданию.
И вот тут все пошло не так. Не случилось трансфера. Почему не случилось - тема другой статьи. Нет сведений насчет евреев, а арабы  не переселились из Палестины в арабскую Трансиорданию. Если бы этот, по сути, справедливый и единственно оптимальный вариант был бы доведен до логического конца, сегодня на Ближнем Востоке были бы мир и благодать. Попутно: часть арабов таки переехали в Трансиорданию, получили там гражданство и живут по сей день среди своих в своей стране.

Сегодня следует исходить из факта, что часть арабов осталась в Палестине, а оставшиеся 30 процентов Палестины  разделены еще раз. Естественно, что эти, палестинские арабы (не османские), были против еврейского очага. Это и понятно, на крохотном клочке земли самим бы уместиться. Но их мнения уже никто не спрашивал. Каждый из двух народов считает всю территорию Палестины своей.  И это убеждение останется с ними навсегда, как бы кто ни утверждал обратное. Это означает бесконечные войны.


Сначала Великобритания, потом и поныне в соответствие с Доктриной Эйзенхауэра  - США оказывают военную и экономическую помощь Иордании (Трансиордании). Не потому ли, кстати, Иордания скромно помалкивает, когда Израиль бомбит Газу? Помалкивает она, кстати, и о том, что палестинские арабы - это этнически те же самые иорданские арабы, то есть, это народ Иордании за пределами ее границ, за который она вобщем-то в ответе. Молчит о том, что  абсолютно справедливо и безболезненно могла бы принять у себя эту  оставшуюся часть своего страдающего  от войн народа. Кто-кто, а она первая должна бы озаботиться и сделать для этого всё. Не говоря уже о том, что так было договорено изначально, а договоры надо исполнять.

 Америке, по сути, содержащей Иорданию, стоит только бровь поднять, и Иордания откроет границу для арабов. Если бы США хотели закрыть палестинский вопрос, им дешевле обошлось бы  снабдить каждую арабскую семью, скажем, одним миллионом напечатанных долларов на обустройство в Иордании, чем закидывать Израиль вооружением, которое не нужно в таком количестве в мирное время. А то, что мир восстановился бы, нет никаких сомнений. Палестинские арабы, особенно, сейчас с великой радостью примут такой вариант разрешения конфликта. Поправочка:  деньги не иорданскому правительству   во избежание коррупции и прямого присвоения средств, а именно в каждую семью переселенца.

У Нетаньяху идеальные отношения с Трампом, решить вопрос с переселением - пара пустяков. Было бы желание.

На мой непросвещенный взгляд,  израильтянам надо сейчас не бодаться с палестинцами, а налегать на свое правительство и требовать от Нетаньяху и Трампа переселить (культурно, не разрушая идей гуманизма) палестинских арабов в Иорданию.
Правда, остается сомнение, что Израиль, встав твердо на ноги и развернув плечи, не захочет отвоевать у Иордании все обетованные земли. Но это покажет только время.


Рецензии
"остается сомнение, что Израиль, встав твердо на ноги и развернув плечи, не захочет отвоевать у Иордании все обетованные земли."----155%, что не захочет, а ещё и поможет НОРМАЛЬНОМУ арабскому государству в короткий срок стать на путь процветания. Уже много лет, например, Иордания получает от Израиля более половины потребляемой пресной воды, избегая водного кризиса. (А Газу, вообще, снабжал и водой, и эл/энергией, и газом и т.д., и т.п.)

---Простите за наглость, осмелюсь сослаться на свой очерк " Как делили Палестину".
Всех благ.

Геннадий Шлаин   30.01.2026 19:12     Заявить о нарушении
155%, что не захочет, а ещё и поможет НОРМАЛЬНОМУ арабскому государству в короткий срок стать на путь процветания.(с)
----------------

Я к этому отношусь философски. Разобраться бы с текущей проблемой.
А на помощь в процветании расчитывали и османские арабы. Отчасти и поэтому дали согласие на Израиль.

Ваш очерк, Геннадий, я читала, спасибо за ссылку. Давно только. Запомнился энциклопедический комментарий Алексея Аксельрода.

Удачи.

Любовь Будякова   30.01.2026 19:58   Заявить о нарушении
Извините, не понял, кто такие "османские арабы" и когда они "дали согласие на Израиль". Что Вы имеете ввиду?

Геннадий Шлаин   30.01.2026 20:49   Заявить о нарушении
Имею в виду период, предшествующий падению Османской империи, когда арабы были еще под ее властью. На Парижской мирной конференции 1919 г., глава делегации арабов Оттоманской империи – эмир Фейсал подписал с представителем Израиля протокол о согласии арабов с созданием еврейского государств на всей территории Оттоманской Палестины.

Любовь Будякова   30.01.2026 21:48   Заявить о нарушении
Это Всемирная сионистская организация ПРЕДЛОЖИЛА создать национ евреское гос-во в Палестине. Но территорию отдали под мандат Британии, которая обязалась это сделать. Эмир Фейсал ничего не подписывал - наоборот, предлагал создать в Палестине Арабскую федерацию.

Геннадий Шлаин   30.01.2026 22:25   Заявить о нарушении
"подписал с представителем Израиля" - Израиля и в помине ещё не было.

Геннадий Шлаин   30.01.2026 22:26   Заявить о нарушении
Израиля и в помине ещё не было(с)
-------------------
Упростила. Думала, проскочит.

Соглашение между Фейсалом от арабов и Вейцманом от сионистов, так будет точнее. При условии, что Великобританией будет создано независимое арабское королевство, Фейсал принял требование Вейцмана о еврейском государстве по Бальфуру.

Любовь Будякова   30.01.2026 23:39   Заявить о нарушении
Не совсем так, но не будем в этом копаться. Главное - как сейчас обеспечить нормальную МИРНУЮ ЖИЗНЬ в регионе.

Геннадий Шлаин   30.01.2026 23:46   Заявить о нарушении
Да. К тому же, как ни крути, а независимое арабское государство Иордания в Палестине таки создано. Там же этнический состав населения не изменился, 96% арабы.

Любовь Будякова   30.01.2026 23:59   Заявить о нарушении
Да, именно так. Причём на два года раньше, чем Израиль, и создано Британией без всяких резолюций ООН.

Геннадий Шлаин   31.01.2026 10:42   Заявить о нарушении