В преддверии краха. Ч. 14-VI. Пан из Духовлян

(Окончание главы)


ГЕРЦЕН (ОТ НЕМ. «HERZ» - «CЕРДЕЧНЫЙ»)

Загадочное исчезновение Герцыков, забвение этого рода порождает много домыслов и фантастических теорий, и одна из них просто мистическая. Откуда родом Герцен? Нет ли в происхождении известного писателя и критика, одного из наиболее значимых приверженцев социализма, герцыковских корней – прошлого, связанного с междуречьем, Полоччиной, Белой Русью?

Появление на свет Александра Ивановича можно назвать историей из области таинств, невероятного драматизма и судьбоносной преемственности. Судите сами.

Отец Александра Герцена — помещик Иван Яковлев, происходивший от боярина Андрея Кобылы – «как и правящие в России Романовы» (из Википедии). Как это, скажете вы? А где же прародители Герцены? А вот так – разнофамильный он с отцом. Якобы весной 1812 года в Москве немецкая девушка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг в возрасте шестнадцати лет родила внебрачного Александра от 45-летнего Яковлева. «Поскольку брак не был оформлен, сын получил придуманную фамилию Герцен (от нем. Herz, «сердце»). Но и это еще не все. Женой Александра тоже стала незаконнорождённая Наталья, причем ее отцом тоже был Яковлев, но другой - обер-прокурор Святейшего синода. И в метрической книге появилась запись: «Октября 22-го 1817 года в доме Генерала Александра Алексеевича Яковлева от приезжей иностранки Ксении родилась Наталия дочь Александрова Захарьина…» Якобы фамилию «Захарьина» она носила в память об общих предках Яковлевых. Таким образом, отец Александра Герцена был родным братом жены, и со своим кузеном Наталья познакомилась ещё в раннем детстве.

Не кажется ли эта история отчасти ненастоящей? Что-то в ней не до конца проясненное…

Герцыки исчезли с полоцкой арены после распада Великого княжества Литовского, после перехода земель под знамена Российской империи. А вслед прогремели залпы французского вмешательства, последствия наполеновского шествия на Москву. Могла та волна увлечь панский род?

Неспроста в жизни Герцена фигурирует 1812 год - первоначальный. Когда Наполеон вошел в Вильно, то местная шляхта приветствовала его. Не вся – землевладельцы делились на прозападных и прорусских, на южных и северных. Французский император пытался использовать противоречия и навязать свое правление под предлогом восстановления прежней государственности. А войска Наполеона пополнились чуть ли не 100-тысячным добровольческим корпусом из панов, главным образом, из Короны. Об отношении крестьян свидетельствует пример Полоччины. Император не надеялся на взаимность с той стороны. Междуречье, северная область не включалась в намерения француза, не рассматривалась частью единого плана. Какую позицию заняли тогда Герцыки, мы не знаем. Но не исключено, что они жаждали возврата своих владений, и особенно Духовлян, Ушачей и Ловожи с Оболью под свою юрисдикцию. А, следовательно, не могли не поддержать поход французов на Москву.

Это только версия, один из возможных вариантов объяснения, почему их имя «затерли», исключили из истории в последующий период российского властвования.

Во всяком случае, в Александре Ивановиче Герцене проявился тип человека, вобравшего революционные идеи. Напомним, он издавал прогрессивные «Колокол» и «Полярную звезду», которые можно назвать воззваниями в защиту крестьянской, обездоленной, массы и предпосылкой отмены крепостного права. И даже поддержал переворотные настроения окраин в 1863-1864 годах, отмеченных восстаниями. И такими были многие российские демократы, корни которых в пограничных землях, наиболее подверженных прогрессивному перекрою. Так все ли мы знаем?

(Продолжение следует).

На снимке: Александр Иванович Герцен (из интернета); фрагмент маршрута Наполеона (из фондов Национального архива Латвии).


30.01/26


Рецензии