Вырастить в себе мастера
Все мы вышли из детства. Эта, ставшая уже расхожей, фраза, ближе чем к кому- либо относится к нашему земляку Николаю Александровичу Башкатову. Человеку, который всю свою жизнь нёс в себе с самого раннего детства одну цель и не отклонялся в сторону от неё ни на какую- либо малость. Он никому не хвастался об этом, ни другу, ни врагу, он нёс в себе эту мысль не расплёскивая. Он знал, не сомневаясь- ему необходимо в жизни только это. Сегодня при нашем переустроенном, меркантильном отношении к мировоззрению, малознакомому человеку Николай Александрович может показаться несовременным, не модным, а может даже и неинтересным. Но после такого отзыва о нём лично мне не захотелось бы с тем человеком общаться. На мой взгляд, жизненный путь, пройденный моим героем должен бы для многих, начинающих жизнь, стать эталоном. Проторенный собственным умом и руками, честно, не сомневаясь в результате: как хотел- так и сделал. Только, к сожалению, пройти этот путь, вот так, удаётся далеко не всем.
Начинался этот путь мальчика Коли с тербунской улицы Мичурина с простого- картинок в книжках. Они не только ему нравились- они действовали обворожительно! Первое на что он обращал внимание при их рассмотрении, было- это очень похоже на моё, я это видел и в жизни, мне это хочется повторить. Увидел картинку где ребятишки катаются на лыжах на опушке леса- так это где- то у нас, на Водокачке! Это потом, повзрослев, понял, что свою известную картину «Конец зимы. Полдень.» Константин Юон писал в Подмосковье, а не в Тербунах.
Большие возможности по познанию мира, обретению навыков и умений давала школа. Нравились уроки истории. Кроме всего, ведь в школе ещё есть урок рисования, и только ради этого уже хочется не идти, а опрометью бежать туда. Бывало и на этом уроке заслушивался, когда учитель Александр Афанасьевич рассказывает о витязе в тигровой шкуре. Так, как же человек не может становится героем, когда воображение его уносит туда, в дебри Кавказа, где уже он сам – смелый витязь, выходит на борьбу врукопашную с тем самым зловещим зверем, и непременно побеждает! Учитель показывает рисунок скульптуры витязя, где его могучее тело покрыто шкурой покорённого им зверя. И тут уже возникает удивление- как художник смог его так изобразить? А ведь это, возможно, когда- то, сможет и он сам!
Хотя, иногда, жизнь оказывается намного прозаичнее. Урок продолжается. После этого рассказа учитель вешает на доску плакат с изображением плода… сливы. На сегодня это- тема урока. Приступаем к работе. А может учитель повесить на доску и другую картинку с другим романтичным названием: «Покупайте лотерею и выигрывайте машину!» - рекламный проспект… Какую лотерею? Какую машину? Но повесил- надо рисовать.
И всё же, если, по каким- то причинам, из- за отсутствия учителя в школе в этот день урок рисования отменялся, наплыву огорчений не было предела- надо ждать ещё неделю! Но известно: дорогу осилит идущий. Чтоб изобразить предмет, как на картинке, нужны только лист и бумага. И рисуй- кастрюлю, сковороду, яблоко, всё, на что натыкается глаз. Жаль, пока подсказать некому, как же всё- таки правильно нарисовать: лист бумаги- то плоский, а яблоко как ни крути- по- всякому круглое! Но выход был найден- яблоко можно слепить из глины, пластилина, даже не цветного. Да и не только яблоко или кастрюлю- голова Некрасова, или бабушки из соседнего дома поинтереснее.
Как позавидуешь сегодняшним мальчишкам и девчонкам, что у них есть такое заведение- «Школа искусств», и где преподаёт такой большой мастер, какого не во всякой городской подобной школе можно найти. Кто прошёл полный курс школы изобразительного искусства, классического академического рисунка, классической скульптуры, имеющий за плечами огромный практический опыт. И что этот опыт наживался этим мастером с детских лет, самостоятельно, терпеливо, постепенно, насыщаясь знаниями, навыками, отрывая время от игр и забав. Сегодня же многие дети идут в эту школу, часто, по настоянию родителей, чтоб «не шлындал по улице», чтоб занял своё свободное время и по многим другим причинам. А школьнику Коле Башкатову просто хотелось рисовать и лепить. Мир своей фантазии воплотить в реальность через знания, опыт и труд. Но тогда такой школы просто не было.
На первый случай было б простое желание рисовать- а этого было сверх меры! Пятиклассником Коля уже ходил к старшему другу Фёдору на улице Ленина, где тот показывал ему интересные книжки с картинками. Особенно запомнилось изображение покорения Сибири Ермаком Тимофеевичем, который представлялся в богатырских доспехах, в кольчуге, и как жаль, что он не смог спастись. Такой герой и утонул!
Позднее, Коля узнал, что существуют конкурсы рисунков в «Пионерской правде». Надо только адрес этой газеты раздобыть. Нарисовал свою любимую «Водокачку»- красивый заросший пруд, из которого раньше качали воду в паровозы. Послал и долго ждал ответа. Наверное, где- то письмо с рисунком затерялось. Пожалуй, та акварель так и осталась единственным образцом его живописи. Переборола скульптура. И желание рисовать не пропало, да и любопытство толкало дальше. Узнал, что существует заочный университет культуры имени Крупской. На первых порах захотелось поступить туда, чтоб для учёбы ему прислали книги для самостоятельного обучения рисованию- иного пути их найти, не было. Но что- то и тут не получилось. И всё равно не переставал заниматься рисунком и скульптурой самостоятельно, внимательно копировал внешний вид предметов, стараясь точнее изобразить на бумаге пропорции, бугорки, ямки, где темнее, а где светлее. Не было кому и тут подсказать, как правильно передать объём, форму предмета, оставалось пытаться понять самому.
В разговоре со взрослыми узнал, что есть художественное училище в Пензе, где учат и скульптуре, но понимал, что с его, пока слабой подготовкой, туда пробовать поступить рановато. Но школу закончил, и чтоб не терять год, устроился работать в Тербунское СМУ. Год, работая на строительстве электроподстанции, одновременно готовил скульптуры для представления на экзамен в училище.
И, когда, забывая об отдыхе, не зная выходных, слепленные им в домашних условиях скульптуры из подручного материала были представлены экзаменационной комиссии Пензенского художественного училища на суд, Коля Башкатов был принят на учёбу с первого захода. Был принят наравне с ребятами, прошедшими многолетний курс обучения в городских художественных школах. Известно- талант даётся многим, но достигают больших результатов те, кто дополняет талант упорным, бескомпромиссным трудом. В данном случае произошло именно это. Хотя, Николай сам видел, как пока не хватает ему мастерства тех, городских ребят, и ему необходимо было наращивать темп учёбы, нагонять однокурсников. А потом просто не заметил, как многих и обогнал.
После окончания 1 курса его учеба была прервана службой в Советской Армии. Многое тоже пошло на пользу: и гордость- принял на себя ответственность по выполнению долга по защите Родины, и в творческом плане научился оформительской работе. А, по окончании срока службы с головой ушёл в дальнейшую учёбу. После окончания училища понял, и этого образования ему уже мало. Но художественных институтов в стране единицы. И там набор невелик 6-7 человек в группу, хотя, требования при приёме очень высокие.
Самым удобным для поступления оказался художественный институт в городе Харьков. Знаний и умений, полученных Николаю в художественном училище, однако, хватило для поступления туда так же с первого раза. Пять лет увлечённой и активной работы в мастерских и аудиториях института пролетели незаметно, набирались знания, умения и опыт. За прилежное отношение к учёбе получал повышенную стипендию. Конечно, для взрослого парня, этих 46 рублей еле хватало. Но, постигалась цель, к которой стремился, а потому приходилось себе во многом отказывать. После окончания института удачно защитился и могли направить на работу в Кировоград. Запрос из Липецкого худфонда помог вернуться работать на родину. Окончание учёбы совпало с обретением семьи. Долго выбирать подругу жизни не пришлось - жену Надежду Николай знал с детства. Почти сразу после поступления на работу в худфонд, получил и мастерскую, и молодожёнскую квартиру. Впереди открывались широкие перспективы. Николай стал участвовать в выполнении серьёзных заказов, а художественные советы, существовавшие в то время, учили и подсказывали что- то новое, заставляли корректировать себя, прислушиваться к требованиям заказчика. Работая в мастерской фонда, выполнил два скульптурных портрета для Лебедянского краеведческого музея, для Данковского района памятник героям Великой Отечественной войны. А тут и семья подрастала- родились одновременно две дочки. Но произошёл сбой в здоровье жены, к тому же начинались сложные 90-е годы. Пришлось оставить работу в Липецке и вернуться в Тербуны, где в то время условия проживания были попроще.
Родной край принял Николая и с распростёртыми объятиями, но и со своими жизненными сложностями. Работы для скульптора в пределах района хватало, но оплачивать такие дорогостоящие сооружения у организаций района не всегда хватало средств. Иногда приходилось идти на непредвиденные компромиссы. Но это и есть жизнь. Хотя и в таких условиях, не всегда положительно влияющих на творческую работу, набирался опыт, предлагались новые заказы.
За несколько активно - творческих лет профессиональный скульптор Николай Александрович Башкатов на территории Тербунского района соорудил по собственным эскизам памятники погибшим воинам в Великой Отечественной войне в населённых пунктах: Берёзовка, Тульское, Дуброво, барельефы на Аллее Героев райцентра Тербуны, барельефы на фасаде дома культуры Тульское, на фронтоне дома культуры Урицкое, горельеф на тему трапезной культуры на стене в помещении столовой СПТУ, а так же, его деревянные сказочные персонажи украсили детские площадки Хутор Берёзовка, Тульское, Урицкое. Иногда помощь в исполнении заказов оказывал младший брат Иван, который учился на худграфе ЛГПИ. К тому же, эти работы производились в свободное от основной работы время. Основной работой теперь для него была педагогическая деятельность в родной Тербунской школе. Здесь Николай Александрович в течение нескольких лет давал ознакомительные знания по изобразительному искусству, как, когда- то давали и ему.
Конечно, предпочтительнее оказалась работа в Тербунской районной школе искусств, где он работает последние несколько лет. Здесь занимаются дети в течении восьми лет, более мотивированно, чем в общеобразовательной школе. Николай Александрович с гордостью рассказывает о своих успехах: одна из его бывших учениц поступила в художественный колледж при Строгановском Высшем художественно- декоративном училище, многие выпускники поступили на архитектурные факультеты институтов. А практически, ежегодно, с 2010 года его ученики, как участники областного конкурс-фестиваля художественного творчества детей и юношества имени народного художника России В.С. Сорокина, заносятся в каталог, как лучшие авторы. Там из 900 участников их выбирают лишь несколько десятков.
Побывав в стенах художественной школы, даже, кажется несведущий в тонкостях искусства зритель, обозревая детские работы в скульптуре на выставочном стенде, невольно удивится и разнообразию тем, и «недетскому» качеству исполнения работ. Это и говорит о «твёрдости» руки, знаниях и опыте их руководителя.
Время покажет, выйдут ли новые Конёнковы и Мухины из сегодняшних стен Тербунской школы искусств. Но, то, что они совершенно не зря провели несколько лет обучения под руководством мастера скульптуры Башкатова Николая Александровича- даёт им определённую гордость, а нам, жителям Тербунской земли добрую надежду и лёгкую зависть на то, что они получали правильные и необходимые знания по изучению искусства ваяния!
Колесник А. В. 14. 01. 2026 г.
Свидетельство о публикации №226013001826