36. II половина 1563 года, Иван Мстиславский
Двоюродный племянник господаря, а также потомок Гедимина и Чингисхана считался первым боярином Ближней думы. Иван Фёдорович за свою жизнь успел послужить кравчим, спальником, царским рындой (телохранителем), первым воеводой в Казанском походе и в походе на Ливонию в 1559 году. Он брал Мариенбург, Феллин и Полоцк, осаждал Ревель.
Иван Фёдорович не рвался в самостоятельные политические фигуры. Обладая спокойным, практически бесконфликтным характером и являясь проводником иоанновых решений, он получал гораздо более высокое положение во власти, нежели бы у него было в случае личного или корпоративного самовыражения. Постоянная верность господарю и бесцветность Мстиславского спасали его от участи Адашева, Сильвестра и иже с ними.
Правда быть лояльным и сглаживать острые углы с каждым годом становилось всё тяжелее. Слишком большой раскол наметился между Иоанном и боярством. Подозрительность господаря постепенно перекидывалась даже на Ближнюю думу.
Пригласив её членов в Александровскую слободу для следствия по делу Старицких, Иоанн не допустил их к окончательному судилищу, ограничившись участием церковников во главе с митрополитом. Вина Владимира не подлежала сомнению, но дабы не выносить сора из избы он удостоился помилования. Помилования весьма специфического, так как вернув брату свободу и удел, господарь удалил от него прежний двор и заменил его своими верными людьми.
«Старицкий ещё дёшево отделался! - считал Мстиславский. - Если бы не тесное родство, то приговор завершился бы казнью или пострижением в монастырь...»
На внешнем фронте Иоанн занимался дипломатическими мерами, долженствовавшими устранить факторы, отвлекающие от нового — решающего — удара по Литве, которая, совершенно очевидно, не собиралась отказываться от борьбы за Ливонию.
Прежде всего намечалось заключение мира с Крымским царством. Он гарантировал бы безопасность на южном направлении. Помимо девлетова посла в Москве ждали возвращения делегации из Копенгагена. Ещё год назад до господаря наконец дошло, что война против всех и сразу ведёт к итоговому поражению, поэтому лучше разбираться с противниками по очереди. Тогда он решил заключить мир с Данией, признав за королевским братом Магнусом остров Эзель и задвинскую область. В свою очередь союзный договор с Русским господарством нужен был Дании для того, чтобы начать войну со Швецией. Намечающийся конфликт двух скандинавских стран позволит отвлечь внимание короля Эрика от ливонского направления.
-Пусть шведский выскочка пока тешит себя владением Ревеля и северной Эстляндией, - услышал Мстиславский слова господаря. - Как только разберёмся с Литвой, выбьем и эриковых наместников оттуда.
Конец года ознаменовался смертями. В ноябре почил в бозе глухонемой и слабоумный Юрий Углицкий — родной младший брат Иоанна. Уже в декабре узнали о кончине Исмаила Ногайского. А в последний день месяца преставился митрополит всея Руси Макарий.
Свидетельство о публикации №226013001917