О свободе воли Иисус Христос и Великий Инквизитор

         Прошло полторы тысячи лет с тех пор, как было обещано второе пришествие Христа. В страшные времена инквизиции Христос пожелал явиться измученному народу Испании, чтобы поддержать его веру.
Тихо, незаметно, в том самом образе человеческом, в котором ходил 33 года, является Он  между  людей. Как ни странно, все узнают Его. Народ   окружает Его, следует за Ним. Он молча проходит среди них с тихою улыбкой бесконечного сострадания.  Он простирает к ним руки, благословляет их, и от прикосновения к Нему, даже лишь к одеждам Его, исходит целящая сила. Он исцеляет слепого, воскрешает умершую девочку, как и 15 веков назад.Народ плачет и целует землю, по которой идет Он.  Повсюду ликование:  "Это Он, это сам Он, это должен быть Он! это никто как Он!"
И тут появляется девяностолетний старик,   Великий Инквизитор . Он наблюдает все происходящее,  и вот,  подзывает жестом священную стражу и  – приказывает отвести Христа в  тюрьму. И народ  раздвигается; воины подходят к Нему, берут Его и уводят. Толпа склоняется до земли перед стариком, он благословляет народ и проходит далее. Пленник приводится в темное подземелье Святого Судилища и запирается там.
       "Это Ты? Ты?" - Но, не получая ответа,Инквизитор  прибавляет: "Не отвечай, молчи. Да и что бы Ты мог сказать? Я слишком знаю, что Ты скажешь. Да Ты и права не имеешь ничего прибавить к тому, что уже сказано Тобою прежде. Зачем же Ты пришел нам мешать? Ибо Ты пришел нам мешать, и Сам это знаешь. Но знаешь ли, что будет завтра? Я не знаю, кто Ты, и знать не хочу: Ты ли это или только подобие Его, но завтра же я осужу и сожгу Тебя на костре, как злейшего из еретиков, и тот самый народ, который сегодня целовал Твои ноги, завтра же, по одному моему мановению, бросится подгребать к Твоему костру угли, - знаешь Ты это? Да, Ты, может быть, это знаешь"...

     Инквизитор вспоминает о дьявольских искушениях Христа и упрекает Его за то, что  отверг их. Он  говорит Христу, что когда-то и он  был в пустыне и  питался акридами и кореньями,  благословляя свободу, которой Иисус  благословил людей, и также  готовился стать в число избранников Его. Но со временем - он  очнулся и не захотел служить безумию и  воротился к послушным и смиренным для счастья этих смиренных. Приняв  "искушения хлебом, чудом и властью над царством земным" , он отказался  от свободы,раскрытой Христом,  бремя которой  огромная масса людей была не в силах вынести  . Путь свободы- трудный, страдальческий, трагический путь. Он требует героизма, он непосилен такому ничтожному, жалкому существу, как человек . Для счастья людей необходимо успокоить их совесть, то есть отнять от них свободу выбора. Лишь очень немногие в состоянии пойти за Тем, который «возжелал свободной любви человека»,  потому  что -«человек ищет не столько Бога, сколько чудес».
Старец продолжал свои обвинения: "Ты не сошел со креста, потому что не хотел поработить человека чудом и жаждал свободной веры, а не чудесной.  Но и тут Ты судил о людях слишком высоко... Столь уважая его (человека), Ты поступил, как бы перестав ему сострадать, потому что слишком многого от него потребовал... Уважая его менее, менее от него и потребовал бы, а это было бы ближе к любви, ибо легче была бы ноша его". И тогда — "МЫ исправили подвиг твой и основали его на чуде, тайне и авторитете. И люди обрадовались, что их вновь повели как стадо".
        «Программа» Инквизитора оказывается весьма изощрённой даже в деталях: «О, мы разрешим им и грех, они слабы и бессильны, и они будут любить НАС, как дети, за то, что мы им позволим грешить. Мы скажем им, что всякий грех будет искуплён, если сделан будет с нашего позволения; позволяем же им грешить потому, что их любим, наказание же за эти грехи, так и быть, возьмём на себя. И возьмём на себя, а нас они будут обожать, как благодетелей, понёсших на себе их грехи пред Богом. И не будет у них никаких от нас тайн. Мы будем позволять или запрещать им жить с их жёнами и любовницами, иметь или не иметь детей, — всё судя по их послушанию, — и они будут нам покоряться с весельем и радостью».
     В то же время   глубочайшее  проникновение  в психический строй человека
вызывает у Инквизитора сострадание : "Ты обещал им хлеб небесный, но может ли он сравниться в глазах слабого, вечно порочного и вечно неблагодарного людского племени с земным? И если за Тобою, во имя хлеба небесного, пойдут тысячи, десятки тысяч, то что станется с миллионами и с десятками тысяч миллионов существ, которые не в силах будут пренебречь хлебом земным для небесного?  Мы дадим им тихое, смиренное счастье, счастье слабосильных существ, какими они и созданы. Мы заставим их работать, но в свободные от трудов часы мы устроим их жизнь, как детскую игру, ...мы разрешим им и грех, ибо они слабы и бессильны...Тихо умрут они, тихо угаснут во имя Твое и за гробом обрящут лишь смерть. Но мы сохраним секрет, и для их же счастья будем манить их наградою небесной и вечной".
     Притча заканчивается словами Инквизитора, обращёнными к Христу: «Сожгу тебя за то, что пришёл нам мешать. .. Завтра сожгу тебя".

    «Свобода выбора», дарованная Иисусом, выражается в возможности человека самостоятельно решать : следовать божественным заповедям (добру) или поддаваться искушениям (злу), что определяет его духовное развитие и вечную судьбу. Это фундаментальное право на действия,  которые делают любовь к Богу искренней, а не вынужденной, и влекут за собой ответственность  человека за свои поступки.
Переосмысливая три искушения Христа в пустыне  как основу управления людьми, Инквизитор  обвиняет Христа в отказе от земного царства, заявляя, что Церковь исправила этот «подвиг» ради блага людей.  Провозглашая ложь ради «блага»,  Инквизитор считает это великой жалостью к слабым людям, которых он избавляет от ответственности.
И вдруг, он признается: «я не хочу любви Твоей, потому что сам не люблю Тебя... мы не с Тобой, а с ним, вот наша тайна!».
     Учение Христа о свободе воли Инквизитор  считает  губительным для большинства слабых людей, предпочитающих покорность, а не   свободу   выбора,  которая принесла  человечеству только страдания и хаос, так как люди слишком слабы, чтобы нести  эту ношу  и предпочитают подчинение власти, которая избавит их от этого груза. Он убежден,что  Иисус поступил жестоко, требуя от людей веры без принуждения, и «исправляет» это, строя счастье на хлебах земных и покорности, признавая, что его действия, даже если они греховны, необходимы для обеспечения спокойствия и счастья большинства.
     Контраст между великими заветами Христа  и действительностью вызывает у Инквизитора  грустную иронию. Он припоминает Ему, как часто, пятнадцать веков назад, Он говорил людям: "Хочу сделать вас свободными", и добавляет: "Вот, Ты теперь увидел этих свободных людей".
     Не отрицая высоты принесенной Иисусом Христом истины, он отрицает только соответствие этой истины с природою человека и вместе  с тем  отрицает возможность следования его за ней. Другими словами, он отвергает, как невозможное, построение земных судеб человека на заветах Христа и, следовательно, утверждает необходимость построения их на каких-то иных началах.  Высокие дары свободы, истины, нравственного подвига - все это устраняется, как тягостное, как излишнее для человека.

     Христос не вступает в спор, а - отвечает на страшные обвинения молчаливым поцелуем. «Мысль изреченная есть ложь», молчание Иисуса  сильнее красноречия  инквизитора, хотя на его стороне  "чудо,  власть и авторитет". Молчание Христа  не означает, что Он отменяет свободу, Он принимает человека таким, какой он есть, со всеми его слабостями и противоречиями.

   
   В легенде  противопоставлены два мировоззрения и жизнепонимания: Евангельское христианское и антихристианское - человеческое:  изображена печальная историческая правда об отречении человека от Христа во имя соблазнов земли....
Великий Инквизитор представляет собой образ церковной иерархии, которая, стремясь к управлению массами, искажает истинный дух христианства, подменяя его системой контроля и принуждения. Он отрицает божественную любовь и милосердие, предлагая взамен жесткую и бескомпромиссную систему управления, обеспечивающую порядок ценой свободы личности.

………………………………….
Притча о Великом Инквизиторе включена во вторую часть, конец пятой главы романа "Братья Карамазовы".


Рецензии