Путешествие второе
Дома они сразу направились к ноутбуку, за которым уже сидела Ангелина.
– Сорок минут, не более, – многозначительно напомнили родители Серёжи.
– Да, мы немного поиграем, – пообещали друзья.
– А Магтерабайт сегодня не появляется, – сообщила мальчишкам Ангелина, вздыхая.
– Да я уже здесь, – тут же услышали дети голос волшебника, – я забыл предупредить, что я появлюсь, когда вы все соберётесь, мы же вместе в путешествие отправимся?
– Конечно! – хором заверили ребятишки.
– Сегодня мы попадем на ярмарку, но сначала я расскажу вам, почему устраивались ярмарки. В основном жители Кургана того времени были крестьяне, и, хотя Курган считался городом, а его жители горожанами, они сохранили привычный для себя образ жизни: держали скот, выращивали овощи, охотились, ловили рыбу. Вокруг своих домов строили сараи для домашних животных, конюшни для лошадей, разрабатывали большие огороды, пашни. Со временем многие жители начали заниматься различными ремёслами: шили одежду, обувь, катали валенки. Кто-то изготовлял домашнюю посуду: ложки, чашки, коромысла, ведра, ухваты. Кто-то орудия труда: топоры, лопаты, ножи и многое другое, всё, что нужно было для ведения хозяйства. Вот все эти товары горожане и продавали на торжках, базарах. На торжке можно было всё продать или купить: корову, лошадь, орудия труда, муку, сало, мясо, овощи, одежду, кожу …
– А что нельзя было сходить в магазин? – спросил Серёжка.
– И купить корову? – засмеялась Ангелина.
Магтерабайт и Лёва тоже заулыбались. Ребятишки сидели перед монитором и не могли дождаться, когда же они отправятся в путешествие, но волшебника слушали внимательно, понимая: всё, что он рассказывает – важно. К тому же Магтерабайт был интересным и забавным рассказчиком: он всё время передвигался, жестикулировал, иногда останавливался и поднимал многозначительно вверх палец или смешно поднимал свои прямые, как у робота, брови вверх. Ребятишки украдкой посмеивались и над ним.
– В те времена в Кургане не было ещё ни заводов, ни фабрик, – продолжал маг свой рассказ, – не было и магазинов, всё производили в своих домашних хозяйствах и несли на базар продать или обменять.
– А чем отличается ярмарка от базара? – спросила Ангелина и оглянулась на брата. – Мы ведь на ярмарку собрались, – добавила она всё ещё улыбаясь.
– Ярмарка – это, собственно тоже базар, только большой базар. Праздник, который иногда целую неделю длился. – тут же отозвался волшебник, он чему-то обрадовался и хитро, прищурив глаза, посмотрел на детей, – на ярмарке торговали не только жители Кургана, приезжали крестьяне и ремесленники из других городов и деревень, купцы, профессиональные торговцы, с различным товаром и сладостями. В Кургане в те далёкие времена проводилось четыре ярмарки в году: в марте – Алексеевская, летом – Тихоновская, в октябре – Дмитриевская. Самая весёлая и любимая декабрьская – Рождественская ярмарка. На какую ярмарку мы отправимся?
– Давайте на летнюю, – предложил Лёвка, – из зимы в лето попасть интереснее, – пояснил он свой выбор.
Брат и сестрой были не против.
– Что ж, повторяйте заветные слова и отправляемся, – согласился и волшебник.
Ребятишки закрыли глаза, произнесли: «Магтерабайт, Магтерабайт, покажи любимый край» и тут же чудесным образом оказались в совершенно незнакомом месте: на широкой площади. Площадь была заполнена повозками с лошадьми, самодельными торговыми палатками, широкими столами и скамейками. В повозках, палатках, на столах, а чаще всего прямо на земле лежал продаваемый товар. Чего здесь только не было: и корзины, и кринки, и лапти, и платки, и сарафаны. Рядом – рыба, ягоды, столы с самоварами и булками. Со всех сторон, куда ни глянь, были видны торговые ряды. Народу было столько, что иногда с трудом можно было протиснуться к продавцу. И продавцы, и покупатели выглядели нарядно, празднично. Женщины – в ярких платах, широких длинных юбках, у многих на шее красовались бусы. Мужчины – в фуражках или шляпах, кумачовых рубахах, кафтанах, в сапогах. Было очень шумно, со всех сторон слышно было, как торговались покупатели и продавцы, слышались и шутки-прибаутки, заклички, смех. Вот с одной стороны донеслось: «Налетай, не зевай, всё, что надо покупай!» Ребятишки не успели разглядеть, кто кричит, как с другой стороны закричали: «А на ярмарке что есть, нам всего не перечесть, всё, что надо продаём, всех на ярмарку зовём!» И тут же совсем рядом путешественники услышали разговор одного весёлого продавца с покупателем:
– Тебе чё надо-то?
– Сено.
– Сено? А чего не полено?
И хохочет шутник, а незадачливый покупатель отмахнулся и скрылся в толпе.
Вдруг послышался не то стук палок ритмичный, не то бой барабана. Мальчишки закрутили головами и начали подпрыгивать, чтобы увидеть, где и что гремит.
– Смотрите, смотрите, – закричал Лёва, – там медведь танцует.
Он тут же ринулся вперёд, чтобы скорее всех обогнать и посмотреть на живого медведя. Серёжка от него не отставал. Пробрались Лёва с Серёжей сквозь толпу, а сестра с магом уже там, смотрят, как медведь выплясывает под бой барабана, барабанщик нарядный, инструмент у него красочный. Рядом с медведем ещё один парень выступает, в козу наряженный, смешной, забавный, вместе с медведем такие выкрутасы выкидывает: волчком крутится, да приплясывает, остановится, да снова вприсядку, и зверь за ним всё повторяет. Весело, смешно и задорно получается. В толпе вокруг смеются, притопывают и прихлопывают. А сколько здесь ребятишек! Вот где им веселье и раздолье, у многих в руках петушки на палочках и баранки в связке на шее висят.
И снова сквозь этот шум, гам, смех особенно громко донеслось:
Собирайтесь веселей,
Дорогие зрители!
Ждём на ярмарку детей,
Ждём и их родителей!
Веселись честной народ,
В гости ярмарка идёт!
С нею вместе – песни, пляски,
С ней – потешки, шутки, сказки!
– А я знаю эту закличку, – закричал Лёва.
– И я знаю, мы такую в садике учили, и ярмарка у нас была, – поспешил сообщить и Серёжа.
– Откуда её здесь знают? – удивились друзья.
– Так с этих давних времён заклички, зазывалки, потешки и существуют. Их сочиняли прямо на ярмарках и праздниках и передавали из уст в уста своим детям, это и есть – устное народное творчество.
– Как и сказки, – вспомнили ребятишки.
Магтерабайт только улыбался по-своему: прямой рот становился шире, а черточки-брови вверх поднимались.
– Частыми гостями были затейники и скоморохи, без их весёлых представлений не обходилась ни одна ярмарка, – рассказывал волшебник.
И тут вдруг произошло невероятное: толпа людей раздвинулась, образовав большой круг, в самом центре круга два скомороха смеялись над третьим, который изображал простоватого Ивана, сидевшего на самодельной лошади задом наперёд:
– Накупил Иван товар, тут и утка и баран,
Курочка наседка, корова малолетка! Ха-ха-ха…
– Ха-ха-ха, – покатывались со смеху случайные зрители.
– Едет с ярмарки, поёт, а его народ уж ждёт,
Собрались соседки, кудахчут, как наседки!
Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста-а!!!
Тут поднялся невообразимый смех, шум, свист.
– Не удивляйтесь, –Магтерабайт догадался, что ребятишки удивлены поведением публики, – было так принято: шутили, кричали, кривлялись скоморохи, смеялись, выкрикивали комментарии и зрители. А ребятишки уже и сами поняли, что здесь можно повеселиться, потолкаться, пошевелиться. Они тоже громко смеялись над шутками, прыгали и хлопали в ладоши.
– Ваня, Ваня, простота, купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперёд и едет в огород…
Вскоре представление закончилось, скоморохи, получив угощения и подарки от зрителей, гремя бубенцами, двинулись дальше. А ребятишки хотели было пойти в другую сторону, но когда повернулись, остановились от удивления, потому что оказалось, что находятся они совсем не на ярмарочной площади, а на широкой улице. Шум и гам ярмарки остался далеко позади. Волшебник руками развёл: вот, мол, как я умею. На улице было тихо, пустынно, только недалеко от ребятишек стояла повозка. Молодой парень, видимо хозяин телеги и лошади, в красной косоворотке, с цветком в фуражке уговаривал двух девушек прокатиться с ним:
– Садитесь, девушки, прокачу, – предлагал он, придерживая поводья, – с ветерком прокачу, куда хошь доставлю, – немного воображал он перед красавицами.
Девушки долго не раздумывали, закинули свои длинные косы за плечи и, посмеиваясь, уселись в телегу. Покатилась повозка, не спеша, вдоль по улице, разгоняя в разные стороны кур, гусей и заскучавших собак.
– А можно и мне прокатиться? – побежал неожиданно Серёжка, догнал телегу и заскочил в неё, а следом и Лёва запрыгнул. Никто из людей не увидел сорванцов, но лошадь как будто что-то почуяла да и прибавила ходу, телегу затрясло и закачало в разные стороны.
– Ты куда это, окаянная, – закричал извозчик и поводья натянул, - тпру, тпру, стой, угомонись, – кричал он на коня и оглядывался на девушек. – Вот шлея под хвост-то попала, – оправдывался хозяин повозки перед красавицами, а те заливались смехом.
Только Лёва с Серёжей морщились, да на каждой кочке ёжились, а кочек-то много, а телега-то деревянная. Как только удалось парню остановить коня, соскочили друзья с телеги и заковыляли обратно. А девчонки хохочут всё им нипочём, дальше поехали кататься.
Серёжа подошёл к сестре и сказал:
– Нет, больше я на такой повозке кататься не буду.
– И я тоже, – держась за бока, хмурился Лёва.
– А что так? – смеялся Магтерабайт, – тряско?
– Что значит тряско? – спросил Серёжа, – трясёт значит? – догадался он тут же.
– Трясёт, трясёт, – подтвердил маг, – да, на деревянных колёсах подбрасывает на каждой кочке. Это вам не по асфальту на легковой машине кататься.
– А как же девчонки? Им что не больно? – удивился Лев.
– Они привычные, других-то телег они не видывали.
Ребятишки проводили взглядом удаляющуюся повозку и огляделись, кругом маленькие деревянные дома, за домами огороды, далеко за огородами виднелся лес.
– А где же непреступная стена? – поинтересовались дети.
– Прошло уже больше ста лет, надобность в такой стене-укреплении отпала, – пояснил Магтерабайт, – разбойничьи набеги прекратилась, люди разных национальностей стали жить все вместе мирно.
Волшебник немного помолчал.
– Кстати, я вам ещё школу обещал показать, – заулыбался он, – а вот и школа, – и волшебник показал на обыкновенный деревянный дом.
– Такая маленькая?
– Да, потому что в школе был всего один класс, в котором учились несколько учеников. Открылась первая школа в Кургане в 1788 году. Главными предметами для изучения были чтение, письмо, Закон Божий. Учиться в школе могли все желающие дети, но учились очень немногие, только те, чьи родители были заинтересованы в обучении своего чада и могли заплатить. В основном дети того времени никогда не учились в школе, не умели ни писать, ни читать, они с раннего детства начинали работать, помогать родителям по хозяйству, обучаться ремеслу, которым занимались потом всю жизнь.
Магтерабайт рассказывал, дети внимательно слушали и медленно шли за волшебником. Вот они поднялись на высокое крыльцо и тут же оказались в сенях, из сеней переместились в просторную комнату. Правый угол комнаты занимала большая русская печь, в переднем углу слева вверху на полочке стояли иконы. Под иконами на маленькой этажерке лежали книги. В середине комнаты стоял массивный длинный стол, вокруг стола располагались лавки, на которых сидели мальчики разных возрастов: одним было не больше семи - восьми лет, были и ребята лет четырнадцати-пятнадцати. Стояли лавки и вдоль стен комнаты, на одной из них лежали длинные тонкие прутья. Мальчиков-учеников в классе было немного, человек двенадцать, одеты они были бедно, в простые подпоясанные рубахи и широкие штаны. Лишь двое из учащихся были в сапогах, некоторые в лаптях, были и просто босые. Во главе стола сидел священник с учебником, он что-то читал, учащиеся хором повторяли за ним. Слева от учителя на коленях стоя мальчик, опустив голову.
– Но такой школа в городе оставалась не долго, – тихонько, словно его могли услышать в классе, рассказывал Магтерабайт, – в 1817 году было открыто уездное мужское 2-классное училище. Вскоре ещё и приходское училище, Богородице-Рождественское, в нём впервые могли обучаться девочки города. В училище могли обучаться дети всех сословий, девочки и мальчики не моложе 8 лет. Изучали Закон Божий, чтение, чистописание и арифметику. Занятия проводились с 15 сентября по 15 мая.
– А почему этот мальчик стоит на коленях? – спросила Ангелина, уж очень она была поражена увиденным.
– Наказан, – просто ответил Магтерабайт.
– Наказан? – тут и Серёжа с Лёвой изумились.
– Да, представьте себе, в школах того времени детей наказывали за провинности: разговариваешь на уроке – вставай в угол на колени, иногда ещё и горох под колени сыпали, – волшебник многозначительно поднял указательный палец.
– Ужас какой, – Ангелина не могла поверить в услышанное.
– Да, ужас. А если не выучил урока, розгами секли. Видите, вон они лежат на скамье, – показал маг на прутики.
– Не хотел бы я в такой школе учиться, – поспешил выйти из избы Лёва.
– Я тоже, – поспешил за ним и друг.
Ангелина и Магтерабайт вышли следом.
– А вот в то время дети, не смотря ни на что, очень хотели и стремились учиться, –заверил друзей волшебник, – да, знания давались очень немногим, и доставались не просто, – подвёл он итог.
– Я что-то домой хочу, – тихо сказал Лёва.
– Я тоже, – поддержал его друг.
И только произнесли друзья эти слова, как тут же поняли, что находятся дома, услышали, как Сева мяукнул, открыли глаза и увидели, что кот бежит к ним, подняв хвост.
– Ребятишки, – звала с кухни мама, – хватит играть, идите кушать.
– Сейчас, – отозвались друзья.
Мегабайт помахал им с экрана монитора и тут же исчез. Ангелина подхватила кота и отправилась с ним в свою комнату. А мальчишки поспешили к окну, им не терпелось посмотреть на школу, в которую они пойдут учиться осенью. Просторное, с большими окнами трёхэтажное здание, освещённое со всех сторон огнями, стояло в окружении деревьев, белых и пушистых от инея.
– Вот в такой школе я бы хотел учиться, – сказал Серёжа.
– И я, – согласился с ним Лёва.
1788г. – в Кургане открылась первая школа
1817г. – открыто уездное мужское 2-классное училище.
Свидетельство о публикации №226013000360